Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, реферат
Из сказанного с очевидностью вытекает необходимость комплексного критического анализа имеющихся научных знаний о предвыборной агитации, исследования соответствующих законодательных предписаний, правоприменительной и судебной практики с целью выработки четких и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового регулирования этой деятельности.
Введение…………………………………………………………….……..…......3
Конституционно-правовые основы выборов в РФ………….….…...…5
Информационное обеспечение выборов….……………….....……...…6
Правовое регулирование предвыборной агитации…………….….....10
Ответственность за нарушения при информировании…..….….……12
Заключение………………………………...………………………….….…..…14
Список использованных источников……………………...………...……......16
1) Информирование избирателей
комиссиями (в том числе через
СМИ) о ходе подготовки и
проведения выборов, о сроках
и порядке совершения
2) Информирование избирателей
о выборах органами
3) Информирование избирателей о выборах организациями, осуществляющими выпуск СМИ.
4) Информирование избирателей о выборах физическими и иными, помимо перечисленных выше, юридическими лицами.
5) Информирование избирателей о выборах посредством опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами.
Федеральное законодательство
предусматривает также
А) решение о назначении выборов (ст. 10 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
Б) решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме (ст. 15);
В) иные решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 30);
Г) схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение (ст. 18);
Д) списки избирательных участков, с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования (ст. 19);
Е) сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией, а также сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений (ст. 33);
Ж) сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, а также копии первого и итогового финансового отчетов кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума (если это предусмотрено законом) (ст. 59);
З) информация о времени и месте голосования на выборах (ст. 64);
И) итоги голосования и результаты выборов (ст. 72);
К) иные подлежащие в соответствии с законом обязательному опубликованию документы и информация.
Помимо этого предусмотрены обязанности тех или иных субъектов, участвующих в избирательном процессе, опубликовать определенные сведения, являющиеся необходимым условием их участия в кампании, например:
1) обязанность политической партии, выдвинувшей кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также разместить ее в сети Интернет (ст. 48);
2) обязанность соответствующих организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий при проведении выборов опубликовать в установленные законом сроки сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади (ст. 50) и др.
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
Среди многих проблем, связанных с выборами в современной России, проблемой базисной справедливо считается проблема правового обеспечения и регулирования предвыборной агитации.
Предвыборная агитация является институтом, производным от господствующего в государстве политического режима. В демократических странах она выступает в качестве главного законного средства политической борьбы в ходе выборов, обеспечивает свободные условия их проведения, состязательность и гласность, позволяет избирателям получить необходимую для голосования информацию о кандидатах и политических партиях. В тоталитарных и авторитарных государствах предвыборная агитация отсутствует вообще или представляет собой инструмент идеологического воздействия на население, с помощью которого режим монопольно культивирует выгодные ему ценности и контролирует общество, обеспечивая тем самым свое постоянное пребывание у власти.
Используемый в действующем законодательстве термин «предвыборная агитация» допускает различные варианты истолкования, поэтому предлагается заменить его термином «избирательная агитация». Он правильно и точно отражает первостепенный признак называемого им явления – период времени, в течение которого осуществляется данный вид агитации. Кроме того, следует изменить текстовую конструкцию сегодняшнего понятия, определив избирательную агитацию как осуществляемую в период избирательной кампании деятельность заинтересованных лиц, направленную на побуждение избирателей к участию или неучастию в выборах, голосованию за или против кандидата (кандидатов, список кандидатов) либо против всех кандидатов (списков кандидатов).
Право на участие в предвыборной
агитации представляет собой самостоятельное
субъективное избирательное право,
принципиальное содержание и целевую
направленность которого определяют ряд
конституционных прав и свобод человека
и гражданина (право избирать и
быть избранными в органы государственной
власти и местного самоуправления,
свобода слова и свобода
Метод предвыборной агитации4 - это совокупность приемов, способов и средств (материальных и духовных), при помощи которых заинтересованные лица осуществляют воздействие на сознание и волю избирателей с целью сформировать у них определенную модель поведения по отношению к выборам и акту голосования: участвовать или не участвовать в выборах, голосовать за или против кандидата (кандидатов) либо против всех кандидатов.
Понятие формы предвыборной агитации следует рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренней формой предвыборной агитации является система строения, определенный способ структурной организации и связи элементов ее содержания, а внешняя форма представляет собой выражение вовне (объективирование) внутренне организованного содержания этого явления. Главным структурно-организующим способом внешнего выражения предвыборной агитации выступает избирательное право, в нормах которого фиксируются элементы ее содержания (цели, сроки, объект, субъекты) и устанавливаются их конкретные параметры.
Проведение предвыборной
агитации через сеть Интернет и размещенные
в ней средства массовой информации
следует выделить в самостоятельный
метод агитационной деятельности. При
этом надлежит детально регламентировать
соответствующий порядок их применения,
в том числе определить правовой
статус указанного вида СМИ. Кроме того,
уже сегодня целесообразно
Для повышения эффективности
борьбы с абсентеизмом агитацию за
участие в выборах необходимо
разрешить избирательным
С законодательством о
выборах и референдумах нормы
информационного права и права
массовой информации теснейшим образом
взаимодействуют в рамках института
информационного обеспечения
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРИ ИНФОРМИРОВАНИИ
Действующее законодательство
устанавливает ответственность
за нарушения норм избирательного права,
в частности за нарушения в
сфере информационного
Необходимость самостоятельной квалификации нарушений в сфере информирования избирателей, участников референдума со стороны представителей СМИ обусловлена, в частности, недопустимостью сведения таких нарушений к незаконной агитации в связи с необходимостью установления в этом случае специальной агитационной цели5. При этом не следует забывать, что действия, в которых не усматривается признаков незаконной агитации, вполне могут являться нарушениями принципов и порядка информирования избирателей. С учетом сказанного для того, чтобы актуализировать вопрос о самостоятельном значении ответственности за нарушения в сфере информирования, в настоящем исследовании такая ответственность и ответственность за нарушения правил агитационной деятельности рассматриваются отдельно.
В зависимости от отраслевой принадлежности и характера санкций выделяются различные виды юридической ответственности. Ответственность за нарушения требований избирательного законодательства, которая условно может быть обозначена интегрированной категорией "электоральная ответственность", включает в себя меры конституционно-правовой, уголовной, административной, в определенных случаях также гражданско-правовой ответственности. Применение тех или иных санкций и мер ответственности зависит от характера конкретных нарушений требований избирательного законодательства и степени их общественной опасности или общественной вредности.
Конституционно-правовая ответственность
рассматривается в науке как
особый вид юридической
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за ряд нарушений непосредственно в сфере информирования избирателей.
Об уголовной ответственности
за нарушения в сфере предвыборной
агитации можно говорить тогда, когда
ответственность по статьям Уголовного
кодекса РФ наступает в связи
с воспрепятствованием
Федеральным законодательством
предусмотрена административная ответственность
участников избирательного процесса за
нарушения установленные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев избирательный процесс в Российской Федерации с точки зрения его информационного обеспечения и правового регулирования предвыборной агитации, я пришел к выводу о достаточной степени нормативной урегулированности его, но проблемности соблюдения норм и хочу обозначить основные пути возможного укрепления действенности буквы закона в этой сфере. Важность и актуальность последовательного совершенствования норм, регламентирующих информационное обеспечение выборов и референдумов в РФ, а также механизмов правового регулирования и воздействия на общественные отношения, складывающиеся в указанной сфере, не вызывает сомнения. Основными задачами совершенствования норм законодательства о выборах и референдумах (как федерального, так и регионального), предметом регулирования которых выступают отношения в сфере информационного обеспечения избирательного процесса, являются:
А) установление юридических механизмов, блокирующих возможность использования неправомерных и манипулятивных информационных избирательных технологий;
Б) дальнейшее развитие системы
гарантий прав граждан, в том числе
в наиболее политизированной и публичной
сфере избирательных
Исследование показало6, что многие сегменты информационного обеспечения избирательного процесса требуют дальнейшего серьезного изучения, в том числе с учетом перспектив их развития. Жизнь ставит новые задачи в этой области, в том числе обусловленные стремительной эволюцией информационных технологий, информационных отношений, информационной среды в целом. Рациональное и своевременное решение этих задач необходимо в целях всестороннего обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации. Институт информационного обеспечения выборов и референдумов в нашей стране продолжает эволюционировать, реагируя на новые социальные реалии и приоритеты государственного строительства в современной России. Потенциал правового регулирования и практики в сфере участия организаций, осуществляющих выпуск СМИ, в информационном обеспечении избирательного процесса, иных сферах информационного обеспечения очень велик. Его реализация, направленная на обеспечение бесконфликтного информационного поля электоральной демократии и на достижение более полной гарантированности прав, свобод и законных интересов всех участников избирательного процесса, – это приоритетная задача, к решению которой необходимо приложить самые серьезные усилия.