Геостратегическая политика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Сегодня КНР – мощнейшая экономическая держава, значительная политическая сила, крупнейшая геостратегическая величина. На данном этапе баланс мировых сил смещается на восток. Китай – это фантастически небывалые темпы роста, страна растет уже на протяжении трех десятилетий. В наше время китайская экономика одна из самых перспективных экономик мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. История российско-китайских отношений…………………………………..4
2. Специфические условия развития Китая…………………………………….6
3. Географическое положение и население Китая……………………………..8
4. Демографическая политика Китая……………………………………………9
5. Сущность геополитики Китая………………………………………………..11
6. Внешнеэкономические связи КНР…………………………………………...14
7. Внешняя политика с соседями……………………………………………….16
Заключение………………………………………………….……….…………...23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Курсова Политология.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

     По  итогам переговоров были подписаны 9 совместных китайско-индийских документов, среди которых – меморандум о взаимопонимании по вопросу о сотрудничестве между Верховной народной прокуратурой КНР и Министерством Юстиции Индии; программа сотрудничества в области образования; протокол о сотрудничестве между Главным управлением контроля, инспекций и карантина КНР и Министерством сельского хозяйства Индии в области экспорта фруктов из Индии; меморандум о взаимопонимании относительно упрощения порядка выдачи виз; меморандум о взаимопонимании по расширению сотрудничества в области возобновляемых источников энергии между Министерством водных ресурсов КНР и Министерством нетрадиционной энергетики Индии. Также были подписаны документы о сотрудничестве в области океанографии и морских технологий, развитии научно-технологического взаимодействия, создании культурных центров двух стран в Пекине и Дели, а также программа культурных обменов между КНР и Индией до 2005г.

     Большое значение Китай придает развитию отношений с Японией. В 1978 г. между  странами был заключен договор о мире и дружбе. Япония превращается в крупнейшего кредитора КНР. Свидетельством этому являются переговоры заместителя премьера Госсовета КНР Гу Му в сентябре 1979г. о предоставлении Японией крупных займов Китаю на сумму более 5 млрд. долларов. Японская сторона благожелательно отнеслась к этой китайской просьбе. В августе 1979г. заместитель премьера Госсовета КНР Юй Цюли заявил в Пекине японским представителям, что Китай приветствует иностранный капиталовложения в промышленные предприятия в любом объеме.

     На  поверхности отношения осложняют  «старые проблемы». Среди них  постоянно напоминает о себе «исторический  синдром» – память о Второй мировой  войне, точнее об агрессии Японии против Китая в 1931-1945 гг. По мнению официального Пекина и китайского населения, Япония в целом не осознала свою преступность в ходе агрессии, по крайней мере, не сумела выразить “публичного извинения” в достаточно убедительной форме перед азиатской общественностью.68 Тема “извинения” вряд ли может быть понята европейцами или американцами, но она весьма важна для азиатских народов, особенно бывших жертв японской агрессии.

     Китайскую сторону не удовлетворяли формальные официальные извинения Японии в 1994 г., а также личное извинение премьер-министра Томити Мураяма в ходе его визита в Пекин в мае 1995г., причем после того, как парламент отклонил, точнее, отложил «резолюцию с извинениями».

     Нежелание правящих и правых кругов Японии однозначно признать свою вину за агрессию в Азии рассматривается как оправдание этой агрессии, а также как возможность повторения ее в будущем, что связывается с продолжающимся наращиванием военных сил Японии. Причем поведение японских деятелей как будто нарочно провоцирует всплески антияпонизма, особенно в китайско-говорящей среде.

     Среди отношений с соседними странами Китай придает важное значение отношениям с Вьетнамом. Они были осложнены из-за китайско-вьетнамского конфликта в Камбодже в 1979г., а также из-за разногласий между странами по поводу принадлежности Парасельских островов и островов Спратли. В ноябре 1991 г., после полутора десятилетий острой китайско-вьетнамской конфронтации, произошла, как оценивали это событие обе стороны, «полная нормализация» отношений между двумя странами. В Ханое имели основания полагать, что появились необходимые предпосылки для мирного урегулирования спора из-за островов. Тем более что в условиях распада Советского Союза фактор «социалистической солидарности» в отношениях между Вьетнамом и Китаем приобретал стратегическую значимость.

     В конце сентября 2000 г. состоялся рабочий визит в Китай премьер-министра Вьетнама Фан Ван Кхай, Цзян Цзэминь назвал переговоры между главами правительств Китая и Вьетнама плодотворными и выразил уверенность в том, что визит Фан Ван Кхая в Китай внесет новый вклад в дальнейшее развитие добрососедства, дружбы и сотрудничества между двумя странами. Также во время визита в Китай премьер-министр Вьетнама встретился с главой правительства Китая Чжу Жунцзи. Глава правительства КНР выразил удовлетворение в связи с успешным развитием китайско-вьетнамских отношений и отметил, что китайское правительство будет и дальше уделять большое внимание укреплению двусторонних связей с Вьетнамом как приоритету в своей внешней политике. Касаясь двусторонних торгово-эконо-мических связей, Чжу Жунцзи указал, что торгово-экономическое сотрудничество является важной составной частью фундамента китайско-вьетнамских отношений. Он подчеркнул, что обе стороны должны принять эффективные меры с тем, чтобы обеспечить осуществление намеченных целей – увеличить товарооборот между двумя странами до 2 млрд. долларов США, приложить значительные усилия по реализации крупных проектов экономического сотрудничества.

     Одним из важнейших вопросов внешней политики Китая является урегулирование вопроса с островами Спратли. Австралийский журнал «Пасифик Рисерч» выдвинул идею совместной Администрации. В публикации отмечается прежде всего невозможность военного решения вопроса. Основой же мирного регулирования могут служить двусторонние обязательства заинтересованных государств. Администрация Спратли была бы призвана устранять конфликты, содействовать расширению совместных работ по освоению ресурсов морского дна.

     Говоря  в целом, предложенный «Пасифик Рисерч»  вариант совпадает в своей  сущности с выдвинутой в свое время  Дэн Сяопином формулой «совместного освоения без разрешения вопросов суверенитета».

     Китай и Вьетнам имеют общие взгляды  по вопросу строительства социализма и стремятся развивать отношения по восходящей линии. Китай заинтересован в стабильной и спокойной обстановке в соседних странах.

     В 2002 г. КНР решительно поддержала смягчение  в двусторонних отношениях Севера и Юга Корейского полуострова и начало обмена между ними, поддерживает самостоятельное и мирное объединение полуострова. Китай граничит с корейским полуостровом и будет продолжать прилагать свои усилия в способствовании мира и стабильности на нем. В мае 2002г. Генеральный секретарь Трудовой партии Кореи, Председатель Государственного комитета обороны Ким Чен побывал в Китае с успешным визитом. Традиционная китайско-корейская дружба получила дальнейшее укрепление и развитие. В октябре того же года премьер Чжу Жунцзи посетил Республику Корея с официальным визитом. Обе стороны единогласно согласились продвинуть партнерское сотрудничество между Китаем и Республикой Корея на новый этап сотрудничества.

     Несмотря  на географическую близость, между  Китайской Народной Республикой  и соседними странами существуют большие различия в плане численности  населения, площади, истории и культуры, политического и социального устройства, а также, соответственно в уровне экономического развития, следствием чего является комплексность и сложность его отношений с соседями. Долговременная стабилизация и интенсивное развитие этих добрососедских отношений относятся к фундаментальным задачам и китайской внешней политики.

 

      Заключение

     На  ближайшую перспективу в КНР  намечены несколько направлений  основных преобразований, реализация которых определит экономическое  развитие страны на длительную перспективу. Прежде всего, это реформа госсектора и банковской системы, изменение системы обращения сельскохозяйственной продукции, стабилизация демографической ситуации и ликвидация нищеты.

     Однако  у намечаемых преобразований довольно много противников, которые считают, что они приведут к обострению продовольственной проблемы, тем более, что численность населения в течение 25 лет возрастет, согласно прогнозам, до 1,6 млрд. человек. Рост численности населения будет сопровождаться изменением его половозрасной структуры. Прежде всего, это выражается в старении городского населения и росте численности молодого населения.

     Очень большая проблема – нищета. В 1999 г. численность населения, проживающего в районах абсолютной нищеты, по официальной оценки, составила 35 млн. человек. Однако, по данным Мирового банка, в условиях нищеты проживает 300 млн. человек (в качестве критерия взято суточное среднедушевое потребление в размере 1$).

     Официальные прогнозы развития страны на 2000-2050 г. весьма оптимистичны. Даже если намеченные преобразования будут успешными, КНР предстоит решить огромный комплекс проблем. Среди наиболее острых – проблемы занятости и экологии, дефицит ряда природных ресурсов, прежде всего пахотных площадей и пресной воды, неразвитость НИОКР, системы просвещения и здравоохранения. Эти и многие другие факторы, с одной стороны, стимулируют усилия по наращиванию экономического потенциала, с другой, препятствуют движению страны к новым рубежам. 

 

      Список использованной литературы.

  1. Митрофанов А.В. Шаги новой геополитики/ А.В. Митрофанов // Русский вестник — М., 1997. – 211 с.
  2. Дугин А. Основы геополитики / А.Дугин. — М.: Арктогея, 1997. – 412 с.
  3. Илларинов А. Секреты китайского экономического «чуда» / А. Илларинов // Вопросы экономики. – 1998. - №4 - С. 14 – 26.
  4. Семенов, В. Экономика: по китайскому лекалу / В.Семенов // Москва. – 1993. - №8 - С. 143 – 147.
  5. Гельбрас, В. КНР: Год суровых испытаний / В.Гельбрас, В. Кузнецова // МЭ и МО. – 2000. - №8 – С. 114 – 120.

Информация о работе Геостратегическая политика Китая