Идеальное государство Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является наиболее полное раскрытие и анализ модели идеального государства Платона.
Основными задачами можно считать:
Анализ важнейших биографических фактов жизни Платона.
Раскрытие основных черт идеального государства
Рассмотрение особенностей формы правления в идеальном государстве Платона
Раскрытие основных положений, касающихся свобод и прав человека и гражданина в идеальном государстве Платона.

Содержание

Введение
Краткая биография и основные идеи Платона
Труд «Государство» как учение об идеальном государстве
Основные положения диалогов «Критий» и «Политик» как существенный этап становления идеи идеального государства Платона
Эволюция идеи идеального государства в диалоге «Законы»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии на тему Идеальное государство Платона.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию  государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого  проекта, здесь проводятся идеи смешанной  формы государства и сочетания  моральных методов осуществления  власти с правовыми.

Идеальным государственным  устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам  относятся: демократический принцип  арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический  принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства  находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании  демократических и монархических  принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных  органов тайное «ночное собрание», в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей. Им вручается  верховная власть в государстве.

Все выборные государственные  органы и правители обязаны действовать  в точном соответствии с законом. Что же касается мудрецов из «ночного собрания», то они причастны к  божественной истине и в этом смысле стоят над законом. Согласившись с тем, что общественную жизнь  необходимо урегулировать нормами  писаного права, Платон не мог по своим  идейным соображениям допустить  верховенство закона над религиозной  моралью. «Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, — писал Платон, — то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания».

Рассматривая взгляды  философа на закон, следует избегать их модернизации. Дело в том, что отдельные положения древних мыслителей, взятые вне своего контекста, могут использоваться при обосновании современных концепций государства и права. Так, в частности, произошло с высказываниями Платона о необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Платон с редким реализмом  понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

Социально-политические программы  Платона зафиксировали изменения  в политическом сознании наследственной знати, происходившие в процессе ее перерастания из родовой аристократии в землевладельческую. Завоевав экономическое и политическое господство в условиях общинной собственности, родовая аристократия ревностно охраняла патриархальные порядки, особенно в земледелии — традиционной сфере своего влияния. В ходе последующего развития она приспособилась к отношениям частной собственности и рабства, признала необходимость закона, но продолжала твердо настаивать на сохранении полисного землевладения. Именно этим объясняется ее стремление законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства. Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись с этой точки зрения консервативными.

Учение Платона оказало  громадное влияние на последующее  развитие политико-правовой идеологии. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями  эпохи Просвещения.

 

 

 

Список используемой литературы.

 

"Античные писатели. Словарь." СПб, изд-во "Лань", 1999)

История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.

История политических и правовых учений. Древний мир. / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1985.

В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975

 А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 1993

 Платон. Сочинения в  4-х томах. М.: Мысль, 1964

 Е. И. Камышев, М.  Ю. Ненин, В. Ю. Ховес, Н. К. Манькова и др. “Политология Демократия и власть”. Методическое пособие – 2-е издание : КГТУ, 1999 г.

 

 

 


Информация о работе Идеальное государство Платона