Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:43, контрольная работа
Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. Представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии составляют главный элемент гражданского общества. Институт партий - результат социально-экономической и социокультурной эволюции общества. Место и роль партий в конкретной политической системе, характер отношений между ними обусловливаются влиянием этнокультурных и демографических процессов, исторических традиций, религии и т. д. Значимость партий привела к образованию внутри политологии самостоятельной отрасли знания - партологии, изучающей партии и партийные системы.
1. Генезис политических партий, их признаки и функции
2. Типы политических партий.
3. Партийные системы и их типы.
4. Становление многопартийности в РБ.
Список использованных источников
Массовые партии характеризуются многочисленностью и постоянным членством. Они возникли позже кадровых а связи с распространением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения. Массовые партии отличает четкая идеологическая ориентация, использование активных воспитательных форм деятельного, наличие тесной связи между членами и различными партийными структурами. Это коммунистические. социал-демократические, популистские и правившие в прошлом фашистские партии.
В последние десятилетия появился новый тип партии, который политологи определяют как “электорально-массовый” или “избирательный”. В отличие от других партий эти организации больше внимания уделяют своим избирателям, чем членам партии, менее идеологизированы, чаще организуют массовые ненасильственные акции, обращаются к самой широкой аудитории и делают ставку на успех в избирательной кампании.
Широко используется социально-классовая топология политических партий. Основной характеристикой любой партии является ее социальная природа и провозглашаемые ею политические узд. Классовый облик определяется тем, интересы каких классов, социальных групп и слоев она выражает, защищает и проводит в жизнь. Этим во многом обусловливаются ее стратегические задачи, конкретная политическая тактика, особенности и характер руководства и др. По социально-классовому содержанию и идеологической направленности принято выделять несколько основных социально-классовых типов политических партий: коммунистическую и социал-демократическую (социалистическую) - ориентированные на рабочий класс и других трудящихся; буржуазно-демократическую – ориентированную на средний класс, мелкую и национальную буржуазию; консервативную – отражающую интересы финансово-монополистического капитала. Кроме того, есть партии выражающие интересы и других социальных групп, (“крестьянские”), социальных слоев–(“интеллигенции”) и др.
Наиболее распространенной типологией политических партий является их классификация по “лево-центристско-правой” системе координат или “лево-центристско-правой” ориентации. Эти понятия возникли в эпоху Великой французской революции: в 1789 г, депутаты Учредительного (конституционного) собрания разместились в зале заседаний так, что сторонники восстановления королевской власти оказались справа, а революционеры-республиканцы – слева от председательствующего. С тех пор носитель “левых” взглядов – это индивид, настроенный решительно, революционно, радикально, выражающий интересы бедных слоев населения; а правый – человек реформистских, консервативных взглядов, соответствующих поступков и действий, выступающий в защиту интересов весьма состоятельных слоев общества. “Левыми” партиями считаются коммунистические, социалистические; левоцентристскими – социал-демократические; центристскими – крестьянские, мелкобуржуазные, экологические и др., правоцентристскими – партии средней, национальной буржуазии; правыми – консервативные организации3. “Ультралевые” – партии или люди с левацкими, революционаристскими программами, сторонники насильственных действий. “Ультраправые” – националистические, фашистские, экстремистские организации.
Разумеется, любая типология условна, но она помогает лучше ориентироваться в сложных и многообразных явлениях политической и партийной жизни общества.
Классификация партий
По классовой природе:
• рабочие: социал-
• буржуазные: мелкобуржуазные,
национальной буржуазии,
• средних слоев: демократические
• крестьянские
• межклассовые: рабоче-крестьянские,
интеллигенции,
По средствам политической деятельности:
• преимущественно парламентские
• преимущественно внепарламентского действия
По отношению к существующему общественному строю:
• революционные
• реформистские
• либеральные
• консервативные
По типу организационной структуры:
• кадровые
• массовые: жестко или гибко организованные
По месту и роли
в политической системе
• доминирующие (правящие или неправящие) или маловлиятельные
• “левые”, центристские, правые
• оппозиционные
По отношению к форме государственного устройства:
• унитаристские
• федералистские
• сепаратистские
По отношению к идеологии:
• жестко идеологизированные: ортодоксальные или неортодоксальные
• прагматические: классовые или избирательные.
Партийные системы и их типы.
В зависимости от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и с политической системой в целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой партий”. Партийная система выступает как одна из важных структур (подсистем) политической системы общества.
Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация различных систем партий и моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.
Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах – партии типа широкого национального фронта. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных – правящая партия берет на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стрежнем всей политической системы общества. Так, в странах “государственного социализма” правящая партия обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над всей общественной жизнью.
Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от 3–4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в современной России).
Характерная особенность
этих систем состоит в том, что
они достаточно стабильны и облегчают
процесс агрегации требований. В
их рамках избиратель получает возможность
выбора между альтернативными
Двухпартийность может быть “жесткой” или “гибкой” в зависимости от характеристики партий и методов, применяемых ими в рамках соответствующей политической системы. Примером “жесткой” двухпартийности может служить система руководства, сложившаяся в Великобритании. При принятии важных политических решений все депутаты от каждой из основных партий – лейбористской или консервативной – должны голосовать строго в заданном “русле”. Нарушение партийной дисциплины карается достаточно строго.
Гибкая двухпартийная система существует в США. Там конгрессмен может голосовать более свободно и меньше принимать во внимание позицию руководства партии. Однако конгрессмены этой страны подвергаются постоянному “лоббированию”, и вопрос о степени их свободы в принятии ими политических решений является в определенной степени проблематичным.
Существует модифицированная
двухпартийная система. Ее еще иногда
называют системой “двух с половиной”
партий. На выборах одна из двух основных
партий обычно получает относительное
большинство голосов в
Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием различных факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности также способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. Такая же система с голосованием в один тур может порождать тенденцию к двухпартийности.
Возникновение сильных националистических
партий или организаций, выражающих
интересы крупных национальных меньшинств
внутри данной страны, также способствует
формированию многопартийной системы.
Наличие влиятельной
Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определенные недостатки. Так, в отличие от двухпартийности, мультипартийные системы неудовлетворительно отвечают целям агрегации требований. Как известно, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свой электорат. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики. Далее, свобода выбора между программами различных партий в условиях многопартийности, как это ни парадоксально, может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами, опосредуются коалициями и компромиссами между различными партиями. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство. Коалиционный характер правительств, как правило, ведет к нестабильности. Вместе с тем указанных недостатков можно в определенной степени избежать, если сформировать партийные коалиции, предлагающие избирателям общую платформу и координирующие свои действия хотя бы в парламенте.
Многопартийные системы
с господствующей партией. Понятие
“господствующая партия”
Достоинство данной системы
состоит в том, что она может
обеспечить определенную стабильность
достаточно продолжительное время.
Недостатки – в укреплении внепарламентской
оппозиции, отстранении
В мире наблюдается тенденция к развитию двух- и многопартийности. В 90-е гг. XX в. многопартийность (двухпартийность) являлась характерной чертой политических систем практически во всех обществах “массового потребления”, “охватывала” 30% обществ “индустриального развития”, 10% “переходных” обществ и “традиционных цивилизаций”.
Следует иметь в виду,
что большее число политических
партий совсем не обязательно означает
возрастающую степень демократичности
общества. Для анализа этого вопроса
необходим более широкий
Партийно-парламентский
механизм во многих странах достиг
значительной гибкости и отлаженности.
Однако опыт последних десятилетий
обнаружил и его слабые стороны.
Партии, особенно массовые, стали довольно
громоздкими структурами, возник обширный
слой профессиональных партийных функционеров,
обособленных от рядовых членов. Партийная
и партийно-парламентская
Существенное влияние на характер деятельности политических партий оказывают существенное влияние средства массовой информации. Современная множительная техника и компьютеризация позволяют получать и обрабатывать информацию, минуя конвейер партийных инстанций. В результате даже немногочисленная партия с хорошо оснащенным современными СМИ штабом может иметь устойчивые контакты со многими политическими институтами, с различными слоями общества.
В ряде стран наличествует кризис “партийной формы”. Он обусловлен тем, что меняется облик общества и иерархия потребностей, ценностей; их становится все труднее представить в цельной программе, служащей объединяющим началом; в обществе проявляется тенденция прямого выражения интересов и прямого влияния на государственные институты. Кроме того, утверждается тенденция “секуляризации” политики, в связи с чем уменьшились притягательная сила идеологий, доверие к глобальным и всеобъемлющим концепциям; цели и идейные ценности не стали менее необходимыми, но доверие к ним теперь основывается не на их включенности в долговременную программу, а на соответствии повседневной реальности. Отсюда – возникновение движений вокруг конкретных целей и вопросов, понижение роли такого посредника, как партия. Наконец, возрастает воздействие СМИ на формирование общественного сознания и позиций общественности, значительно сужая традиционную воспитательно-педагогическую функцию партии.