Информационное обеспечение выборов. Правовое регулирование предвыборной агитации в РФ. Понятие, правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Из сказанного с очевидностью вытекает необходимость комплексного критического анализа имеющихся научных знаний о предвыборной агитации, исследования соответствующих законодательных предписаний, правоприменительной и судебной практики с целью выработки четких и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового регулирования этой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..…......3


Конституционно-правовые основы выборов в РФ………….….…...…5
Информационное обеспечение выборов….……………….....……...…6
Правовое регулирование предвыборной агитации…………….….....10
Ответственность за нарушения при информировании…..….….……12



Заключение………………………………...………………………….….…..…14



Список использованных источников……………………...………...……......16

Работа содержит 1 файл

реферат. избирательное.docx

— 49.22 Кб (Скачать)

1) Информирование избирателей  комиссиями (в том числе через  СМИ) о ходе подготовки и  проведения выборов, о сроках  и порядке совершения избирательных  действий, об избирательном законодательстве, о кандидатах, об избирательных  объединениях, об итогах голосования  и о результатах выборов.

2) Информирование избирателей  о выборах органами государственной  власти, органами местного самоуправления (за исключением информирования о кандидатах, об избирательных объединениях).

3) Информирование избирателей о выборах организациями, осуществляющими выпуск СМИ.

4) Информирование избирателей о выборах физическими и иными, помимо перечисленных выше, юридическими лицами.

5) Информирование избирателей о выборах посредством опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами.

Федеральное законодательство предусматривает также обязательность официального опубликования или  обнародования в установленные  сроки определенных сообщений, информации. Систематизируя такие требования можно  выделить следующие обязательные для  опубликования (обнародования) документы  и информацию:

А) решение о назначении выборов (ст. 10 ФЗ "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации");

Б) решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме (ст. 15);

В) иные решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 30);

Г) схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение (ст. 18);

Д) списки избирательных участков, с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования (ст. 19);

Е) сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией, а также сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений (ст. 33);

Ж) сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, а также копии первого и итогового финансового отчетов кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума (если это предусмотрено законом) (ст. 59);

З) информация о времени и месте голосования на выборах (ст. 64);

И) итоги голосования и результаты выборов (ст. 72);

К) иные подлежащие в соответствии с законом обязательному опубликованию документы и информация.

Помимо этого предусмотрены  обязанности тех или иных субъектов, участвующих в избирательном процессе, опубликовать определенные сведения, являющиеся необходимым условием их участия в кампании, например:

1) обязанность политической партии, выдвинувшей кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также разместить ее в сети Интернет (ст. 48);

2) обязанность соответствующих организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий при проведении выборов опубликовать в установленные законом сроки сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади (ст. 50) и др.

 

 

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

 

Среди многих проблем, связанных с выборами в современной России, проблемой базисной справедливо считается проблема правового обеспечения и регулирования предвыборной агитации.

Предвыборная агитация является институтом, производным от господствующего  в государстве политического  режима. В демократических странах  она выступает в качестве главного законного средства политической борьбы в ходе выборов, обеспечивает свободные  условия их проведения, состязательность и гласность, позволяет избирателям  получить необходимую для голосования  информацию о кандидатах и политических партиях. В тоталитарных и авторитарных государствах предвыборная агитация отсутствует  вообще или представляет собой инструмент идеологического воздействия на население, с помощью которого режим  монопольно культивирует выгодные ему  ценности и контролирует общество, обеспечивая тем самым свое постоянное пребывание у власти.

Используемый в действующем  законодательстве термин «предвыборная  агитация» допускает различные  варианты истолкования, поэтому предлагается заменить его термином «избирательная агитация». Он правильно и точно  отражает первостепенный признак называемого  им явления – период времени, в  течение которого осуществляется данный вид агитации. Кроме того, следует  изменить текстовую конструкцию  сегодняшнего понятия, определив избирательную  агитацию как осуществляемую в период избирательной кампании деятельность заинтересованных лиц, направленную на побуждение избирателей к участию  или неучастию в выборах, голосованию  за или против кандидата (кандидатов, список кандидатов) либо против всех кандидатов (списков кандидатов).

Право на участие в предвыборной агитации представляет собой самостоятельное  субъективное избирательное право, принципиальное содержание и целевую  направленность которого определяют ряд  конституционных прав и свобод человека и гражданина (право избирать и  быть избранными в органы государственной  власти и местного самоуправления, свобода слова и свобода массовой информации, право на информацию, а  также право на мирные собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирования).

Метод предвыборной агитации4 - это совокупность приемов, способов и средств (материальных и духовных), при помощи которых заинтересованные лица осуществляют воздействие на сознание и волю избирателей с целью сформировать у них определенную модель поведения по отношению к выборам и акту голосования: участвовать или не участвовать в выборах, голосовать за или против кандидата (кандидатов) либо против всех кандидатов.

Понятие формы предвыборной агитации следует рассматривать  в двух аспектах – внутреннем и  внешнем. Внутренней формой предвыборной агитации является система строения, определенный способ структурной организации  и связи элементов ее содержания, а внешняя форма представляет собой выражение вовне (объективирование) внутренне организованного содержания этого явления. Главным структурно-организующим способом внешнего выражения предвыборной агитации выступает избирательное право, в нормах которого фиксируются элементы ее содержания (цели, сроки, объект, субъекты) и устанавливаются их конкретные параметры.

Проведение предвыборной агитации через сеть Интернет и размещенные  в ней средства массовой информации следует выделить в самостоятельный  метод агитационной деятельности. При  этом надлежит детально регламентировать соответствующий порядок их применения, в том числе определить правовой статус указанного вида СМИ. Кроме того, уже сегодня целесообразно закрепить  в законодательстве общие условия  использования в предвыборной агитации мобильной и пейджинговой связи.

Для повышения эффективности  борьбы с абсентеизмом агитацию за участие в выборах необходимо разрешить избирательным комиссиям, органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным  лицам, а также средствам массовой информации и журналистам.

С законодательством о  выборах и референдумах нормы  информационного права и права  массовой информации теснейшим образом  взаимодействуют в рамках института  информационного обеспечения выборов  и референдумов. Цель исследования их взаимодействия, их взаимного влияния  видится в определении оптимального соотношения правового регулирования  распространения информации в целом  и специального правового регулирования  распространения информации о выборах  и референдумах, соответствующего потребности  обеспечения и защиты избирательных прав граждан. В этой связи ниже рассматриваются особенности распространения специальной информации о выборах, референдуме в период избирательной кампании, кампании референдума по сравнению с общим правовым режимом распространения информации в Российской Федерации. Установление определенных особенностей правового регулирования распространения информации, связанной с выборами, в том числе введение более строгих правил, обусловлено объективными причинами. Это прежде всего связь распространения такой информации с функционированием институтов непосредственного народовластия. К тому же информационное обеспечение выборов является (особенно в части агитационной деятельности) самой политизированной и экспрессивной составляющей избирательного процесса. Оно представляет собой широкое поле для применения разного рода негативных технологий, в том числе осуществляемых с целью манипулятивного воздействия на избирателей. В этой связи перед законодателем стоит ответственная задача поиска золотой середины в правовом регулировании информационного обеспечения выборов, поддержания рационального баланса между императивным законодательным регулированием отношений в этой сфере и этическим, профессиональным саморегулированием деятельности производителей и распространителей специальной информации о выборах.

 

 

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРИ ИНФОРМИРОВАНИИ

 

Действующее законодательство устанавливает ответственность  за нарушения норм избирательного права, в частности за нарушения в  сфере информационного обеспечения  выборов. По моему мнению, ответственность  за нарушение порядка и правил информирования избирателей имеет  самостоятельное значение наряду с  ответственностью за нарушения правил агитационной деятельности.

Необходимость самостоятельной  квалификации нарушений в сфере  информирования избирателей, участников референдума со стороны представителей СМИ обусловлена, в частности, недопустимостью  сведения таких нарушений к незаконной агитации в связи с необходимостью установления в этом случае специальной  агитационной цели5. При этом не следует забывать, что действия, в которых не усматривается признаков незаконной агитации, вполне могут являться нарушениями принципов и порядка информирования избирателей. С учетом сказанного для того, чтобы актуализировать вопрос о самостоятельном значении ответственности за нарушения в сфере информирования, в настоящем исследовании такая ответственность и ответственность за нарушения правил агитационной деятельности рассматриваются отдельно.

В зависимости от отраслевой принадлежности и характера санкций  выделяются различные виды юридической  ответственности. Ответственность  за нарушения требований избирательного законодательства, которая условно  может быть обозначена интегрированной  категорией "электоральная ответственность", включает в себя меры конституционно-правовой, уголовной, административной, в определенных случаях также гражданско-правовой ответственности. Применение тех или иных санкций и мер ответственности зависит от характера конкретных нарушений требований избирательного законодательства и степени их общественной опасности или общественной вредности.

Конституционно-правовая ответственность  рассматривается в науке как  особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками таковой, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с  политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером. Такая ответственность предусмотрена за нарушение конституционно-правовых норм, в частности норм избирательного права, и налагается посредством применения к правонарушителю специфических санкций. В аспекте избирательного процесса конституционно-правовая ответственность выступает, в том числе как избирательно-правовая, заключающаяся в применении специальных санкций публичного характера, поражающих допустивших правонарушения участников избирательного процесса в правах в рамках конкретной избирательной кампании. Примером конституционно-правовой ответственности за нарушения, в том числе в сфере информирования избирателей, участников референдума может служить специфическая санкция (приостановление выпуска СМИ), в отношении организаций, осуществляющих выпуск СМИ.

Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях  предусмотрена ответственность  за ряд нарушений непосредственно  в сфере информирования избирателей.

Об уголовной ответственности  за нарушения в сфере предвыборной агитации можно говорить тогда, когда  ответственность по статьям Уголовного кодекса РФ наступает в связи  с воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином права  на участие в предвыборной агитации, являющегося одним из избирательных  прав граждан, а также в связи  с незаконным финансированием агитационной деятельности.

Федеральным законодательством  предусмотрена административная ответственность  участников избирательного процесса за нарушения установленные законами о выборах и референдумах правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев избирательный процесс в Российской Федерации с точки зрения его информационного обеспечения и правового регулирования предвыборной агитации, я пришел к выводу о достаточной степени нормативной урегулированности его, но проблемности соблюдения норм и хочу обозначить основные пути возможного укрепления действенности буквы закона в этой сфере. Важность и актуальность последовательного совершенствования норм, регламентирующих информационное обеспечение выборов и референдумов в РФ, а также механизмов правового регулирования и воздействия на общественные отношения, складывающиеся в указанной сфере, не вызывает сомнения. Основными задачами совершенствования норм законодательства о выборах и референдумах (как федерального, так и регионального), предметом регулирования которых выступают отношения в сфере информационного обеспечения избирательного процесса, являются:

А) установление юридических  механизмов, блокирующих возможность  использования неправомерных и  манипулятивных информационных избирательных технологий;

Б) дальнейшее развитие системы  гарантий прав граждан, в том числе  в наиболее политизированной и публичной  сфере избирательных правоотношений – сфере информационного обеспечения  выборов и референдумов.

Исследование показало6, что многие сегменты информационного обеспечения избирательного процесса требуют дальнейшего серьезного изучения, в том числе с учетом перспектив их развития. Жизнь ставит новые задачи в этой области, в том числе обусловленные стремительной эволюцией информационных технологий, информационных отношений, информационной среды в целом. Рациональное и своевременное решение этих задач необходимо в целях всестороннего обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации. Институт информационного обеспечения выборов и референдумов в нашей стране продолжает эволюционировать, реагируя на новые социальные реалии и приоритеты государственного строительства в современной России. Потенциал правового регулирования и практики в сфере участия организаций, осуществляющих выпуск СМИ, в информационном обеспечении избирательного процесса, иных сферах информационного обеспечения очень велик. Его реализация, направленная на обеспечение бесконфликтного информационного поля электоральной демократии и на достижение более полной гарантированности прав, свобод и законных интересов всех участников избирательного процесса, – это приоритетная задача, к решению которой необходимо приложить самые серьезные усилия.

Информация о работе Информационное обеспечение выборов. Правовое регулирование предвыборной агитации в РФ. Понятие, правовое регулирование