Геостратегическая политика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Сегодня КНР – мощнейшая экономическая держава, значительная политическая сила, крупнейшая геостратегическая величина. На данном этапе баланс мировых сил смещается на восток. Китай – это фантастически небывалые темпы роста, страна растет уже на протяжении трех десятилетий. В наше время китайская экономика одна из самых перспективных экономик мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. История российско-китайских отношений…………………………………..4
2. Специфические условия развития Китая…………………………………….6
3. Географическое положение и население Китая……………………………..8
4. Демографическая политика Китая……………………………………………9
5. Сущность геополитики Китая………………………………………………..11
6. Внешнеэкономические связи КНР…………………………………………...14
7. Внешняя политика с соседями……………………………………………….16
Заключение………………………………………………….……….…………...23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Курсова Политология.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

На протяжении столетий геополитика Китая носила двойственный характер. Это обусловлено  тем, что, с одной стороны, “Срединное царство” принадлежало к Rimland, береговой зоне Тихого океана, а с другой — Китай никогда не был таласоократическим государством, так как всегда ориентировался на континентальные архетипы. Само историческое название Китая — “Срединная империя” — говорит о его теллурократическйх устремлениях.

      с начала XIX в. вплоть до 3 октября 1949 г. (победа народа под руководством коммунистов над Гоминданом) геополитика Китая была в своей основе атлантистская. Китай выступал в качестве евразийской береговой базы Запада. После победы над Гоминданом и провозглашения Китайской народной Республики (3 октября 1949 г.) в течение 10. лет Китай шел в русле просоветской, по сути евразийской политики. Затем КНР исповедовала идеологию “автаркии” — опоры на собственные силы. После смерти Мао Цзедуна, в середине 70-х годов КНР вновь стала входить в русло атлантистской геополитики. Больше дивидендов получал Китай от контактов с Западом, нежели с СССР, а теперь — с Россией. Во-первых, на Западе — деньги, кредиты, технологии, необходимые для индустриального развития КНР. Во-вторых, пекинское руководство смотрело в XXI в.: население Китая к середине будущего тысячелетия перевалит за 1,5 млрд. человек. Дружба с СССР, а сейчас с Россией связывает свободу геополитических действий Китая в Монголии, Забайкалье, в Казахстане и на Дальнем Востоке. Отсюда можно сделать вполне обоснованный вывод, что южный сосед опасен для России: во-первых, как геополитическая база атлантизма, во-вторых, как “глобальный человечник” — огромный инкубатор по производству людских ресурсов, страна самой высокой в мире демографической плотности.

      Еще в начале 60-х годов, когда обострились  советско-китайские отношения, бывший Председатель ЦК КПК Мао Цзедун заявил, что четыре тысячи лет тому назад, когда в Китае уже была письменность, варвары, населяющие территорию нынешней России, еще ходили в звериных шкурах. Это высокомерие китайцы демонстрируют везде, во всех уголках земного шара, где бы они ни поселились. И те страшные погромы китайских кварталов, что произошли весной 1998 г. в Индонезии, — месть не только за нещадную эксплуатацию индонезийцев со стороны хуацяо (этнических китайцев), но и за их снобистское поведение. Эти и другие факты позволяют с определенной долей осторожности сделать вывод, что Китай является потенциальным геополитическим противником России на Юге и Дальнем Востоке. Наши ученые, специалисты по Китаю, геополитики предлагают разные варианты решения этой проблемы. Например, А. Дугин считает, что  геополитическая задача России в отношении самого восточного сектора своего “внутреннего” южного пояса заключается в том, чтобы максимально расширить зону своего влияния к югу, создав как можно более широкую пограничную зону. А. Дугин полагает, что необходимо установить более тесные отношения с Синьцзянем (Севере-Западный Китай) — древнейшей страной, имеющей долгую историю политической автономии. Эти земли населены уйгурами — тюркским этносом, исповедующим ислам. Китайцы контролируют эту провинцию, часто применяя военную силу, подавляют все попытки населения региона отстоять религиозную и этническую автономию. “Россия, — считает А. Дугин, — геополитически прямо заинтересована в активной поддержке сепаратизма... и начале антикитайской национально-освободительной борьбы во всей этой области”. В будущем эти территории должны вписаться в евразийскую континентальную федерацию, так как их с атлантизмом не связывает ни география, ни история. Кроме того,

без Синьцзяна  и Тибета потенциальный геополитический  прорыв Китая в Казахстан и Западную Сибирь становится невозможным .

      Выразителем этого подхода, по мнению председателя Комитета по геополитике Госдумы  РФ А.В. Митрофанова, стал антиамериканизм: это основа сближения Китая и России, нам следует крепить фронт против лицемерного и беспощадного агрессора, коим являются США.  Он полагает, что установление общей стратегии развития на мировой арене России и Китая способно прервать длительную гегемонию в АТР США с их военной мощью, подкрепляемой экономическим потенциалом политически пораженной Японии.

      А.В. Митрофанов, конечно, прав в формулировке целей российско-китайского союза. Безусловно, экономическая целесообразность сближения России и Китая создает хорошую основу для военного, политического и этнического союза. Более тесное сотрудничество может быть в военной области, при разработке и переработке сырья, энергоносителей, сотрудничество в аэрокосмической сфере, в обрабатывающей, машиностроительной, химической и других отраслях промышленности. Более тесное сотрудничество между двумя нашими государствами способно обеспечивать гигантский объем торгового оборота, проводить новую политику в АТР в противовес американским притязаниям на этот регион. Хороша идея создания блока Россия—Китай-Индия. Но всегда надо помнить, что Китайский менталитет сугубо прагматичен. Наиболее яркое воплощение он нашел в политике Дэн Сяопина, которая к строительству воздушных замков и хрустальных мостов между двумя народами не имела никакого отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Внешнеэкономические  связи КНР

     Главными  прямыми инвесторами в экономику  Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня, Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60 - 80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

     Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25 - 30% ежегодно. Если в 1979 г. во внешней  торговле формировалось менее 10% ВНП  страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г. (на июль) — более 45%7. В первом полугодии 1998 г. общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе, Африке, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г. возрос на 25,5%, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1%.

     Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япония выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в. Островное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а Китайская экономика, несмотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10 - 8% в год.

     Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же время выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д. Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Германия, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

     В Китае тоже имеется аналогичный  план – «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР11. На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в. вероятнее всего произойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в самую мощную финансово-экономическую империю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7. Внешняя политика  с соседями.

     Ключевым  во внешней политике Китая становилось  то, что он стремился решить трудные вопросы мирным путем переговоров. Проходившие с 1981 по 1987гг. регулярные встречи официальных делегаций Китая и Индии для обсуждения территориально-пограничной проблемы привели обе стороны к заключению, что усилиями одних лишь экспертов решить проблему невозможно, что она должна рассматриваться с более высоких позиций всего комплекса отношений между двумя великими азиатскими державами, а для этого необходим диалог на политическом уровне, и, чем выше – тем больше шансов добиться успеха.

     Крупнейшим  событием китайско-индийских отношений  явился визит индийского премьер-министра Раджива Ганди этого визита продолжалась целый год, предпринимались усилия совершить «прорыв» в главной, пограничной проблеме. Однако сделать этого не удалось ни до, ни после визита.

     По-мнению китайской стороны, визит Раджива  Ганди имел огромное значение. Впервые после 34-летнего перерыва состоялся официальный визит премьер-министра Индии в Китай, был нанесен удар по «параллельной политике» Индии в отношении Китая (то есть мерой нормализации отношений становилось разрешение пограничного вопроса); был «проложен путь» к всестороннему восстановлению и развитию двусторонних отношений.

     По  неполной статистике со второй половины 1989 г. до конца 1990 г. состоялись более 10 взаимных визитов на высшем политическом уровне (выше заместителя министра), включая заместителя премьер-министра КНР У Сюэцяня в октябре 1989г. и министра иностранных дел Цянь Цичэня в марте 1990 г. В Индию. Индия заявила, что события на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 г. являются внутренним делом Китая. Таким образом, отношение Индии к событиям на площади Тяньаньмэнь дало мощный импульс для развития китайско-индийских отношений и поиска путей разрешения пограничного спора. Первое заседание СРГ состоялось в Пекине с 30 июня по 4 июля 1989г. В ходе встречи было достигнуто соглашение, что военные эксперты выработают меры для обеспечения «мира и стабильности» вдоль линии фактического контроля.

     Для улучшения ситуации на границе в  начале 1990г. Китаем и Индией было осуществлено значительное взаимное сокращение войск  по обе стороны границы, в особенности на восточном ее участке. В конце августа – начале сентября 1990г. в Дели проходило вторе заседание СРГ. Было достигнуто соглашение о создании механизма по обеспечению регулярных встреч между представителями вооруженных сил двух стран с целью исключить возможность различных военных инцидентов на китайско-индийской границе. Третье заседание СРГ проходило в мае 1991г. в Пекине. На переговоры серьёзное влияние оказала сложная внутриполитическая обстановка в Индии.

     Важнейшим событием в китайско-индийских отношениях явился первый после 31 года перерыва визит главы правительства КНР Ли Пэна в Индию (11-16 декабря 1991г.). В совместном коммюнике стороны вновь подтвердили намерение посредством дружественных консультаций поскорее достигнуть взаимоприемлемого способа разрешения пограничного вопроса. Это означало, что стороны опять не используют ни принцип «взаимопонимания и взаимных уступок», ни принцип «взаимных интересов». С 20 по 22 февраля 1992г. в Дели состоялся 4-ый раунд китайско-индийских переговоров по пограничной проблеме.

     Важным  событием в китайско-индийских отношениях явился визит в Китай президента Индии Р. Венкатарамана с 18 мая  по 23 мая 1992 г. В конце июля 1992 г. состоялся  первый в истории китайско-индийских  отношений официальный визит  министра обороны Индии Шараф Павара в Пекин. Основной целью поездки явился поиск путей снижения напряженности на китайско-индийской границе и укрепление мер доверия в военной области. Результатом этого официального визита стало возобновление приграничной торговли между Тибетом, КНР и северным штатом Индии Утлар Прадеш в районе Гунджи.

     В конце октября – начале декабря 1992г. состоялся 5-й раунд переговоров. Стороны договорились подписать Соглашение об уменьшении численности войск вблизи границы, а также решили удалить от нее ряд находящихся «слишком близко» друг от друга пограничных постов. Было достигнуто согласие открыть больше пунктов для приграничной торговли между двумя странами и принять другие меры, чтобы способствовать ослаблению напряженности вдоль линии границы.

     24-27 июня 1992г. в Дели состоялся  6-й раунд переговоров СРГ. Стороны, в частности, договорились о заблаговременном уведомлении друг друга о предстоящих военных манёврах и передвижениях войск в районах, прилегающих к совместной границе, установлении линии «горячей связи» между Генеральными штабами обоих государств, одновременном принятии мер по предотвращению нарушений воздушного пространства боевыми самолетами как ВВС Индии, так и КНР.

     В Пекине 2 сентября 1993г. заместитель  премьера Госсовета КНР, министр иностранных дел Цзянь Цичэнь в связи с предстоящим визитом в Китай премьер-министра Индии П.В. Нарасииха Рао заявил, что Китай и Индия создадут совместную группу дипломатических экспертов, чтобы содействовать поддержанию мира и спокойствия на границе между двумя странами.

     С 28 ноября по 1 декабря 1996г. в Индии  с официальным визитом находился Председатель КНР Цзян Цзэминь. Это был первый визит главы Китайского государства за последние 50 лет с момента установления дипломатических отношений. Визит Цзян Цзэминя знаменовал собой дальнейшее развитие двусторонних отношений, которые поднялись на новый уровень – «партнерство, направленное на конструктивное сотрудничество в XXI веке». По окончании переговоров 29 ноября было подписано Соглашение о создании мер доверия в военной области на линии фактического контроля в районах китайско-индийской границы, которое явилось дальнейшем развитием Соглашения от 1993г.

     В марте 2000г. Китай и Индия впервые  вступили в диалог по вопросам безопасности. Контакты между политическими лидерами двух стран смогли придать уникальные импульсы улучшению отношений. В ходе переговоров главы правительств двух стран обсудили широкий круг двусторонних отношений, международных и региональных проблем, а также принципы взаимоотношений и основные направления сотрудничества. С обеих сторон было заявлено, что Пекин и Дели придают особое значение взаимоотношениям друг с другом и вопросам сохранения стабильности и безопасности в южно-азиатском регионе.

Информация о работе Геостратегическая политика Китая