Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:15, реферат
Идеологическая борьба - это борьба за влияние на общественное сознание и поведение людей; это подготовка и обоснование в глазах людей своего пути решения коренных политических и социально-экономических проблем. В современном обществе, где многие стороны жизни подверглись “экономизации”, обоснование последнего из названных аспектов приобретает принципиальную значимость. Современные ученые, рассматривая генезис самого понятия “идеология” и соотношение истины и идеологии, анализируют также особенности духовной и практической ориентации людей, способы распространения идеологии и ее влияния на общественную жизнь, роль мировоззрения в стабилизации или расшатывании общественного строя, пытаются осмыслить кризис традиционных форм сознания и одновременно выработать новую, “глобальную”, “планетарную”, “вселенскую” систему ценностей и т. д.
Бытование идеологии в ХХ веке в мире можно условно разделить на три волны, каждая из которых может быть описана конкретной концепцией.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра политологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Основы идеологии белорусского государства
на тему: Идеологические конфликты современности
Студент
ФП, 1-й курс, ДПХ-3
Проверила
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..............................
1 Конфликт новых форм либерализма и консерватизма ………………………5
2 Столкновение системы “буржуазных” идеологий и марксизма ...…………..6
3 Идеологический вакуум …………………………..……………………………8
4 «Информационное общество» ………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Идеологическая
борьба - это борьба за влияние на
общественное сознание и поведение
людей; это подготовка и обоснование
в глазах людей своего пути решения
коренных политических и социально-экономических
проблем. В современном обществе,
где многие стороны жизни подверглись
“экономизации”, обоснование последнего
из названных аспектов приобретает
принципиальную значимость. Современные
ученые, рассматривая генезис самого
понятия “идеология” и
Бытование идеологии в ХХ веке в мире можно условно разделить на три волны, каждая из которых может быть описана конкретной концепцией:
Последняя из
названных концепций
После выхода в свет в 1929 г. книги К. Мангейма “Идеология и утопия” теория идеологии на Западе долгие годы не разрабатывалась. Разумеется, изучение этой проблемы не прекращалось, развивались и складывались другие социальные дисциплины (например, социология массовой коммуникации), в рамках которых рассматривались те или иные стороны идеологического процесса. Постепенное снижение интереса к теории идеологии на Западе, которое началось в 30-х годах и продолжалось до 70-х годов, отечественные ученые пытались объяснить “последовательным нарастанием позитивистских тенденций в общественном сознании капиталистических стран. Позитивизм строит свои выводы лишь на базе эмпирических данных, полученных естественными и техническими дисциплинами. Он отвергает при этом единую теорию общественного развития, декларируя множественность истин...”
Укрепление
позитивистской методологии в
буржуазной науке привело к
тому, что в начале 50-х годов
известные западные теоретики
Р. Арон, Д. Белл, С. Липсет, Э.
Шилз, А. Шлезингер, стали
Мотивы “деидеологизации” развиваются на Западе и сегодня, хотя и менее активно. В 70-х и особенно 80-х гг. отношение исследователей к теории идеологии резко изменилось. Сложились новые версии теории идеологии, отражающие ее характеристику как общественного феномена, ее роль в современном мире. Таким образом, концепцию “деидеологизации” стала постепенно заменять концепция “реидеологизации”.
В трудах отечественных исследователей Т. И. Ойзермана, Л. В. Скворцова, В.В. Мшвениерадзе, Л.Н. Москвичева, М. К. Мамардашвили, П.С. Гуревича и других дан анализ специфики современной идеологии, соотношения идеологии и общественных наук; изучены механизмы “производства” и “потребления” идеологических представлений, их роли в функционировании общества, прослежена связь идеологии и массового сознания.
Итак, мы выяснили, что ,несмотря на провозглашенный в свое время тезис о “деидеологизации”, конфликты идеологий в современном мире существуют. Попытаемся охарактеризовать сталкивающиеся системы идей.
Либерализм (в ХХ в. - неолиберализм) - это совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, политических партий или правительств, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.
“В мировоззренческом
плане основу либерализма составляет
принцип индивидуальной свободы, неприятие
групповых, классовых, националистических
и др. предрассудков, космополитизм,
терпимость, демократизм, подчеркивание
самоценности личности. Стержнем теории
либерализма является идея прирожденных,
неотчуждаемых прав человека на жизнь,
свободу и частную
В экономическом плане главным
в либерализме является невмешательство
государства в экономику, развитие
свободного рынка и свободной
конкуренции. В политическом плане
либерализм предусматривает необходимость
правового государства с
Общественно-политическая мысль Запада до 70-х годов развивалась в условиях т.н. либерально-консервативного консенсуса. Современные теоретики неолиберализма дополняют классическое учение. М. Фридман утверждает, что и в нынешних условиях остается верной мысль А.Смита о том, что экономическая свобода - превыше всего. А Р.Дарендорф, например, развивая теорию либерализма, выдвинул принцип “обогащения жизненных шансов”.
Подрыв либерально-
В этих условиях набирает силу неоконсерватизм, его альтернативные предложения: ориентация на индивидуализацию трудовых отношений, на усиление конкуренции между наемными работниками за рабочие места и на ограничение либеральных свобод.
2 Столкновение системы “буржуазных” идеологий и марксизма
Следующим назовем традиционный конфликт, ставший основой “холодной войны” - столкновение системы “буржуазных” идеологий и марксизма.
Среди идей марксизма, сохраняющих свое значение и сегодня, выделяют следующие:
К. Маркс обосновал положение, что правовые и политические отношения коренятся в материальных жизненных отношениях. “Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточного простора, и новые, более высокие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах старого общества”. Это важное методологическое положение и сегодня в качестве основополагающего признают многие социологи и политологи.
Однако в
современных условиях более всего
подвергается критике именно этот подход
к анализу исторических реалий. Он
объявляется
Изучением марксизма и в особенности неомарксизма занимались не только отечественные теоретики. Несмотря на крах этой идеологии в СССР, общие идеи коммунизма остаются притягательными и оказывают воздействие на другие идеологии. “Устарели методы достижения коммунизма, некоторые принципы этой идеи, ... что в сочетании с оголтелой критикой способствовало дискредитации всей идеи в целом.” Дискредитации идеи способствовало течение неомарксизма (появилось в 20-е гг., всплеск популярности в 60-е - движение “новых левых”); в его развитии активно участвовали теоретики Франкфуртской школы - Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно. Сторонникам неомарксизма был свойственен нигилизм и политический экстремизм, что тоже не прибавило популярности традиционной идеологии марксизма.
3 Идеологический вакуум
Продолжим идею
об идеологическом вакууме, возникшем,
в частности, в России после краха
идеологий этатического характера
(тоталитаризма, авторитаризма). Некоторые
отечественные ученые открыто говорят
о непосредственной связи между
отсутствием государственной
В годы, предшествовавшие развалу Советского Союза, “в условиях усиления буржуазной идеологии наша идеология продемонстрировала свою беспечность, расписалась в своей слабости, быстро лишилась такого важнейшего качества, как наступательность”. В качестве одной из причин этого явления А. Магометов называет следующую: среди теоретиков марксизма-ленинизма “укоренилось необоснованное утверждение того, что буржуазная идеология утратила историческую перспективу, переживает глубокий кризис, а поэтому можно считать исчерпанным вопрос о необходимости бороться с ней”. Тогда же, во время начала реформаторской политики в СССР, затем в России, появились первые, на наш взгляд, попытки замаскировать существование конфликтов идеологий. Выдвигался тезис “о необходимости замены "устаревшего" социализма новым. Особое внимание при этом как в теории, так и в пропаганде уделялось реформистской концепции "демократического социализма". В теории и пропаганде через средства массовой информации навязывались различные модификации этой концепции - "этнический", "рыночный", "христианский" и прочие социализмы. При этом преследовалась конкретная цель: отвлечь внимание людей от научного социализма и необходимости борьбы за его идеалы, создавая таким образом впечатление, будто идеология и пропаганда Запада не только не против социализма, а, наоборот, даже заинтересованы в его совершенствовании”. На смену явным проявлениям конфликта идеологий пришли латентные формы противостояния.