Идеологические конфликты современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:15, реферат

Описание работы

Идеологическая борьба - это борьба за влияние на общественное сознание и поведение людей; это подготовка и обоснование в глазах людей своего пути решения коренных политических и социально-экономических проблем. В современном обществе, где многие стороны жизни подверглись “экономизации”, обоснование последнего из названных аспектов приобретает принципиальную значимость. Современные ученые, рассматривая генезис самого понятия “идеология” и соотношение истины и идеологии, анализируют также особенности духовной и практической ориентации людей, способы распространения идеологии и ее влияния на общественную жизнь, роль мировоззрения в стабилизации или расшатывании общественного строя, пытаются осмыслить кризис традиционных форм сознания и одновременно выработать новую, “глобальную”, “планетарную”, “вселенскую” систему ценностей и т. д.
Бытование идеологии в ХХ веке в мире можно условно разделить на три волны, каждая из которых может быть описана конкретной концепцией.

Работа содержит 1 файл

реферат по идеологии.docx

— 30.87 Кб (Скачать)

В начале работы мы уже говорили об “экономизации” отношений в современном мире. Сегодня даже обновление традиционных идеологий и появление их неклассических форм (неомарксизм, неолиберализм, неоконсерватизм) связано с пересмотром “оценки  экономической деятельности государства”. Разоблачение пропагандистских кампаний могло быть эффективным только в том случае, если бы вскрывались их главные, материальные основания, коренной интерес сил, стоящих за проведением этих кампаний. “Однако ни в СССР, ни в других странах социализма не было даже серьезных попыток найти точные характеристики происходящего”.

Бессистемность идеологического  обеспечения национальных интересов  главным образом отразилась в  деятельности советских, а затем  российских СМИ.

Средства  массовой информации России в условиях скрытого, но вполне реального конфликта идеологий “не имели четкой линии, на научной базе разработанной концепции, твердых позиций”, с которых можно было противостоять информации, направленной на разрушение сверхдержавы. СМИ страны “ничего не сделали для сохранения общего экономического пространства, наоборот, в большинстве своем старались преподнести его распад как прогрессивное явление”.

Итак, определена роль СМИ как “наиболее мобильной” части идеологической борьбы. Мы бы отметили также роль средств массовой информации как медиума, проводника идей. Приоритетный статус прессы и  в особенности электронных СМК  в любой сфере (тем более в  области идеологии) объясняется  также тем, что все современные  изменения происходят на фоне становления  информационного общества.

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 «Информационное общество»

 

“Информационное общество - понятие, предполагающее взгляд на современное общество с точки  зрения стремительно возрастающей, всепроникающей информации о всех сторонах его жизнедеятельности. В этом понятии стержневым является управленческий аспект развития современного общества в целом. На возрастающее с  развитием информационного общества  управленческое значение средств массовой коммуникации указывают предупреждения, что третья мировая война уже  идет; это “партизанская война  информации, не признающая различия между  военными и гражданскими лицами” (М.Маклюэн). Все более привычным становится осуществление дипломатии средствами массовой коммуникации, особенно телевидения, - с присущими ей сценаризмом и  способами воздействия на сознание человека и общества”.

Итак, в связи  с этим лидерство в развитии информационных технологий и средств массовой коммуникации становится все более эффективным  средством обеспечения господствующего  положения в мире в нынешнюю эпоху. Западные государства и Япония ближе  подошли к завершению формирования информационных обществ; они обладают более развитыми информационными  системами и высокими технологиями в области СМИ. Поэтому нетрудно предположить информационный приоритет, а в ряде случаев и диктат лидера, причем речь идет не об абстрактных  лидерах-государствах. Эпоха информационного  общества формирует инфократию - элиту  с присущими ей специфическими идейными, политическими и экономическими интересами. Одной из новых серьезных  политических проблем стал вопрос о  том, не усиливает ли информатизация общества авторитарные тенденции. Можно  представить себе такое положение  дел, когда правящие круги знают  все, что им нужно, а все остальные  не знают ничего.

“Тенденции  развития в сфере информации позволяют  предположить, что политическая власть, приобретаемая большинством благодаря  концентрации информации, не будет  осуществляться непосредственно. Сложившаяся властвующая элита может оказаться своего рода “инфократией”, источник власти которой не какие-либо заслуги перед народом, а лишь большие возможности использовать информацию.”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

          Можно подвести некоторые итоги. Итак, современные западные идеологии испытывают внутренние конфликты:

- черты лидирующего либерализма подвергаются трансформации: приверженность эволюции сменяется революционностью (например, пропаганда принципа “все и сейчас” по отношению к уровню благосостояния);

- от принципа коллективизма, присущего неолиберализму, осуществляется переход к провозглашению индивидуализма (пропаганде личного успеха) и т.д.;

- марксизм, - несмотря на дискредитацию,  по мнению некоторых ученых, является  привлекательным как “недостижимый  идеал”, однако не играет роли  конкурентоспособной идеологии;

- СМИ активно участвуют в конфликтах между идеологиями - агрессивно заполняют идеологический вакуум, возникший в посткоммунистических странах, и дезорганизуют население, пропагандируя потребительство, нереальное в данный момент для этих стран.

Говоря о  современном конфликте идеологий, мы уже неоднократно упоминали о  неявном, скрытом характере акций (идеологических, пропагандистских), присущих противостоянию идей ХХ века. Опираясь на фундаментальные знания того, что  “полем битвы” идеологий являются умы людей, а “оружием” - средства массовой коммуникации, можно сказать о том, что в настоящее время усиливается роль СМИ в противоборстве идеологий современности, и сегодня мы уже можем говорить и о таком явлении, как «информационная война».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Котович М. А., ФП, 1 к., ДПХ-3, 30.04.2012.

 


Информация о работе Идеологические конфликты современности