Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:21, реферат
Вопрос о сущности государства - вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Я считаю, что эта тема всегда актуальная, а применительно к современной России остродискуссионная. О сущности российского государства пишут юристы, политологи, политики. Выводы их разноречивы. Наибольшее распространение получили криминальный, номенклатурный и олигархический подходы. Своеобразен подход у некоторых представителей церкви. Так, архиепископ Владимир полагает, что отечественное государство по сути демоническое, сатанинское, в нем правит "демонократия".
Введение
1. Сущность государства
2. Функции государства
3. Типология государства
Заключение
Список литературы
Вопрос
о функциях государства на любом
этапе развития является одним из
важнейших в общей теории государства.
Это обусловлено, во-первых, тем, что
в функциях проявляется сущность
государства, его социальное назначение.
Поэтому познание функций служит
предпосылкой познания главного и определяющего
в государстве. Во-вторых, функции
государства определяют его структуру.
Иными словами, структура государственной
деятельности определяется системой тех
общественных отношений, но которые
государство оказывает
В философской и юридической литературе можно насчитать до двух десятков таких определений. За терминологическими расхождениями нередко кроются различия в подходе к изучению этого сложного вопроса. Наиболее адекватным представляется следующее определение: функция государства - это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.
Классификационные
критерии, т. е. признаки (их сумма), позволяющие
отнести те или иные функции к
конкретному классу, группе, имеют
разный характер. Выделяют, например, объекты
и сферы государственной
Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением.
По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.
Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий такого разграничения четко не определен.
Каждая
функция государства является объективно
необходимой для данного
К числу
критериев можно отнести
Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.
Классификация
функций, опирающаяся на разделение
властей, не у всех ученых-юристов
вызывает признание. Дело в том, что
это, как считают многие ученые, собственно,
не функции государства, а функции
осуществления государственной
власти или ветвей власти: правотворчество,
управление, судебная деятельность и
т. д. Происходит, по их мнению, смешение
функций государства и
Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.
Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция).
Внутренние функции государства проявляют себя в экономической, политической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль «ночного сторожа» (невмешательство в экономическую жизнь), выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно-организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления, планово-программное воздействие на экономику и т. п.
Понятно,
что та или иная функция более
или менее ярко проявляется на
соответствующем этапе
Внешние функции - защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т. п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.
Деление
функций на внутренние и внешние
- это определенное наследство, доставшееся
современной отечественной
Исторический опыт показал, что это не так. И на современном этапе как раз требуется отказ от государственного патернализма, уход от уравнительной психологии и социального иждивенчества, вытекавших из организаторско-хозяйственной функции государства.
Внешним функциям, как правило, отводилась роль общесоциальных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т. п., хотя зачастую все это имело демагогический характер.
Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот.
Более
важным становится выделение глобальных
функций государства, характеризующих
деятельность современного государства
в экологической, демографической,
сырьевой, космической сферах, в
области создания и использования
ядерной, информационной технологий, в
области защиты прав и свобод человека
и в других современных глобальных
государственных сферах деятельности,
затрагивающих всю цивилизацию.
Особую
проблему представляет решение вопроса
о централизации и
Есть такие вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна делу. Это относится к таким стратегическим вопросам, как совместная оборона, обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т.п. Но есть вопросы другого рода, где объективно требуется децентрализация функций государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными органами власти. Например, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов и органов местного самоуправления.
В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.
Подчеркну,
что функции государства, а не
различные функции различных
ветвей власти, обеспечивает государственный
аппарат в целом, в комплексе,
в системе. Но при этом, разумеется,
каждое звено этого аппарата, каждый
орган имеет и свои собственные
функции, представляющие разделение труда
по управлению обществом. Вот почему
надо различать функции государства,
функции государственной власти
и функции государственных
Итак, для
обеспечения выполнения своих функций
в любом государстве
Очень важно отметить, что именно государственные органы как раз характеризуют формирование в государстве особого слоя людей, физически оторванного от материального производства, но выполняющего весьма важные управленческие функции.
Этот слой известен под разными наименованиями: чиновники, бюрократы, управленцы, функционеры, номенклатура, менеджеры и т.д. Он представляет собой объединение профессионалов, занятых управленческим трудом — это особая и важная профессия.
Как правило,
этот слой людей обеспечивает выполнение
функций государства, государственной
власти, государственных органов
в интересах общества, народа. Но
в определенной исторической обстановке
функционеры могут стать на путь
обеспечения собственных
Таким образом, орган государства - это специально созданная структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления функций. Построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.
Информация о работе Государство как институт политической системы общества