Функции политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 16:16, реферат

Описание работы

Политика (греч. politika — государственные или общественные дела, от polis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Гражданское общество – самодеятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества (отношения между людьми – свободные, порождаемые этими отношениями свободные институты (семья, различные объединения рабочих, церковные, молодёжные, партийные…

Гражданское и  негражданское общества взаимосвязаны.

В различных странах гражданское общество развито в большей или меньшей степени. 

Нации, как субъект  политики. 

Специфическим субъектом политики являются нации. Термин «нация» использовался ещё  в древнем Риме, для обозначение  небольших народностей. Он принялся наряду с греческим термином «этнос», обозначавшим общность (племя) людей, объединённых родством, внешним сходством, территорией проживания, языком. Впоследствии данный термин стал употребляться для характеристики результата слияния нескольких этносов.

Современное понимание нации начало складываться в конце XVIII в период Великой Французской революции в связи с требованием государственного суверенитета и началом формирования национального самосознания. В XIX в. По мере распада империй и формирования политической карты мира нации всё чаще предъявляют  политические требования власти, что приводит к созданию самостоятельных  национальных государств. В XX в. Национальные движения возникают в основном в русле национально – освободительной борьбы угнетённых народов (именно так рухнули вековые колониальные империи).

Идея нации  используется для выражения  особых требований к власти. Выражением этой идеи становится  особое политическое движение – национализм. Объективно национальные движения направлены на использование государственных и межгосударственных механизмов для защиты национальных интересов. Национальные идеи, как правило, взаимосвязаны с идеями независимости. В многонациональных государствах это может обозначать требование нациями определённых автономий в рамках государства и даже создания самостоятельного государства.

Основополагающее  значение в структуре национализма имеет национальная идеология, в  которой формулируются цели движения и пути их достижения. Степень распространения  и характер  поддержки целей  национальных движений обществом зависят от характера массового национального самосознания.

Почти 90 % современных  государств многонациональны по своему составу. Поэтому по своему значению национальные движения в этих государствах в основном соответствуют демократическим устремлениям. Однако в ряде случаев национализм используется как прикрытие для получения власти иными политическими силами.

В политических процессах развитых современных  государств национализм складывается в рамках урегулирования межнациональных  конфликтов (например, в результате нарушения каких – либо прав жителей определённой национальности). Причиной активизации национальных движений является и неспособность государства к эффективному регулированию межнациональных отношений. Пример такой ситуации – возникновение национальных движений в странах Восточной Европы и в республиках СССР в 80 – 90 – е г. г. XX столетия. Важнейшая причина возникновения национальных движений – национальные конфликты (между коренной и некоренными нациями, между государством и национальными группами и др.)

Одной из причин активизации национальных движений, причём, как правило, негативного  плана, является возрастание политических амбиций национальных элит и лидеров. Пропаганда исключительности нации, утверждение  её особой миссии и т. д. придают национализму гипертрофированную форму шовинизма. В основе шовинизма лежит идея в превосходстве прав нации над правами человека. Именно такую национальную природу имела фашистская идеология.

Важнейшее значение в демократизации национальных движений имеет деполитизация национальных отношений, утверждение принципа национальных отношений, утверждение принципа национальной экстерриториальности (отрицание жестокой зависимости существования нации от территории её проживания), утверждение общегражданского характера наций. Основная роль в придании национальным движениям демократического характера принадлежит государству. 

Политическое  сознание. 

Политическое  сознание – это отражение политических отношений и интересов, оценка политических явлений, выраженное в виде определённых понятий, идей, взглядов, теорий.

В структуре  политического сознания важную роль играет территориально – этническая ментальность.

Ментальность  – это своеобразная система глубинных, устойчивых и относительно поверхностных, изменчивых представлений, определяющих миропонимание людей.

Компоненты политического  сознания:

  1. Объективное отражение политической реальности, которая осуществляется с помощью таких структурных компонентов политического сознания, как политическая наука и политическая теория;
  2. Ориентация деятельности субъектов в мире политики через выражение его интересов в форме различных идеологических концепций;
  3. Эмоциональные политические импульсы, побуждающие людей к действия;

Выделяют 2 уровня организации его компонентов:

  1. Концептуальный уровень (политическая теория, доктрины, программы, учения);
  2. Обыденный уровень (несистематизированные обобщённые представления о политике, традициях, нормах политического поведения).
 

Специфика политического  сознания Россиян. 

Сознание россиян  прошло многовековую огранку самодержавного, авторитарного, тоталитарного способов правления, поэтому в сознании народа доминирует жёсткий (а не гибкий западный) тип мышления. В основе массового сознания россиян заложены определённые политические и социально - культурные традиции. Отсутствует культура солидарности. 

Политическая  культура. 

Политическая  культура – совокупность исторически  сложившихся, устойчивых установок, убеждений, представлений и ценностей, которая  проявляется в деятельности людей  и обеспечивает преемственность политической жизни общества.

Политическая  культура показывает, что политика является частью культуры, так как  в ней проявляются определённые ценности и устойчивые образцы поведения.

Ориентации, составляющие политическую культуру:

  1. Познавательные (когнитивные) – точные или ошибочные сведения о политических объектах и институтах;
  2. Эмоциональные – чувства, испытываемые по отношению к политическим объектам;
  3. Оценочные – суждения и мнения относительно глобальных политических объектов ( политической системы в целом и её отдельных элементов).

Политическая  культура характеризуется тем, что:

  1. Определяет политическое сознание и политическое поведение людей;
  2. Является результатом естественно – исторического развития общества;
  3. Фиксирует устойчивые связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляя политический опыт.

Основные функции:

  1. Функция ценностной ориентации;
  2. Функция адаптации;
  3. Функции идентификации;
  4. Функция социализации;
  5. Функция коммуникации;
  6. Функция интеграции.

По отношению  к власти:

  1. Господствующая;
  2. Контркультура.

По масштабности:

  1. Доминирующая политическая культура;
  2. Субкультура.

Четыре вида культур:

  1. Патриархальная;
  2. Подданническая;
  3. Культура участия;
  4. Культура гражданственности (смешанная культура).
 

Политическое  лидерство. 

Политический лидер - глава, руководитель или просто авторитетный челн той или ной группы, организации или всего общества, который согласовывает, объединяет и направляет действия людей.

Основные функции  политического лидера:

  1. Объединитель людей;
  2. Защитник их интересов;
  3. Инициатор обновления жизни;
  4. Организатор деятельности людей.
 

Основные типы политических  лидеров: 

По способу  утверждения лидерства в группах  и организациях:

  1. Формальные;
  2. Неформальные.
 

По способу  легитимации власти лидера в обществе:

  1. Традиционный – власть монархов, вождей племён и т. д. узаконивается в силу вековых и ставших священными традиций;
  2. Рационально – легальный – законно и демократически избранные руководители общества, получившие власть в результате обдуманного, сознательного, (рационального) выбора людей;
  3. Харизматический – лидеры по призванию, наделенные по мнению народных масс выдающимися способностями к руководству, особой мудростью, героизмом, святостью...
 

По стилю руководства  и управления:

  1. Авторитарный – предполагает единовластное и директивное (категорически приказное не терпящее возражений) в управлении людьми;
  2. Либеральный – отличается тем, что организованность, дисциплина и порядок в обществе или группе пускаются на самотёк;
  3. Демократический – ориентируется на принципы коллективного руководства и управления и предоставляет им определённую самостоятельность в действиях.
 

По стилю психологического поведения лидера:

  1. Параноидальный (хозяин);
  2. Демонстративный (артист);
  3. Компульсивный (отличник);
  4. Депрессивный (соратник);
  5. Шизоидные (одиночка).
 

Политический популизм. 

Популизм –  это своеобразное саморекламное  заигрывание с людьми с целью  завоевания их симпатий.

Основные черты  лидера – популиста – спекулирует  на недостатках и проблемах общества, подчёркивает свою непричастность к  их возникновению, беспощадно критикует своих соперников, говорит что делать, но не говорит как, раздаёт заведомо невыполнимые обещания.

Информация о работе Функции политики