Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:32, контрольная работа
При всем многообразии подходов к определению понятий “политика”, “политическое” они неизменно опираются на две основные категории -“государство” и “власть”. Властные отношения в той или иной форме присущи всем сферам жизни общества, даже семье. Политическая власть осуществляется через особые институты, которые образуют политическую систему общества и среди которых центральным является государство.
Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной на истории народов – это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя. С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.
Введение
При всем многообразии подходов к определению понятий “политика”, “политическое” они неизменно опираются на две основные категории -“государство” и “власть”. Властные отношения в той или иной форме присущи всем сферам жизни общества, даже семье. Политическая власть осуществляется через особые институты, которые образуют политическую систему общества и среди которых центральным является государство.
Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной на истории народов – это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя. С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных государствах, исполненный трагизма конфликт между стремящейся к свободе человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее государством и обществом, не разрешен и по сей день. На протяжении веков менялись представления людей о государстве, его роли и функциях, о наилучших формах политического устройства. Мыслители античности рассматривали возникновение государства как естественный процесс развития и усложнения форм общежития людей. Аристотель полагал, что первоначально люди объединяются в семьи, затем несколько семей образуют селение и на завершающей стадии этого процесса создается государство как форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством и подчиняющихся власти законов. “Общество, состоящее из нескольких селений, есть, - писал Аристотель, - вполне завершенное государство, достигшее, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их.” Человек, в представлении Аристотеля, есть по своей природе существо политическое. В труде “Политика” философ писал: “ Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший свое завершение, - совершеннейший из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общества”.
Воззрения
античных философов отражали реальность
политической жизни государств-полисов.
В средние века в Европе получила распространение
теория государства-вотчины: государственная
власть выводилась из права собственности
на землю, что соответствовало политико-правовой
практике феодального общества. Политическая
мысль средневековья развивалась в русле
теологического мировоззрения, т.е. оценка
властных отношений давались в категориях
религиозной доктрины. В новое время появилась
договорная теория происхождения государства,
которая в немалой степени способствовала
формированию современных демократических
государств и до сих пор оказывает глубокое
воздействие на политические представления
их граждан. В соответствии с этой теорией
государство возникло в результате сознательного
и добровольного соглашения людей, которые
прежде пребывали в естественном, догосударственном
состоянии, но потом для того, чтобы надежно
обеспечить свои основные права и свободы,
решили создать государственные институты.
Происхождение и сущность государства, его роль в жизни общества
Таким образом, первоначально государство отождествлялось с сообществом граждан, затем оно стало рассматриваться как институт земной власти, подчиненный высшему Божественному установлению и не вторгающийся в область отношений человека с Богом. И, наконец, вместе с освобождением политики от влияния церкви было признано существование норм, ограничивающих власть государства и обязательных для него. Государство в его современных формах сложилось в ходе длительного исторического развития. Предшественниками государственных институтов были догосударственные формы социальной саморегуляции, самоорганизации человеческих сообществ. Долгое время вполне эффективно регулировали отношения между людьми, скрепляли человеческие сообщества, делая их способными к совместной деятельности и взаимной поддержке, традиции, нормы, обычаи, которые поддерживались авторитетом старейшин и мнением всех членов племени, рода, патриархальной семьи. Возникло государство не сразу: постепенно от общества обособились институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом.
Наиболее важной причиной, вызвавшей усложнение системы социально-политического руководства, стало развитие хозяйственной деятельности человека. Она породила более развитые формы кооперации и организации совместной деятельности, способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению избыточного продукта. Поначалу незначительное, но с течением времени все более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-за плодородных земель, охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость сохранять достояние племени и увеличивать его за счет других с помощью специально для этого созданное вооруженной силы. Уже первые институты политического руководства, самой логикой жизни поставленные над обществом, отделенные от него и опиравшиеся на профессиональную вооруженную силу, получили известную независимость и самостоятельность. У них стали формироваться свои интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами индивида, рода, племени. Возникновение этих институтов дало примитивным обществам мощный стимул развития, но одновременно и усложнило процесс принятия решений в сфере управления. Усиление имущественного неравенства, а также укрепление все более отдалявшихся от общества органов политического руководства обостряли соперничество за контроль над ними между различными группами людей, объединенных сходными социальными интересами. По мере развития общества на основе этих групп формировались социальные классы, занимавшие различные позиции в системе властных отношений. Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить пять факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших им определенную специфику. К ним относятся завоевания (скажем, одного племени другим) и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание; необходимость проведения крупных хозяйственных работ (например, ирригационных, строительных и т.д.), немыслимых без мобилизации значительных материальных и человеческих
ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования. Повышение частоты и периодичности контактов между различными сообществами людей усиливало их взаимное влияние друг на друга, на их уклады жизни и системы правления. Достаточно вспомнить, сколь мощным стимулом для образования государства у германских, кельтских и других племен стало их близкое знакомство с античными Грецией Римом. После завоевания Древнего Рима в варварских племенных союзах процесс образования государств пошел гораздо быстрее. Они позаимствовали у покоренной империи не только многие институты и правовые нормы, но и внешнюю атрибутику, символы власти, часть которых
сохранилась до наших дней. Такие понятия, как “царь”, “август”, “августейший”, “империя”, “императорский”, пришли во все европейские языки из латыни. Дополнительным импульсом для возникновения государственных структур могли служить и конфликты этнически разнородных сообществ. Ведь в ходе завоеваний господствующее племя обычно превращало завоеванные племена, принадлежавшие к иным этносам, в своих рабов, и понадобились особые институты, регулировавшие отношения между ними. Рабовладельческие государства складывались прежде всего там, где шел постоянный приток иноплеменных пленников, которых нужно было держать в подчинении. Однако сохранение и упрочение власти господствовавших в том или ином сообществе социальных групп было хотя и важной, но отнюдь не единственной задачей государства. Разумеется, в течение длительного времени классовая борьба оказывала огромное воздействие на содержание деятельности государственных институтов, на типы и формы государственных образований. Как мы выяснили, политический институт государство возникает на раннем этапе,
в период
разложения родового строя. Однако сам
термин “государство” впервые появляется
в Новое время в Европе. Сначала он укореняется
в Испании и во Франции, позднее - в
Германии. С самого начала его содержание
определяется развитием современного
государства. Исходное латинское слово
“status” (“состояние”, в средние века также
“сословие”) постепенно приобретает
новое значение. Им обозначали приверженцев
обладателя власти, затем обладание властью,
и наконец, власть как общественную функцию.
Начиная с ХV11 в. понятие “государство”
также обозначает государственное учреждение.
Но помимо этого в смысл данного термина
включаются и существовавшие до Нового
времени значения в связи с чем исчезают
более древние слова “res publika”, “imperium”.
Таким образом, история термина “государство”
показывает, что его следует рассматривать
как конкретное, привязанное к исторической
эпохе понятие и относить исключительно
к современному государству. В настоящее
время термин также в зависимости от контекста
может иметь различный смысл. Во-первых,
в узком смысле слова государство идентифицируется
с представительными и исполнительно-
составной элемент государства выступает в качестве интегрирующей общности по отношению к входящим в него социальным группам. Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку несет с собой большую угрозу существованию государства. Возникновение конфликта, например, между этническими общностями, сосуществующими в рамках одного государства, сопровождается, как правило, отказом по крайней мере одной из сторон подчиняться правящей группе, что почти неминуемо ведет к распаду страны на несколько самостоятельных государств. Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм
обеспечивается
деятельностью исполнительно-
Типы и формы государства. Механизм функционирования государственной власти.
Исследование функций государства является детальным изучением вопроса о его сущности, общественной роли. Функции отражают главные направления деятельности государства по выполнению им своего предназначения. В функциях государства и проявляется его сущность. В самом общем виде государство выполняет две основные функции: посредническую и функцию управления. Посредническая функция прямо связана с природой государства как орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном на социальные группы. Социальные конфликты могут быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над частными интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает государство. Его посредническая роль состоит в том, что властвующая политическая группа ищет формулы компромисса между конфликтующими сторонами. Предлагая и навязывая такие решения, которые в основном удовлетворяют конфликтующие стороны, государственная власть стремится предотвратить опасность прямого столкновения между ними. Понятно, что в ходе выполнения данной функции государство в конечном счете разрешает конфликты в интересах социальных групп, занимающих господствующее положение в обществе. Однако оно при этом вынуждено в той или иной мере ограничивать претензии противостоящих сторон. В некоторых случаях правящая группа ставит господствующие социальные силы перед необходимостью соглашаться с не устраивающими их решениями, если в конкретный момент такие условия компромисса обладают значительной поддержкой масс. При подобных обстоятельствах правящая группа идет на существенные уступки со стороны своего слоя ради общих интересов, во имя сохранения основ социальной системы и целостности общества и государства. Наряду с посредническими функциями в отношениях между господствующими и подчиненными социальными группами, властвующая группа вынуждена также выступать в качестве арбитра и в конфликтах между различными своими частями. Правящая группа не есть некий монолит, она имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Между различными составляющими этой группы могут возникать достаточно острые противоборства. Как и конфликты с массами, эти столкновения могут оказаться столь же или даже еще более опасными как для самих правящих групп, так и для общества в целом. Поэтому дальновидные властвующие группы стремятся восстановить свое единство, используя для этого всевозможные средства вплоть до принуждения. Посредническая функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Умение правящей политической группы обеспечивать укрепление обороны страны, повышение ее безопасности, развитие международных отношений является столь важным, что она может усилить или потерять свою власть в зависимости от успеха или неуспеха в этом деле. Еще более важное значение посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением государства, но и прекращением его физического существования. Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для сохранения и развития общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с обороной, экономикой, использованием природных ресурсов, производством продуктов питания, развитием здравоохранения, образования, социального обеспечения, судопроизводства и т.д. Задачей государства является воздействие на общественную систему в целом и отдельные ее элементы с целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция управления не менее важна для нормального развития общества, чем регулирование социально-классовых отношений. От того, с какой эффективностью она выполняется, зависят общественная стабильность и престиж правящих политических групп.