Государство как институт политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:21, реферат

Описание работы

Вопрос о сущности государства - вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Я считаю, что эта тема всегда актуальная, а применительно к современной России остродискуссионная. О сущности российского государства пишут юристы, политологи, политики. Выводы их разноречивы. Наибольшее распространение получили криминальный, номенклатурный и олигархический подходы. Своеобразен подход у некоторых представителей церкви. Так, архиепископ Владимир полагает, что отечественное государство по сути демоническое, сатанинское, в нем правит "демонократия".

Содержание

Введение
1. Сущность государства
2. Функции государства
3. Типология государства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Государство как институт политической системы общества.docx

— 52.21 Кб (Скачать)
gn="justify">    В самом общем виде понятие «цивилизация»  можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

    Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и  социально-экономического подхода.

  Сторонники  этого аргумента аргументируют  это так: в основе государства  лежат экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые  либо способствуют, либо мешают производительному  труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются  именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется  как культура, или цивилизация. В  итоге цивилизация влияет на социальную организацию общества.

  Культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства, и  тем самым, прервать поступательное формационное развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. Пример – это циклическое развитие государственных форм в странах арабского мира, Китае, Америке до XX века и т.д. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания адекватных ей государственно-правовых начал.

  Каждое  государство становится полем борьбы двух видов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Какой из них победит, сказать заранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни. Поэтому правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов. Однако, исторический опыт государственности показывает, что жесткая привязка природы того или иного государства к социально-экономической формации не дает ответа на многие вопросы.

  В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по его прогнозу уже вошли в противостояние.                 

Такой подход наполняет конкретным содержанием  такие категории, как «Восток-Запад» и «Север-Юг». Формационные критерии мало что объясняют в современных  государственных противоборствах, внутреннем развитии конкретного государства.

    Типология государства представляет собой  довольно сложный и в то же время  очень важный вопрос в теории государства  и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже  около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад  государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее  время. Теория государства и права  пытается определить основные этапы  исторического развития государства, сформулировать логику развития государства.  Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств.

    Вопрос  о понятии государства относится  к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок  ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства.

  С точки зрения международного права  главными признаками государства

являются  три элемента: государственная территория, государственный народ и государственная  власть. Верховенство государственной  власти состоит в универсальности, прерогативе, наличии у неё таких  средств воздействия, которыми никакая  другая власть не располагает, непосредственном осуществлении властных велений  по таким каналам, которые другим общественным властям обычно недоступны.

Заключение

 

     На  основании всего вышеизложенного, я могу сделать следующие выводы. Государство - целерациональная организация, деятельный продукт практического разума. Структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.

     Функция государства - это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное  объективными потребностями общественного  развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.        

В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций  на внутренние и внешние, т. е. на определение  деятельности государства по отношению  к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция). По сферам общественной жизни функции  государства могут быть разделены  на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере. Высказывается также мнение, что  функции государства следует  делить на основные и неосновные. Существуют также идеологические, правоохранительные, информационные и многие другие функции государства.

    Первый  исторический тип государства –  рабовладельческое государство, возникшее  в результате разложения первобытнообщинного  строя и представляющее собой  политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

    В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало  гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков  и недоработок в данной теории.

    В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

    Современное понимание прогресса государственности  выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое  обеспечивает государство.        
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Алексеев С.С. Государство и право. –М.,2004
  2. Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 2005
  3. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. – 2004.
  4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., Зерцало,2007г.
  5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М.,2009.
  6. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М., 2005.
  7. Политология. Юнита 2. «Теории власти и политической системы». Для студентов СГУ М. 2006

Информация о работе Государство как институт политической системы общества