Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:11, реферат
В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима. Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
Введение
Раздел 1. Формы правления
1.1 Понятие государства и его формы
1.2 Форма правления: понятие и виды
Раздел 2. Форма государственного устройства
2.1 Понятие и виды государственного устройства
2.2 Государственный (политический) режим
2.3 Конституционные основы российского федерализма
Заключение
Авторитарный режим можно рассматривать как "компромисс" между тоталитарным (абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти) и демократическим политическими режимами. В авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, при этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией). Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. Управление осуществляется централизованно. В случае отклонения людей от "генеральной линии" применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко применяются внесудебные методы принуждения людей. Оппозиция не допускается.
Федерализм как понятие
При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией центральных органов федерации, другая — региональных государственных органов (субъектов федерации), третья — совместной компетенцией центра и субъектов федерации. Баланс прав и обязанностей центральных и региональных органов правления контролирует независимый суд, а также парламент, одна из палат которого формируется из представителей регионов (штатов, земель, кантонов, провинций, областей и т.п.).
Таким образом, федерализм предполагает
демократическую
Децентрализация осуществляется в трех основных формах: деконцентрация, делегирование и передача власти. Деконцентрация — это административная договоренность, согласно которой функции центрального правительства передаются региональным представительствам федеральных органов власти. Делегирование — это агентское соглашение, по которому функции передаются к организациям, действующим вне центральных правящих структур с определенной степенью административной и финансовой самостоятельности. Передача власти означает перевод полномочий от центра к субъектам федерации, т.е. автономным, демократически избираемым единицам регионального правления, таким как край, область, округ, город и т.д.
Благодаря децентрализации субъекты
федеративного государства
Федеративное устройство России закреплено
в Конституции 1993г. Оно основывается
на принципах государственной
Российскую Федерацию образуют
89 субъектов трех типов: национально-государственные
(21 республика), имеющие свои конституции
и законодательства; административно-
Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).
Регламентация прочих вопросов составляет
область исключительного
В Конституции заложен принцип
сохранения целостности государства,
который, однако, может сочетаться с
правом наций на самоопределение
в Российской Федерации. Подчеркивается,
что право одной нации на самоопределение
всегда ограничено правом другой нации,
а право отдельной нации на
самоопределение ограничено правом
всего многонационального народа на
сохранение целостного государства. Наряду
с национальным, правовым и экономическим
регулированием отношений между
субъектами и центром в пределах
ведения Российской Федерации и
совместного ведения
Таким образом, конституционные основы
российского федерализма
Специфика российского федерализма
определяется также социокультурными
особенностями страны, историческим
опытом взаимоотношений центра и
регионов. Для российского федерализма
характерно соединение национально-государственного
и административно-
Под воздействием процесса суверенизации
регионов авторы Конституции России
заложили в ней два классических
положения: запрет на односторонний
выход субъекта Федерации из союзного
государства и запрет на одностороннее
изменение статуса субъекта Федерации.
Вместе с тем структура федерализма
в России мягче, эластичнее по сравнению
с другими странами. Это увеличило
степень самостоятельности
Уровень самостоятельности субъектов
Российской Федерации фактически определяется
не их конституционным статусом, а
кругом полномочий и предметов ведения.
Посредством механизма
Действующая ныне Конституция 1993 г., как
уже отмечалось, провозглашает Россию
по форме государственного устройства
федеративным государством. Следует, однако,
отметить, что российская модель федерализма
строится, естественно, с учетом особенностей
исторического опыта
Отсутствует в новой Конституции
и второй классический принцип Федерации
- запрет на одностороннее изменение
статуса субъекта Федерации. В результате
процесса суверенизации, докатившегося
до автономных республик и административно-
Для российского федерализма как
формы государственного устройства
и ныне характерно соединение национально-государственных
и территориальных принципов
формирования федеративного государства.
При таком подходе учитывается,
что на протяжении веков Россия была
и остается полиэтническим государством,
взаимодействием и даже союзом более
сотни народов. Унитарная политическая
структура дополнялась, а зачастую
органично соединялась с
Записанные в Конституции РФ
положения о разграничении
Для становления сильной России
и ее государственной власти и
управления исключительно важное значение
имеет конституционное
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Для становления современного российского
федерализма важно также то, что
система органов
Упрочению российской государственности
способствует и предусмотренное
Конституцией РФ положение (ст. 78), согласно
которому федеральные органы исполнительной
власти для осуществления своих
полномочий могут создавать свои
территориальные органы и назначать
соответствующих должностных
Информация о работе Формы правления и государственного устройства