Функции политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 16:16, реферат

Описание работы

Политика (греч. politika — государственные или общественные дела, от polis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

При этом государство  использует: профессиональный аппарат управления, органы общественного порядка и государственной безопасности, вооружённые силы, при необходимости меры принуждения и наказания.

Государство устанавливает гражданство – т. е. принадлежность того или иного лица к числу граждан данной страны.

Как политическая структура государство имеет  сложное строение. В большинстве  стран традиционно выделяются три  ветви государственной власти:

  1. Законодательная (парламент, в РФ называется Федеральное собрание, две палаты: нижняя - Государственная дума, нижняя - Совет федерации) – принимает законы и другие важнейшие документы и решения, определяющие жизнь общества;
  2. Исполнительная – обеспечивает реализацию принятых законов и решений;
  3. Судебная – призвана быть арбитром в обществе, решать юридические споры, осуществлять правосудие.

Основные типы государства:

  1. По способу организации высшей власти: монархия (абсолютная, конституционная), республика (президентская, парламентская, смешанная).
  2. По национально территориальному устройству: унитарное, федеративное, конфедеративное.
  3. По политическому режиму (тоталитарное, авторитарное, демократическое).
  4. По устойчивости социально – политической жизни (стабильные, нестабильные).
  5. По функциональной направленности государства (военные, полицейское, правовое, социальное).

В республике органы власти формируются на основе выборности. Законодательную власть осуществляет, избираемый гражданами, парламент, а исполнительную – утверждаемое им правительство. Особую роль играет пост президента. Именно положение президента в системе власти определяет форму республики.

В президентской  республике президент избирается народом  и является главой государства, он же подбирает и часто возглавляет  правительство. В то же время республиканский парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности (импичмент).

В парламентской  республике президент избирается парламентом и часто является символической фигурой, выполняющей лишь представительские церемониальные функции. Парламент формирует и контролирует правительство (индия, Италия, Турция, ФРГ).

Унитарное государство  – наиболее простая форма по национально  территориальному устройству, в котором на всей территории страны действуют: Единая конституция и гражданство, единая система высших органов власти и управления. Такие государства обычно делятся лишь на административно – территориальные единицы, хотя возможны и определённые автономные образования (Финляндия, Польша, Дания, Франция).

Федеративное  государство (федерация – союз, объединение) – отличается от унитарного тем, что  входящие в него государственные  образования (штаты, земли, провинции, республики…). Обладают определённой самостоятельностью и имеют собственное  административно – территориальное деление. При этом осуществляется взаимоприемлемое разделение власти между: федеральными и региональными органами (вопросы внешней политики, оборон, денежного обращает и ряд других решаются на федеральном уровне).

Конфедерация  – объединяются независимые государства  для совместного решения каких  – либо определённых задач (внешнеполитических или военных), например конфедерациями были сначала Швейцария и США. После решения задач конфедерация либо распадается, либо перерастает  в федерацию.

В настоящее  время появились новые объединения  государств: СНГ, ЕС. 

В зависимости  от того, какой из сфер государственного развития отдаётся преимущество, какие  государственные функции развиваются  в первую  очередь, можно выделить государства военного или полицейского типа, в которых преобладают структуры или функции государственного насилия: армии, ВПК, органы охраны порядка и безопасности, часто используемые в целях агрессии, угроз и репрессий. 

Социальное государство  приоритетно развивает социальную сферу и проводит активную социальную политику, направленную на улучшение жизни всего населения 

Правовое государство  – можно назвать такое государство, в котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости. 

Основные принципы правового государства:

  1. Верховенство и всеобщность закона в обществе;
  2. Правовой характер самих законов (отвечают международным правовым стандартам, гуманными, отражать народную воля, приниматься в законном порядке);
  3. Приоритет прав и свобод человека в обществе;
  4. Взаимоответственность государства  личности;
  5. Легитимность власти в обществе (правомерность, законность) – бывает такой, если сформирована путём демократических выборов, должна быть эффективной, должна признаваться не только внутри страны, но и на международной арене;
  6. Разделение властей.
 

Основные права  и свободы личности. 

Гражданские.

Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

Право на защиту чести и достоинства.

Право на справедливый, независимый и публичный суд.

Право на свободу  передвижения и выбора места жительства. 

Политические.

Право избирать и быть избранным в органы власти.

Свобода мысли, убеждений, слова, совести.

Свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний. 

Экономические права.

Право на частную  собственность.

Право на предпринимательскую  деятельность, право на свободное  распоряжение своей рабочей силой. 

Социальные.

Право на труд и  социальное обеспечение.

Право на жилище и благоприятную окружающую среду.

Право на охрану здоровья. 

Культурные.

Право на образование  и доступ к культурным ценностям.

Свобода художественного  и технического творчества. 

Политические  партии и общественно политические движения.

Политическая  партия – добровольная, негосударственная организация, объединяющая активных сторонников тех или иных идеологических и политических взглядов, которая ведёт борьбу за власть.

Основные функции  политических партий:

  1. Социальная – заключается в том, что партия обобщает и выражает интересы той или иной социальной группы, доводит до уровня государственной власти её требования;
  2. Идеологическая – проявляется в разработке партийной идеологии (партийные программы, лозунги, а так же в распространении и пропаганде этой идеологии);
  3. Политическая – состоит, прежде всего, во владении государственной власти;
  4. Управленческая – характерна для партий, стоящих у власти;
  5. Электоральная (электорат – круг избирателей, голосующих за ту или иную партию) – проявляется в том, что партии организую избирательные компании, выступают с предвыборными программами, контролируют ход выборов и т. д.
 

Основные типы партий. 

По характеру  функционирования:

  1. Кадровые;
  2. Массовые.
 

По характеру  политического поведения в обществе:

  1. Демократические;
  2. Тоталитарные.
 

По месту политической системы:

  1. Правящие;
  2. Оппозиционные: легальные, полулегальные, нелегальные.
 

По идеологическим направлениям:

  1. Консервативные;
  2. Либеральные;
  3. Правые;
  4. Левые;
  5. Радикальные.
 

Кадровые партии – отличаются немногочисленностью, свободным членством, отсутствием чёткой структуры и членских взносов. Действуют, преимущественно в период предвыборных компаний и в парламентах, опираясь на профессиональных политиков и финансовую поддержку бизнеса и отдельных граждан (консерваторы и лейбористы в Великобритании или демократы и республиканцы в США).

Массовые партии – многочисленны, чётко организованы, имеют членские взносы и действуют  постоянно, выполняя главным образом  идеологическую и воспитательную функции (социально – демократические партии в Швеции, ФРГ). 

Демократические партии – это партии, которым присущи: уважительное отношение и терпимость к другим партиям и готовность к компромиссам и сотрудничеству с ними.

Тоталитарные  партии – стремятся к монопольному положению и абсолютному подчинению себе других политических институтов, к утверждению единой идеологии в обществе.

.

И консерваторы и либералы выступают за частное  предпринимательство и свободу  рынка, но консервативные партии выступают  за неизменность традиционных условия  жизни капиталистического общества, либеральные наоборот, достигают согласие между управляющими и управляемыми.

Радикальные партии – могут быть самого разного толка (правого, левого, коммунистического…), они выступают за «хирургические» (насильственные) методы решения социально  – политических противоречий и часто используют незаконные средства для их разрешения. 

Партийные системы  и их основные типы. 

Партийная система  – совокупность действующих в  стране политических партий. Она даёт выход различным запросам граждан, поддерживает равновесие между социальными группами и представляющими их политическими силами, даёт возможность многим людям реально участвовать в политике. 

Типы  партийных систем
Партийные системы Число партий в  обществе Распределение парламентских мест Партийный состав правительства
Однопартийная Единственная  партия Абсолютное  большинство у единственной партии Однопартийный
Двухпартийная Две партии Абсолютное  большинство у одной из двух партий Однопартийный
Система двух с половиной партии Две основные партии и одна относительно слабая Относительное (реже абсолютное) большинство у  одной из ведущих партий Чаще коалиционный
Многопартийная Три и более  партии Относительное (как исключение абсолютное) большинство  у одной из ведущих партий Почти всегда коалиционный
 

Лобби – это  агенты или «группы давления» деловых или военных кругов, тех или иных отраслей и сфер экономики крупных фирм, регионов и т. д. Активно действуя в парламенте или правительстве они добиваются принятия или отклонения определённых законодательных или административных проектов.

это Общественно -политические движения – союзы и объединения граждан, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, не ставят своей задачей овладение властью, но тем или иным образом оказывают влияние на политическую жизнь (союзы предпринимателей, правозащитное движение, потребительское движение, экологические , антивоенные, женские, молодёжные и другие движения). 

Понятие гражданского общества. 

Среди общественных отношений можно выделить 2 большие  группы:

  1. Необходимые отношения – диктуются законами государства, распоряжениями властей, различными правилами, инструкциями и должностными обязанностями людей (служебные отношения в учреждениях, на предприятиях, в армии...);
  2. Свободные отношения – определяются исключительно интересами, желаниями и инициативой каждого отдельного человека (Взаимоотношения людей, занимающихся в спортивной секции, кружке, вступивших в политическую партию, начавших семейную жизнь и т. д.).

Информация о работе Функции политики