Формы государственного устройства и государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Форма государства – это способ организации политической власти, совокупность его внешних признаков. Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Содержание

1. Введение.
2. Формы государственного устройства.
2.1. Унитарное государство.
2.2. Федерация.
2.3. Конфедерация.
3. Формы государственного правления.
3.1. Монархия.
3.2. Республика.
4. Вывод.
5. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

politologia.docx

— 34.72 Кб (Скачать)

 

Формы государственного правления.

      Под формой правления мы понимаем способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

     Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:

- строение высших органов  государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

- характер взаимоотношений  органов высшей государственной  власти с другими органами  государства и с населением;

- порядок образования;

- степень участия населения  в формировании.

     Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.

     Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» — власть, то есть «монархия») - это форма единоличного правления, при которой власть передаётся по наследству[3].

     Типичные черты монархической формы государственного правления:

  1. существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно.
  2. династическое наследование верховной власти.
  3. осуществление монархом правления по собственному усмотрению, а не от имени народа.
  4. отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.

     С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

     В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия.

      Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

     Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.)

      Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

  1. власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти.
  2. исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом.
  3. правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах.
  4. главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте.
  5. законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

     Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

      Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.[4]

     Республика (от лат. «respublica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

     Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

  1. выборность высших органов государственной власти.
  2. избрание органов верховной власти на определённый срок.
  3. осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению.
  4. юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения.
  5. принцип разделения власти.
  6. гарантированность прав человека и гражданина.

     Современная республика может быть президентской и парламентской.

     Для президентской республики характерно:

  1. соединение в руках президента полномочий главы государства и.
  2. президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками).
  3. президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом.
  4. президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента

     Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

  1. верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением.
  2. президент является главой государства, но не главой правительства.
  3. правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции.
  4. правительство ответственно перед парламентом.
  5. президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом.
  6. наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции.
  7. правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов.
  8. президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

     Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.[3]

 

 

Вывод

И в результате всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что формы государственного правления и государственного устройства являются элементами формы государства.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно- властные структуры (органы государства). Существует два основные формы правления- это монархия и республика, которые в свою очередь можно разделить на виды.

Форма государственного устройства  раскрывает способы объединения  населения на определенной территории, связь этого населения через  различные территориальные и  политические образования с государством в целом. Формы государственного устройства можно разделить на три  основных группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Політологія: Підручник / За заг. ред. І.С.Дзюбка, К.М.Левківського. - К.: Вища школа, 1998. -415 с.
  2. Политология:Учебное пособие.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2000.-416с.
  3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права//http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/05.php
  4. http://www.poluchi5.ru/009273-1.html

Информация о работе Формы государственного устройства и государственного правления