Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, реферат
Из сказанного с очевидностью вытекает необходимость комплексного критического анализа имеющихся научных знаний о предвыборной агитации, исследования соответствующих законодательных предписаний, правоприменительной и судебной практики с целью выработки четких и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового регулирования этой деятельности.
Введение…………………………………………………………….……..…......3
Конституционно-правовые основы выборов в РФ………….….…...…5
Информационное обеспечение выборов….……………….....……...…6
Правовое регулирование предвыборной агитации…………….….....10
Ответственность за нарушения при информировании…..….….……12
Заключение………………………………...………………………….….…..…14
Список использованных источников……………………...………...……......16
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
РЕФЕРАТ
по дисциплине "Избирательное право"
ТЕМА:
Информационное обеспечение выборов. Правовое регулирование предвыборной агитации в РФ.
Понятие, правовое регулирование.
Проверил:
преподаватель
Мирошников Е.В.
Выполнила:
Студентка 2 курса
Семичева А.Ю.
Белгород – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………………...……………
Список использованных источников……………………...………...…….
ВВЕДЕНИЕ
При изучении избирательного права России, основополагающим понятием данной дисциплины я обозначил демократию. Демократия, или принцип народовластия, подразумевает прежде всего ограничение властных полномочий руководителей государства и государственных органов по назначению должностных лиц, государственных и муниципальных органов власти волей избирателей. Она определяется наличием в стране развитого гражданского общества, отдельного от государства, и местного самоуправления, как гарантии, установленной государством в рамках основ конституционного строя либерально-демократического правового государства.
Совершенствование системы
организации и проведения выборов
все еще остается весьма актуальным
направлением государственной политики
и конституционно-правовой реформы.
И в первую очередь это относится
к ее нормативно-правовому
Развязывание «информационных
войн», широкое применение «административного
ресурса», активное участие в агитации
СМИ и других лиц, которым это
запрещено законом, неэффективный
механизм юридической ответственности
- все эти и многие другие не менее
острые проблемы до сих пор так
и не решены. И это при том, что
законодательство о выборах постоянно
корректируются, а объем нормативного
массива неизменно
Для молодой российской демократии использование различного рода сомнительных, а порой и откровенно «черных»1 избирательных технологий является особенно опасным. В обществе еще не созрели защитные механизмы от подобной активности. Широкое применение таких технологий ставит под сомнение легитимность выборов, снижает и без того низкий уровень доверия общества к праву и демократическим институтам, сокращает участие граждан в осуществлении народовластия.
Преимущества новых средств массовых коммуникаций и их стремительное развитие предоставили заинтересованным лицам качественно иные возможности по манипулированию общественным сознанием и групповым поведением. Сущность этих процессов еще мало изучена, а практика в данной области значительно опережает юридическую теорию и законодательство. Уже сегодня необходимо реально оценивать роль этих инструментов в избирательной кампании, целесообразность использования в предвыборной агитации и, что самое важное, - представлять себе последствия их активного внедрения в избирательный процесс. Все это делает актуальным исследование вопросов защиты граждан от информационного давления и попыток манипулирования их свободным выбором. Только имея ясное представление об особенностях такого рода технологий, можно эффективно осуществлять меры противодействия им с помощью права.
Из сказанного с очевидностью
вытекает необходимость комплексного
критического анализа имеющихся
научных знаний о предвыборной агитации,
исследования соответствующих
Представление о том, что
выборы и референдумы являются базовыми
институтами политической демократии,
не требует развернутых
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫБОРОВ В РФ
К источникам конституционных норм, касающихся вопросов избирательного права отнесены: Конституция РФ, Федеральные законы № 138-ФЗ от 9.06.1995. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", № 55-ФЗ от 7.07.1995. "О референдуме Российской Федерации", № 138-ФЗ от 26.11.1996. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления", № 126-ФЗ от 21.04.1995. "О выборах Президента Российской Федерации" и др.
Ст. 3 Конституции РФ закрепляет, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Ст. 84 наделяет полномочиями по назначению выборов депутатов ГД и референдума президента РФ. Ст. 94 определяет, что выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Конституционное право, как основополагающая отрасль, закрепляет основные принципы избирательного права, определяет порядок выборов основных органов власти или обязует издать соответствующий закон, регламентирующий порядок выборов.
По моему мнению2, конституционные основы правового института информационного обеспечения выборов (а не всего комплекса избирательных прав граждан) следует ограничивать положениями ст. 29 Конституции РФ, определяющей базовые параметры информационного оборота в стране, в их взаимосвязи с регламентирующими избирательные права граждан нормами ст. 32 Конституции. Положения каждой части ст. 29 закладывают основы установления правового режима распространения любой информации, в частности специальной информации о выборах и референдумах, в том числе в период избирательной кампании.
Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова. На основании данного положения свобода слова, выражения мнения должна быть гарантирована соответствующими нормами и в процессе информационного обеспечения выборов (референдумов). Часть 2 названной статьи гласит: "Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства". Это единственная конституционная норма, в которой используется термин "агитация". Конституированные данной нормой ограничения являются обязательными и в сфере информационного обеспечения избирательного процесса. В соответствии с ч. 3, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Часть 4 указанной статьи устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно части 5 гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура.
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ
Развитие демократических
институтов в современной России
происходит одновременно со стремительной
эволюцией информационной среды, появлением
и развитием новых
Информационное обеспечение избирательного процесса является также одной из важнейших составляющих системы гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Неслучайно в ст. 44 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" говорится, что информационное обеспечение способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Максимально полная, объективная, достоверная и своевременная информация, касающаяся избирательной кампании, ее участников, порядка и сроков осуществления избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума и т. д. является необходимым условием реализации гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, имеет важное значение для формирования у граждан определенных электоральных приоритетов, на которых основывается их осознанный выбор.
Информационное обеспечение выборов нужно рассматривать: во-первых, как комплексный правовой институт, представляющий собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, предметом регулирования которых выступают отношения, складывающиеся в сфере производства и распространения специальной информации о выборах и референдумах в период избирательной кампании; во-вторых, что уже отмечено, как составную часть системы гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; в-третьих, как составную часть избирательного процесса.
Информирование избирателей представляет собой осуществляемую в период избирательной кампании систематическую деятельность по доведению до сведения избирателей объективной и достоверной информации, связанной с выборами, не носящей агитационного характера3.
Цели информирования избирателей определяются общей целью информационного обеспечения выборов, обозначенной в ст. 44 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", – способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Анализируя названную и иные нормы, посвященные информированию избирателей, можно выделить следующие цели такого информирования:
А) доведение до сведения избирателей информации о проводимых выборах с тем, чтобы обеспечить их осведомленность о дате голосования, установленных законом сроках и порядке избирательных действий и т.д. и, соответственно, возможность их участия в этих выборах;
Б) доведение до сведения избирателей объективной информации о проводимых кандидатами, избирательными объединениями, иными субъектами избирательного процесса предвыборных мероприятиях;
В) ознакомление избирателей с электоральным настроением определенного круга граждан путем опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами;
Г) обеспечение максимальной информированности граждан обо всех событиях и мероприятиях, связанных с проводимыми выборами, способствующей формированию целостной объективной картины текущей избирательной кампании у избирателей;
Д) доведение до сведения избирателей сведений об итогах голосования и о результатах выборов, а также сведений о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Закон дифференцирует информирование избирателей на виды в зависимости от характера информации и от субъектов, осуществляющих информирование. По этим основаниям можно выделить следующие виды информирования избирателей: