Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:32, контрольная работа
При всем многообразии подходов к определению понятий “политика”, “политическое” они неизменно опираются на две основные категории -“государство” и “власть”. Властные отношения в той или иной форме присущи всем сферам жизни общества, даже семье. Политическая власть осуществляется через особые институты, которые образуют политическую систему общества и среди которых центральным является государство.
Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной на истории народов – это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя. С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.
Итак,
государство как основной институт
политической системы выполняет
две главные функции - посредническую
и функцию управления. Обе они находят
свое выражение в деятельности по регулированию
государства как своих внутренних, так
и внешних проблем. Анализ содержания
этих двух функций показал, что их можно
расчленить на ряд более узких по своему
характеру и содержанию. В отечественной
политологической и правоведческой литературе
все они, как правило, подразделяются на
внутренние и внешние функции государства.
К внутренним относятся: защита существующего
способа производства, регулирование
социальных отношений, хозяйственной
деятельности, охрана общественного порядка
и другие. Внешние функции составляют:
обеспечение целостности, безопасности
и суверенитета страны, защита интересов
государства на международной арене, развитие
взаимовыгодного сотрудничества с другими
странами, участие в решении глобальных
проблем человечества и другие. Территория,
население, власть, функции - все это содержательные
характеристики государства, которые
отражают то общее, что присуще всем государствам.
Однако государства весьма существенно
отличаются друг от друга по особенностям
своей внутренней организации, что обнаруживается
и в своеобразии их внешнего облика. Это
относится к различным составным элементам
и сторонам деятельности государства:
организации власти, территориальному
устройству, методам осуществления властных
велений, совокупности выполняемых функций
и т.д. Особенности устройства и функционирования
государства и составляют его форму. Форма
государства состоит из трех элементов:
формы правления, формы государственного
устройства и формы политического режима.
Форма правления есть организация верховной
государственной власти, которая предопределяет
структуру высших государственных органов,
порядок их образования взаимодействия
между собой и населением. Известны две
формы правления: монархия и республика.
Монархия явилась первой исторической
формой правления. Она характеризуется
тем, что верховная власть в стране осуществляется
одним лицом. Глава государства - монарх
- занимает свой пост, как правило, по наследству,
и его власть считается непроизводной
от какой-либо другой власти, ее органа
или избирателей. Существуют две разновидности
монархии: абсолютная и конституционная.
Первая характеризуется всевластием главы
государства При второй власть монарха
фактически не распространяется на сферу
законодательства и значительно ограничена
в области управления. Функции монарха
в таком случае носят преимущественно
представительский характер. Республика
как форма правления, хотя и возникла позже
монархии, тоже известна уже в древности.
Она отличается от монархии тем, что глава
государства является выборным и сменяемым,
а его власть считается производной от
представительного органа или избирателей.
Имеются три основные разновидности республики:
парламентская, президентская и смешанная,
или полупрезидентская. В парламентской
республике правительство формируется
законодательным органом и формально
ответственно перед ним. В любой момент
парламент может путем голосования выразить
свое одобрение или неодобрение деятельности
того или иного министра, главы правительства
или правительства в целом. Руководитель
правительства - председатель совета министров,
премьер-министр, канцлер - официально
не является главой государства, но реально
он - первое лицо в политической иерархии
парламентской республики. Глава государства
- президент здесь избирается либо парламентом,
либо прямым голосованием народа. Однако
в системе органов власти он занимает
скромное место. Его обязанности обычно
ограничиваются представительскими функциями,
которые мало чем отличаются от функций
главы государства в конституционных
монархиях. Президентская республика
характеризуется жестким разделением
властей, при котором органы государственной
власти обладают значительной самостоятельностью
по отношению друг к другу. Президент здесь
одновременно является главой государства
и правительства, он избирается независимо
от парламента либо коллегией выборщиков,
либо непосредственно народом. Он сам
назначает правительство и руководит
его деятельностью. В президентской республике
парламент не может вынести вотум недоверия
правительству, а президент - распустить
парламент. Однако парламент имеет возможность
ограничивать действия президента и правительства
с помощью принимаемых законов и через
утверждение бюджета. Президент, в свою
очередь, наделяется правом отлагательного
вето на решения законодательного органа.
В президентской республике правительство
отличается стабильностью, а сам президент
может быть отстранен от власти лишь в
случае нарушения им конституции либо
совершения преступления. Полупрезидентская,
или смешаная, республика не имеет типичных
черт первых двух разновидностей рассматриваемой
формы правления, но тяготеет к одной из
них. Ее характерной чертой является двойная
ответственность правительства – и перед
президентом, и перед парламентом. В полупрезидентской
республике президент и парламент избираются
непосредственно народом. Главой государства
является президент. Он назначает главу
правительства и министров с учетом расклада
политических сил в парламенте. Глава
государства, как правило, председательствует
на заседаниях кабинета министров и утверждает
его решения. Парламент также имеет возможность
контролировать правительство путем утверждения
ежегодного бюджета страны, а также посредством
права вынесения правительству вотума
недоверия. Под формой государственного
устройства принято понимать территориально-
организационную структуру государства.
С помощью этого понятия государственное
устройство характеризуется с точки зрения
распределения власти в центре и на
местах. По этому признаку различают унитарные
(простые, национальные), федеративные
(союзные, многонациональные) и конфедеративные
государства, а также имперские образования.
Унитарными являются государства, для
которых характерна высокая степень централизации
политической власти. Административно-
Государственная власть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма государства, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности. В механизме любого государства выделяют по меньшей мере четыре структурные части:
1.
Законодательные органы (парламенты,
советы, собрания и т.д.), призванные
к установлению
2.
Исполнительные органы, призванные
обеспечить исполнение законов,
3. Органы юрисдикции, которые следят за законностью, возлагают ответственность, решают споры (суд, арбитраж, прокуроры, следственные органы).
4.
Материальные придатки (армия, полиция,
милиция, тюрьмы и т.п.), в задачи
которых входит проведение
Понятие механизма государства отражает структуру государства в его статике. Но государство — живой организм. Его органы постоянно функционируют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Поэтому уместно использовать и другое понятие — механизм функционирования государства.
Под механизмом функционирования государственной власти понимается вся совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости.
Для характеристики названного механизма следует ответить по меньшей мере на три вопроса:
1)
что приводит в действие
2) что объединяет (связывает) один орган государства с другим;
3)
что способствует или,
В
состав элементов механизма
К
механизму функционирования государства
относится все то, что связано
с внутригосударственным
Праву
в механизме функционирования государства
обыкновенно отводится
Но о функциях государства чаще принято говорить как об основных направлениях его деятельности, обусловленных задачами государства и целями правового регулирования. Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функций государства так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, секторы и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.
Исходя из задач государства, можно выделить следующие функции государства на современном этапе:
Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.
Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.
На содержание права (особенно конституционного и административного), а также на реализацию правовых норм оказывает влияние установление той или другой формы государства.
Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Она включает в себя три связанных между собой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим. Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий). Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления (унитарные государства, федерации, конфедерации). Государственный режим означает совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, авторитарный и т.д.).
Если обратиться в качестве примера к России, то с некоторой долей условности можно утверждать:
1.
Россия является республикой.
Высшие органы власти
2.
Россия — федеративное
3.
Конституция устанавливает для
России демократический
Право оказывает на государство решающее влияние: в правоисполнительной и правоохранительной деятельности все органы, все должностные лица должны следовать праву, выраженному в законах и основанных на законе иных актах государства;
все органы государства создаются и функционируют не иначе, как только на основе закона, в пределах той компетенции, которая зафиксирована в нормативных правовых актах.
Долгое время в России господствовала позиция, по которой главенство отдавалось государству (этатистский подход). О значении права для государства говорили в основном в смысле использования законов для осуществления государственных функций. В последние годы акцент делается на роли права по отношению к государству. Отсюда приобрела значение теория правового государства.
Особенности современного российского государства.
Форма
государства - это внешняя организация
государственной власти, выражающаяся
в форме правления, форме государственного
устройства и политическом (государственном)
режиме. Современная наука считает
форму государства состоящей
из трёх элементов: формы правления,
формы государственного устройства
и политического режима. Статья 1
К. РФ определяет Россию как республику.
Обычно выделяют три основных вида
республики: президентскую, парламентскую
и смешанную. Полномочия Президента
РФ по формированию Правительства и
контролю за ним являются решающими и
позволяют считать Россию президентской
республикой. Некоторые учёные считают,
что Россия является смешанной республикой,
так как у Федерального собрания (Государственной
Думы) имеются важные полномочия в отношении
правительства. Во-первых, Государственная
Дума даёт согласие правительству на назначение
Председателя Правительства РФ (ст. 103,111).
Во-вторых, Государственная Дума утверждает
разработанный Правительством федеральный
бюджет, а также отчёт Правительства о
его исполнении (ст. 114). В-третьих, самое
важное – Государственная Дума может
выразить недоверие Правительству, в результате
которого Правительство может быть отправлено
в отставку (ст. 117). Форма государственного
устройства. Статья 1 К. РФ закрепляет федеративную
форму её устройства. РФ состоит из 89 весьма
разнообразных субъектов. Конституция
РФ устанавливает, что во взаимоотношениях
с ФОГВ и между собой все субъекты равноправны.
В то же время нормы самой Конституции
РФ закрепляет определённое неравенство.
Во-первых, республики имеют статус государства,
тогда как другие субъекты - лишь государственные
образования. Во-вторых, в республиках
принимаются конституции, а в других субъектах
- уставы. В силу изложенного многие характеризуют
Россию как ассиметричную федерацию. Федерация
в России действует на основе ряда принципов:
государственная целостность РФ, разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти, равноправие
и самоопределение народов в РФ. Важнейшее
значение имеет принцип разграничения
предметов ведения. В ведении РФ находятся
наиболее важные вопросы, которые обеспечивают
единство, целостность, суверенность России.
Политический режим. Политический режим
современного российского государства
характеризуется переходом от тоталитарного
прошлого к демократическим институтам.
На сегодняшний день существует достаточно
развитая правовая основа, позволяющая
характеризовать Россию как демократическое
государство. В России, как и в других демократических
государствах, осуществляется разделение
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную. Как демократическое
государство Россию характеризует отсутствие
официальной обязательной для всех идеологии.
Для демократического государства характерно
наличие в обществе множества создаваемых
населением организаций. Особую роль среди
общественных объединений играют политические
партии. Они призваны выражать политические
интересы различных слоев и групп общества.
В условиях идеологического многообразия,
отсутствия государственного диктата
политические парии в России действительно
могут активно участвовать в политической
жизни страны: свободно разрабатывать
и пропагандировать свои программы экономического,
политического, социального развития
страны, бороться за их реализацию на практике.
Государство — это политико-территориальная
суверенная организация всего общества,
имеющая характер публичного властного
управления и служащая главным орудием
обеспечения его интересов.
Заключение
Правовое государство мыслится как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму. Поэтому формирование правового государства невозможно без последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, без соблюдения правопорядка и принципа законности. Правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности.
Завершение
создания правового государства
связано с максимальным обеспечением
прав и свобод человека, ответственностью
государства перед гражданином
и гражданина перед государством,
с повышением авторитета закона и
строгим его соблюдением всеми
государственными органами, общественными
организациями, коллективами и гражданами,
с эффективной работой
Таким
образом, детально рассмотрев функции,
формы правления, типы государств можно
сделать вывод: государство выступает
в качестве основного средства осуществления
политической власти. Это обстоятельство
придает ему статус основного института
политической системы. В качестве такового
государство само обладает сложной структурой,
выполняет специфические функции, характеризуется
определенными формами устройства. От
степени развитости государства, условий,
форм, методов его функционирования в
решающей мере зависит качество политической
жизни, уровень демократизма общества.
Наибольшее развитие демократические
формы политической жизни получают в правовом
государстве и гражданском обществе.
Список используемых источников