Формы правления и государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:11, реферат

Описание работы

В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима. Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Содержание

Введение
Раздел 1. Формы правления
1.1 Понятие государства и его формы
1.2 Форма правления: понятие и виды
Раздел 2. Форма государственного устройства
2.1 Понятие и виды государственного устройства
2.2 Государственный (политический) режим
2.3 Конституционные основы российского федерализма
Заключение

Работа содержит 1 файл

политология1.docx

— 72.35 Кб (Скачать)

Республики существовали и в  Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и псковская средневековые  республики), однако наибольшее развитие они получили в новое и новейшее время.

 В Президентской республике Президент избирается независимо от Парламента, либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а Президент – распустить Парламент. Однако Парламент имеет возможность ограничивать действия Президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждения бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке, в среднеазиатских республиках бывшего СССР) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов. Кое-где, например в Заире, Малави, президенты были объявлены пожизненными главами государств.

 В Парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия или недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра. Официально главой государства является Президент, который выбирается либо Парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: обязанности ограничиваются представительными функциями. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства. Председатель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главной государства, однако в реалиях он- первое лицо в политическое иерархии. Президент же как глава государства выполняет чаще всего только представительские функции и не имеет возможности серьезно соперничать с премьер-министром во всем, что касается властных полномочий (Италия, Германия).2

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской  и парламентской республик. Она  существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и  некоторых других странах. Полупрезидентская  республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская  и президентская, и в различных  странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта  — двойная ответственность правительства  перед президентом и перед  парламентом.

В качестве примера полупрезидентской  республики наиболее характерна Франция. В ней президент и парламент  избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, но президент вправе распустить парламент  при обязательном условии объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства  и верховным главнокомандующем, представляет страну на международной  арене, обладает правом вето на решения  парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения, в период действия которого, однако, утрачивает право на роспуск парламента.

Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад политических сил  в нем, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет  министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым  контролирует его деятельность. Президент  не обладает правом законодательной  инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность  за деятельность правительства. Парламент  имеет возможность контролировать правительство через утверждение  ежегодного бюджета, а также путем  вынесения ему вотума недоверия. 

Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед Президентом, и перед Парламентом. В подобных республиках Президент и Парламент избираются непосредственно народом. Главой государства выступает Президент. Он, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения, назначает главу правительства и министров. Парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны или вынесения вотума недоверия правительству. Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает премьер министра, в праве распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д.с другой стороны, парламент имеет возможность контролировать действия премьера и правительства через утверждение бюджета. К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики относятся такие страны как Франция, Финляндия и другие, в том числе и Россия.

 

 

 

 

 

Таблица 1. Сравнительные характеристики различных форм республик

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства.  

Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает  внешнеполитические позиции правительства.  

Президент представляет государство  в сфере внешней политики и  согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства.

Президент имеет (или не имеет) право  распускать парламент и назначать  досрочные выборы. 

Президент имеет ограниченное (или  неограниченное) право распускать парламент  и назначать досрочные парламентские  выборы.

Президент имеет право распускать парламент и назначать внеочередные выборы главным образом в тех  случаях, когда парламент выражает недоверие правительству.

Президент имеет ограниченное (или  неограниченное) право  вводить чрезвычайное положение в стране.

Президент не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране.

 

Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства.

Президент может уволить главу  правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства  президент увольняет членов правительства.  

Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства  президент увольняет членов правительства.

Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом

Президент не имеет права вето на законы, принятые парламентом

 

Президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие  силу закона

Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства

Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством

 

 

 

Президент по должности является верховным главнокомандующим вооруженными силами 

Президент формально может быть верховным  главнокомандующим, но фактически руководство  вооруженными силами осуществляет министр  обороны, подотчетный главе правительства

 

Президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом

Президент не является главой правящей партии и формально не связан с  ней

Президент в своей деятельности не зависит от партий 


Рис. 1. Типология современных форм правления

 

Таблица 2. Сравнительные характеристики различных форм правления

Форма

правления

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная (полупрезидентская)

Параметр

Монархия

Монархия

Республика

Монархия

Республика

Республика

 

Глава государства

Занимает должность путем наследования,

Наследование

Всеобщие выборы

Наследование

Избирается парламентом или специальным  конгрессом

Избирается прямыми всеобщими  выборами, реже - непрямыми выборами или парламентом

 

Объединяет в своих руках все  ветви власти

Возглавляет исполнительную власть

Почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от правительства

Руководит исполнительной властью, имеет  ряд собственных полномочий

Правительство

Если существует, полностью зависит  от главы государства

Если существует, полностью зависит  от главы государства

Формируется парламентским большинством с формальным участием главы государства, ответственно перед парламентом

Формируется совместно президентом  и парламентским большинством, ответственно и перед парламентом, и перед  президентом

 

Взаимовлияние

Всевластие главы государства, отсутствие парламента

Монарх может распустить парламент, сменить правительство

Президент может сменить правительство  и отдельных министров

Правительство (с формальным участием главы государства) может распустить парламент; парламент может отправить  в отставку правительство

Президент может распустить парламент, сменять министров, парламент может  отправить в отставку правительство  с согласия президента


 

 

Форма государственного устройства

1.1 Понятие и виды государственного устройства

Форма государственного устройства –  это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  составными частями его, между центральными и местными органами и государственной  властью. Организация государства  рассматривается с точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

из каких частей состоит внутренняя структура государства;

каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения  их органов;

как строятся взаимоотношения между  центральными и местными государственными органами;

в какой государственной форме  выражаются каждой нации, проживающей  на территории данного государства.

Государство расположено на определенной территории, на которой проживают  его граждане. Способы объединения  населения на территории, связь граждан  с государством через политические и территориальные образования  выражает понятие «форма государственного устройства»

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные, конфедеративные.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Унитарное государство характеризуется высокой степенью централизации власти и имеет наибольшее распространение в мире. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам, не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

- унитарное устройство предполагает  единые, общие для всей страны  высшие представительные, исполнительные  и судебные органы, которые осуществляют  верховное руководство соответствующими  местными органами;

- действует одна конституция,  единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует  единая денежная реформа, проводится  обязательная для всех общая  налоговая и кредитная политика;

Информация о работе Формы правления и государственного устройства