Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:16, реферат
Цель исследования – комплексный анализ основного содержания функций государства. На основании поставленной цели определим задачи:
* Дать понятие, определить содержание и признаки функций государства;
* Выделить основную классификацию функций государства – их структуру и содержание;
* Проанализировать формы и методы осуществления функций государства;
* Рассмотреть функционирование современного Российского государства
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……. 5
2. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 9
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 18
4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые – оборонительную.
В эту функцию также входит борьба с международным терроризмом, международной преступностью, в том числе с распространением наркотиков.
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция
сотрудничества и взаимопомощи выражает
интересы всех государств. На этой основе
создаются различные
Как
уже было сказано выше, каждое государство
связано с другими
Следует отметить, что перечень внешних функций государства, приведенный в этой части является, на наш взгляд, наиболее емким и кратким. Многие авторы выделяют большее количество функций, видимо полагая, что на современном этапе жизни России они являются наиболее актуальными и требуется их выделение в отдельные функции.
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.
Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.
Обычно выделяют четыре правовые формы осуществления функций
1) законодательная;
2) управленческая (исполнительная);
3) судебная;
4) контрольно-надзорная.
Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание - парламент России.
Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.
Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства. Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей10.
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Неправовые
формы охватывают большой объем организационно-
Деление
форм осуществления функций
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.
Особенности функционирования Российского государства рассмотрим с позиции внутренних и внешних функций. Начнем с внутренних.
В настоящее время на первый план выдвигается экономическая функция государства, ибо без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы.
Экономическим
фундаментом отечественной
Экономическая функция реализуется по двум взаимосвязанным направлениям деятельности государства:
1) установления форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования;
2) обеспечения надежной охраны и защиты всех существующих форм собственности.
Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов хозяйствования. Здесь возможны методы гибкого планирования, государственного заказа, а при проведении кадровой политики – и административные методы.
Хозяйственно-
При
многоукладной экономике
• установления государственных цен на отдельные стратегические и социально значимые виды продукции;
• распределения квот на сырье, импорт;
• установления (в той или иной мере) заработной платы;
• льготного кредитования и инвестирования;
• государственных субсидий и налогов.
Важнейшая
обязанность государства
Продолжением
экономической функции в сфере
распределительных отношений
За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой бедности. Среди них и люди преклонного возраста, и трудоспособные рабочие, и интеллигенты, ученые, работники высшей школы. Разбогател криминальный капитал – главный источник роста преступности, обнищания и деградации общества.
Чтобы изменить столь взрывоопасную социальную ситуацию, государству целесообразно свою деятельность на ближайшую перспективу подчинить следующим задачам:
• остановить падение уровня жизни населения;
•
усилить мотивацию трудовой и
предпринимательской
• осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев;
• более равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения;
• активно развивать социальное законодательство, создать социальный кодекс Российской Федерации.
Важной для социальной функции является проблема безработицы. Здесь нужны, во-первых, меры по защите полностью или частично безработных, во-вторых, государственная забота о снижении уровня безработицы12.
В условиях рыночной экономики значение основной получает функция по налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение приобретают государственная политика налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем прогрессивного налогообложения.
Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка – тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что Россия – правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т.е. всесторонне гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жилища и другие права беззащитны перед преступниками, бюрократами, коррупционерами. Решать проблему безопасности гражданина необходимо с применением правовых, организационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и развитая и доступная система юридической помощи населению.