Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:22, реферат
Тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон, но создание той самой модели этого совершенного государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно, является заслугой Томмазо Кампанеллы, написавшего «Город Солнца».
Введение стр. 3
1. Идеи социального равенства стр. 4-6
2. Экономические взгляды Кампанеллы
в «Городе Солнца» стр. 6-10
3. Принципы распределения стр. 10-13
4. Анализ идей Кампанеллы стр. 13-15
Заключение стр. 15-16
Список литературы стр. 17
План
работы
Введение
1.
Идеи социального равенства
2. Экономические взгляды Кампанеллы
в
«Городе Солнца»
3.
Принципы распределения
4.
Анализ идей Кампанеллы
Заключение
Список
литературы
Введение
Томмазо Кампанелла – яркий представитель утопической мысли о всеобщем равенстве
Тема
социальной утопии, надежды на лучшую
жизнь, на справедливую и честную
власть, социальное равенство и отсутствие
классовой системы еще с
Кампанелла был мыслителем с необычайной широтой интересов, его сочинения посвящены философии природы, метафизике, богословию, политическим учениям, экономике, этике и теории литературы. Достоверность знания Кампанелла обосновывал врожденным самосознанием человека, тем самым предвосхищая Декарта. Согласно Кампанелла, всякое бытие, будучи образом Божественной Троицы, содержит 3 первичных принципа — силу, знание и любовь.
Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». За 27 лет заключения Кампанелла, безусловно, долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Как сделать общество более справедливым?
Осмыслив
окружавшую его действительность, он
пришел только к одному выводу: существующий
государственный строй
Подробности реализации этой идеи Томмазо тщательно прорабатывает и описывает в своей социальной утопии.
1.
Идеи социального равенства
В «Городе Солнца» автор доводит идеи социального равенства до крайностей. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный военный и посредственный крестьянин. Ведь уметь делать всё нельзя. К тому же Кампанелла совершенно не учитывает индивидуальные особенности людей: один может быть прирожденным военным и плохим крестьянином, другой – слабым физически и плохим воином. Всех этих людей Кампанелла кидает в одну кучу.
Жители
города Солнца – марионетки, винтики
системы, лишенные права на выбор. Производство
и потребление в городе Солнца
носит общественный характер. «Они
все принимают участие в
К
сельскохозяйственным работам привлекаются
все граждане (независимо от их желания).
Четырехчасового труда
Как и в «Государстве» Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия в «Городе Солнца» не отвергалась.
Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца – учителя и священники – интеллигенция. «Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии».
Таким образом, власть в городе Солнца существует, и она отдалена от народа. Это власть народных избранников, власть узкой группы людей.
Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто как ни она могла разобраться во всех вопросах управления обществом.
Возможно, ли изменить менталитет?
Основная причина зла по Кампанелле – в людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем у одних жить за счет других. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине».
Ломать человеческую природу, по которой каждый человек в первую очередь думает о себе, а не о других, Кампанелла хочет тоже с помощью полицейского государства, при котором любое инакомыслие пресекается.
Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию и воспитанию.
С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. Идея, кстати, это свежая и интересная. Да и город украшает, если художник хороший попадётся.
Начиная с 10 лет, начинается практическое обучение детей, не по картинкам. При этом дети проходят, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.
В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь. Все. Можно представить, как им это надоест. Государство вмешивается и сюда, заставляя людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.
У
Кампанеллы, таким образом, идеалом
представляется тоталитарные общества,
где жизнь граждан со всех сторон
ограничена и размечена государством.
Человек не вправе сам решать, что
ему делать, а что нет.
2. Экономические взгляды Кампанеллы в «Городе Солнца»
Разумное
устройство Солнечного Града есть не
сто иное, как выражение разумности
и соответствия природе того социального
строя, который установлен в государстве
соляриев: « у них все общее»,
в Городе Солнца упразднена частная
собственность – основа социального
неравенства: «Община делает всех одновременно
и богатыми и вместе с тем бедными:
богатыми – потому, что у них
есть все, бедными – потому, что
у них нет никакой
Выводя частную собственность
из моногамной семьи («
Тем же рациональным принципам подчинено в Городе Солнца и воспитание и обучение детей. Всеобщему невежеству народа в современном обществе Кампанелла противопоставляет заботу государства о просвещении. Изучив естественные и отвлеченные науки, «постоянно и усердно занимаясь обсуждением и спорами», юноши и девушки «получают должности в области тех наук и ремесел, в которых они преуспели больше всего».
Всеобщее участие в труде, который из проклятья стал почетным и уважаемым делом, - важнейшая черта общественного строя Города Солнца.
Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела».
Никакой труд не является
«Самые тяжелые ремесла,
Труд в известном смысле
Использование же человека в
общественном производстве «
Кампанелла ясно сознавала,
Воспитание подрастающего
Существует у соляриев и
В обществе, избавленном от эксплуатации,
свободный труд, соответствующий
природным наклонностям
Участие всех в общественно
полезной работе трактуется