Харизма как политический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является наиболее объективная характеристика харизмы в политике, ее роли в ней как таковой. Раскрытие понятий харизматичного лидера, концепций харизмы. Выявление значимости харизмы для лидера. Для того, чтобы достаточно полно раскрыть значение этого понятия необходимо знать, что такое харизма.

Содержание

1. Введение------------------------------------------------ 2
2. Харизма как политический феномен ---------- 3
3. Концепции харизмы -------------------------------- 5
4. Роль харизмы в политике ------------------------- 10
5. Заключение --------------------------------------------- 14
6. Список используемой литературы -------------- 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная политология.docx

— 45.34 Кб (Скачать)

Критики "трансформационных" теорий предлагают рассматривать "мессианство" не как необходимое, а как возможное  измерение харизмы, поскольку в  противном случае игнорируется ее способность  выступать консервирующей, стабилизирующей  силой социальной системы. Вывод  о неприменимости и сложности  использования понятия "харизма" для обычных, "некризисных" ситуаций в отличие от периодов глобальных социальных катаклизмов подвергается сомнению. По мнению Э. Шилза, этот вывод неявно подразумевает, что порядок есть нечто "раз и навсегда данное", тогда как поиск значений присутствует во всех стабильных социальных ситуациях. Предполагается, что во всех обществах люди нуждаются в неких концепциях социального мира, в установлении порядка по отношению к ряду жизненно важных ценностей, среди которых - место человека в мире, рождение, смерть, брак, основные идеи справедливости и пр. Харизматическая склонность рассматривается как "функция потребности в порядке", т.е. харизма прикрепляется к тем индивидам и институтам, которые удовлетворяют потребность в порядке или обещают это сделать. Следовательно, харизма не только прерывает социальный порядок, но также его поддерживает и сохраняет. Шилз полагает, что помимо "интенсивной", "концентрированной" харизмы не меньший интерес представляет харизма "ослабленная", "дисперсная".

 Иными словами, предлагается  расширительная, плюралистическая концепция харизмы, сторонники которой стремятся к уменьшению разрыва между представлениями о харизме как экстраординарном событии и рутинной повседневности. Теоретики этого подхода (Кл. Гиртц, Ш. Эйзенштадт, У. Мёрфи) придают большое значение символическим аспектам политики и культурной сфере в целом, что выводит на проблематику и исследовательские методы наук о культуре, в частности, культурологии, социальной и культурной антропологии. При данном подходе харизма предстает «качеством, которое приписывается индивидам, действиям, институтам, символам и материальным объектам по причине их предполагаемой связи с "ультимативными", "фундаментальными", "витальными", обуславливающими порядок силами» [14]. В итоге она рассматривается как необходимая характеристика любого типа господства, а именно как "ультимативный источник господства", поскольку она обеспечивает веру в прямую или косвенную связь земной власти с высшей "легитимирующей властью", которой может считаться "воля Бога", "завет" основателей династии, "естественное право" и т.д. Именно эта связь с "высшей" сферой делает обладателя харизмы экстраординарным, а также обусловливает по отношению к нему характерные чувства — страх, трепет, уважение, благоговение и пр.

Таким образом, согласно плюралистической концепции, харизму порождает не популярность лидера в массах или  его невротическая помешанность (как это постулируется в психологических  концепциях харизмы и отчасти  в ряде версий концепции псевдохаризмы), а вовлечение в жизненно важные локусы, нахождение вблизи центра событий. Харизма появляется из магии самой власти, внутренне присущей священности суверенной власти: важность "большой" политики и торжественность богослужения берут начало в сходных импульсах. Хотя наличие общих качеств у правителей и богов было замечено давно (например, Э. Канторовичем, К. Шмиттом), плюралистический подход ценен в том отношении, что указывает на общие корни обширной универсальности полномочий правителя и богов - церемонии (обряды, ритуалы) и представления, через которые они оказывают принуждение.

 

 В плюралистическом  подходе важной выступает проблема  распространения харизмы, ее воплощение  в институциональной структуре  общества, ценностях, высокостатусных группах и пр. Основной аргумент критики этого подхода - харизма становится общим и диффузным понятием. Она предстает качеством, порождающим "трепет и благоговение", где бы ни появилась, а, следовательно, это свободно текущий атрибут, который может прикрепить себя к чему угодно, включая индивидов. В плюралистических концепциях харизма предстает компонентом любого добровольного послушания установленному господству, а следовательно, она уравнивается с центральной властью и легитимностью.

 Итак, в современной  социологической теории разрабатывается  множество концепций политической  харизмы, наиболее распространенные  из которых были проанализированы  в данной главе контрольной работы. Они строятся на разных аксиоматических основаниях и, соответственно, каждая из них имеет свои теоретические и методологические ограничения и недостатки. Тем не менее все эти концепции, а также многочисленные "исследования случая" (которые также содержат ценные идеи относительно феномена харизмы) вносят свой вклад в разработку многоуровневой проблематики политической харизмы, намечая перспективные направления дальнейшего исследования феномена.

 

  1. Роль харизмы в политике

Важнейшей задачей политической деятельности является вовлечение в  эту самую политическую жизнь  как можно большей части общества. Необходимо это сделать для общества увлекательным, привлекательным «занятием» - с огромным усердием выполнять «правила игры» заданные властью. Для этого необходимо повысить авторитет государственной власти, авторитет лидера управляющего государством. Ведь, учитель не обладающий авторитетом среди своих учеников многому их не научит, то же самое и в политике. Харизма в политике, по аналогии с харизмой религиозной, базируется на идеологии или некой основополагающей идее объединения. Самые яркие харизматические политические лидеры появлялись чаще всего тогда, когда необходимо было объединиться не “во имя” идеала, а в противостояние существующему строю. Политический лидер обязан оказывать влияние на общество и вести массы за собой. Источником власти над толпой могут быть наследственность, легендарность, баснословное богатство или харизматичность.

Вышеупомянутый Макс Вебер, посвятивший свою жизнь исследованию феномена власти, в ХХ-м веке вводит в политический обиход новый термин и новое определение: “Харизма – незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других и признаваемая достойной роли “Вождя”.”

Что определяет политического  лидера:

1. Наличие “энергии”,  или “жизненных сил”

Способность направлять и  распределять собственный энерго-потенциал, управлять собственными ресурсами (энергией, финансовыми средствами, эмоциями, голосом и т.п.). Умение грамотно  осуществлять обмен энергией.

2. Независимый  характер

3. Обаяние

4. Превосходные  ораторские способности

5. Умение соответствовать (достойное поведение)

6. Уверенность  в себе

7. Высокая чувствительность  к внешнему окружению

8. Видение решения проблемы за пределами статус-кво

9. Умение свести  это видение до уровня, понятного  последователям и побудить их  к действиям

10. Применяет неординарные  способы реализации своего видения

11. Имеет некое отличительное или примечательное качество, черту, поведение (шрам, родимое пятно, увечие, кепка, сигара, жест…)

12. Отчаянно смел (способен делать то, на что другие ни за что не решатся)

13. Легко становится  “поведенческим эталоном”, “объектом  идентификации”

14. Наличие идеи, в которую он свято верит,  и которая предполагает пользу  его последователям

15. Выдающиеся  организаторские способности

16. Умение делегировать  полномочия 

17. Осознанность всех действий и себя самого, как такового (знание себя, собственных поведенческих привычек, реакций на обстоятельства и т.п…)

18. Ему приписываются  качества, не свойственные обычному  человеку

и т.п.

Концепция харизматического лидерства строится на комбинации качеств и поведения лидера. Харизматический лидер «испытывает высокую потребность во власти, имеет сильную потребность в деятельности и убежден в моральной правоте того, во что верит».

То самое «особенное» качество харизматического лидера, может оказаться данью времени, культуры, политическому строю. То есть на первый план может выйти «мода» на идеи, поведение и атрибуции определенных свойств харизматическому лидеру.

Политический  лидер и гений отличаются степенью “доступности” предлагаемых массам идей и способностью привлечь “большинство” на свою сторону, очаровать. В мировой истории хорошо известны случаи, когда гениальные идеи отвергались и осознавались обществом лишь после того, как кто-то другой доносил их миру на более понятном, рациональном языке. В истории человечества бесчисленное множество гениев, признанных таковыми посмертно лишь через сотни, а порой и тысячи лет. В то же время, чудовищные по своей сути идеи, грамотно изложенные и воспринятые обществом, становились неким социальным стандартом и имели поддержку значимого числа граждан одного или нескольких государств (расизм, фашизм и т.д.).

Хотелось бы ещё добавить несколько “харизматических постулатов” от Макса Вебера:

– Харизма ограничивается рамками группы (например, профессиональной), которой лидер адресует свою миссию.

– Через признание персональных харизматических качеств вождя происходит и признание его идей. Без признания со стороны масс, харизма не существует.

– Харизматическое лидерство выступает как отношение или процесс, который не является сам по себе ни моральным, ни аморальным, ни добродетельным, ни безнравственным. Тем не менее, действия харизматических лидеров возможно оценить в соответствии с моральными, этическими, религиозными, социальными и прочими критериями.

Современное общество выделяет два основных типа харизматических лидеров – этические и неэтические.

Неэтический харизматический  лидер:

- Использует власть только  в личных интересах

- Продвигает только свое  личное видение (и себя лично,  забывая о сподвижниках, соратниках, предшественниках)

- Пресекает критику в свой адрес

- Требует беспрекословного выполнения своих решений

- Коммуницирует только в одном направлении: от себя вниз

- Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей

- Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов

Этический харизматический  лидер:

- Использует власть в  интересах других

- Строит свое видение  в соответствии с нуждами и  стремлениями последователей

- Считается с критикой  и извлекает из нее уроки

- Стимулирует творческий  подход к делу и своим идеям  у последователей

- Поощряет открытую и  двустороннюю коммуникацию

- Научает, развивает и  поддерживает последователей, делит  свою славу с другими

- Полагается на внутренние  моральные стандарты для удовлетворения  организационных и общественных  интересов

- В высшей степени морален и духовен.

Учитывая все выше перечисленное  можно отметить, что наличие харизматичного лидера, харизматичной власти несет неоценимую пользу для общества, относительно развивает, активизирует утихшую гражданскую позицию. Харизматичная власть своей неиссякаемой энергией способна вывести общество на новые этапы развития, подтолкнуть его к новым открытиям. Ведь не нужно ходить далеко за примером. Можно взять пример Республики Беларусь. Сейчас существует много взглядов относительно политики Александра Григорьевича Лукашенко, однако нельзя не учесть тот факт, что за 20 лет страна несколько преобразилось, теперь это государство с другим лицом с определенной государственной властью политикой и т. д. У белорусов есть идея (социально ориентированное государство), многим эта идея кажется утопией, но эта идея к которой идет народ и на пути к которой достигает определенных успехов. Достигнуто это благодаря харизме Президента страны, его способности вдохнуть в народ веру в свои силы в период когда многие опустили руки. Это один из примеров политической харизмы, ее роли в политической жизни общества. А харизма товарища Ким Ир Сена, который заставил народ поверить в то, что можно-таки построить коммунизм в отдельно взятой стране. Ким Ир Сен давно уже ушел в мир иной, но идея жива, быть может она абсурдна, но она жива. Таким образом мы видим, что харизма это некоторое «оружие», которое при правильном использовании приносит ощутимые выгоды, но также может и навредить ему. Лично я сторонник харизматичной власти, а не харизматичного лидера. Чаще один человек видя свои успехи в управлении обществом превращается в самодура или психопата, который в угоду собственным амбициям может навредить обществу, а равно себе.

Заключение

В ходе выполнения данной работы было раскрыто понятие харизмы, что  характеризует ее как некий дар, которым обладает индивид с рождения. Были проанализированы те положительные качества, которые предоставляет наличие у общества харизматичной власти или лидера. Чаще такой лидер появлялся в тяжелые времена и своей неиссякаемой энергией вдохновлял общество на подвиги, чем выводил его на новый этап развития. Были раскрыты концепции харизмы в толковании Макса Вебера, Кл. Гиртц, Ш. Эйзенштадт, У. Мёрфи.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. Введение // Избранное. Образ общества. М., 2004.;
  2. В.А. Мельник. Политология. 1999 год Минск.;
  3. Сосланд, А. Харизма современного политика и как ее создавать // Логос. – 1999.;
  4. Вебер, М. Харизматическое господство // СОЦИС. Социологические исследования. – 1998. – №5.

Информация о работе Харизма как политический феномен