Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:11, реферат
В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима. Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
Введение
Раздел 1. Формы правления
1.1 Понятие государства и его формы
1.2 Форма правления: понятие и виды
Раздел 2. Форма государственного устройства
2.1 Понятие и виды государственного устройства
2.2 Государственный (политический) режим
2.3 Конституционные основы российского федерализма
Заключение
Республики существовали и в Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и псковская средневековые республики), однако наибольшее развитие они получили в новое и новейшее время.
В Президентской республике Президент избирается независимо от Парламента, либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а Президент – распустить Парламент. Однако Парламент имеет возможность ограничивать действия Президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждения бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке, в среднеазиатских республиках бывшего СССР) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов. Кое-где, например в Заире, Малави, президенты были объявлены пожизненными главами государств.
В Парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия или недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра. Официально главой государства является Президент, который выбирается либо Парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: обязанности ограничиваются представительными функциями. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства. Председатель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главной государства, однако в реалиях он- первое лицо в политическое иерархии. Президент же как глава государства выполняет чаще всего только представительские функции и не имеет возможности серьезно соперничать с премьер-министром во всем, что касается властных полномочий (Италия, Германия).2
Третьей основной разновидностью республики
является полупрезидентская, или смешанная,
сочетающая в себе признаки президентской
и парламентской республик. Она
существует в Австрии, Ирландии, Португалии,
Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и
некоторых других странах. Полупрезидентская
республика не имеет таких устойчивых
типичных черт, как парламентская
и президентская, и в различных
странах тяготеет к одной из этих
форм. Ее главная характерная черта
— двойная ответственность
В качестве примера полупрезидентской республики наиболее характерна Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, но президент вправе распустить парламент при обязательном условии объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующем, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения, в период действия которого, однако, утрачивает право на роспуск парламента.
Президент без согласования с парламентом,
но учитывая расклад политических сил
в нем, назначает главу правительства,
вместе с которым формирует кабинет
министров. Глава государства
Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед Президентом, и перед Парламентом. В подобных республиках Президент и Парламент избираются непосредственно народом. Главой государства выступает Президент. Он, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения, назначает главу правительства и министров. Парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны или вынесения вотума недоверия правительству. Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает премьер министра, в праве распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д.с другой стороны, парламент имеет возможность контролировать действия премьера и правительства через утверждение бюджета. К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики относятся такие страны как Франция, Финляндия и другие, в том числе и Россия.
Таблица 1. Сравнительные характеристики различных форм республик
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства. |
Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства. |
Президент представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства. |
Президент имеет (или не имеет) право распускать парламент и назначать досрочные выборы. |
Президент имеет ограниченное (или
неограниченное) право распускать парламент
и назначать досрочные |
Президент имеет право распускать
парламент и назначать |
Президент имеет ограниченное (или неограниченное) право вводить чрезвычайное положение в стране. |
Президент не имеет права на введение
чрезвычайного положения в |
|
Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства. |
Президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства. |
Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства. |
Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом |
Президент не имеет права вето на законы, принятые парламентом |
|
Президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона |
Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства |
Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством |
Президент по должности является
верховным главнокомандующим |
Президент формально может быть верховным
главнокомандующим, но фактически руководство
вооруженными силами осуществляет министр
обороны, подотчетный главе |
|
Президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом |
Президент не является главой правящей партии и формально не связан с ней |
Президент в своей деятельности не зависит от партий |
Рис. 1. Типология современных форм правления
Таблица 2. Сравнительные характеристики различных форм правления
Форма правления |
Абсолютная |
Дуалистическая |
Парламентская |
Смешанная (полупрезидентская) | |||
Параметр |
Монархия |
Монархия |
Республика |
Монархия |
Республика |
Республика | |
Глава государства |
Занимает должность путем |
Наследование |
Всеобщие выборы |
Наследование |
Избирается парламентом или |
Избирается прямыми всеобщими выборами, реже - непрямыми выборами или парламентом | |
Объединяет в своих руках все ветви власти |
Возглавляет исполнительную власть |
Почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от правительства |
Руководит исполнительной властью, имеет ряд собственных полномочий | ||||
Правительство |
Если существует, полностью зависит от главы государства |
Если существует, полностью зависит от главы государства |
Формируется парламентским большинством с формальным участием главы государства, ответственно перед парламентом |
Формируется совместно президентом и парламентским большинством, ответственно и перед парламентом, и перед президентом | |||
Взаимовлияние |
Всевластие главы государства, отсутствие парламента |
Монарх может распустить парламент, сменить правительство |
Президент может сменить правительство и отдельных министров |
Правительство (с формальным участием главы государства) может распустить парламент; парламент может отправить в отставку правительство |
Президент может распустить парламент, сменять министров, парламент может отправить в отставку правительство с согласия президента |
Форма государственного устройства
1.1 Понятие и виды государственного устройства
Форма государственного устройства –
это национальное и административно-
Форма государственного устройства показывает:
из каких частей состоит внутренняя структура государства;
каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
в какой государственной форме выражаются каждой нации, проживающей на территории данного государства.
Государство расположено на определенной территории, на которой проживают его граждане. Способы объединения населения на территории, связь граждан с государством через политические и территориальные образования выражает понятие «форма государственного устройства»
По форме государственного устройства
все государства можно
Унитарное государство – это единое цельное
государственное образование, состоящее
из административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- унитарное устройство
- действует одна конституция,
единая система
Информация о работе Формы правления и государственного устройства