Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:34, реферат
Понятие фискальной политики. Совокупные расходы. Налоги, государственные расходы.
Рисунок 3. Пропорциональные
налоги и равновесный национальный продукт
Предположим,
что государство вводит подоходный пропорциональный
налог, ставка которого t. Если доход населения
до введения налога был Y, то после взимания
налога располагаемый доход можно рассчитать
так: Y - tY = (1 - t)Y (автономные налоги не будем
учитывать при расчетах). Это значит, что
из каждой денежной единицы дохода раньше
на потребление уходило МРС * 1, а теперь:
(1-t)MPC, т.е. новая предельная склонность
к потреблению MPC' приведет к снижению
наклона кривой совокупных расходов, т.е.
к сдвигу ее в положение C' + I+ G. Точка равновесия
переместится из Е1 в Е2, что приведет к
сокращению объема национального производства
с Q1 до Q2. С учетом нового значения предельной
склонности к потреблению МРС' налоговый
мультипликатор можно рассчитать по формуле:
Мn' = 1 / (1 - MPC')
= 1/ (1-t)MPC).
Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода был Y1 = Q1, то после его изъятия располагаемый доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы на МРСtY1. Поэтому равновесный национальный доход сократился на следующую величину:
dY = - Mn' MPCtY1 = (-1/(1-t)MPC))MPCtY1.
Аналогичные рассуждения имеют место и в противоположном случае, когда налоговая ставка снижается, а национальный доход увеличивается.
Фискальная политика, как правило, оперирует одновременно как расходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет случай, когда государство увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не изменяется). Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке Е1. (рисунок 4.)
Рисунок 4. Государственные
закупки, налоги и равновесный национальный
продукт
Предположим,
государство увеличило закупки товаров
и услуг на 20 млн. рублей, что привело к
росту совокупных расходов тоже на 20 млн.
рублей и к сдвигу кривой С=I+G вверх, в положение
C+I+G1. Точка равновесия переместилась из
Е1 в Е2. Объем национального продукта возрос
с Q1 до Q2. Рассчитать его прирост можно
следующим образом (МРС примем равной
¾):
Q2-Q1 = Mg * 20 млн.р.
= (1/ (1- ¾)) 20 млн.р. = 80 млн.р.
Введение
аккордного налога величиной в 20 млн. рублей
сдвинет кривую C+I+G1 вниз, в положение C1+I+G1.
Сдвиг произойдет на величину 15 млн. рублей,
так как мультипликатор налогов меньше
мультипликатора расходов. Точка равновесия
переместится из Е2 в Е3, а объем производства
уменьшится с Q2 до Q3. Объем производства
в результате введения налога сократится
на:
Q2-Q3 =
Mn * 20 млн.р. = ((3/4) / (1-3/4)) 20 млн.р. = 60 млн.р.
Следовательно,
в результате роста государственных закупок
национальный продукт увеличился на 80
млн. рублей, а введение налога сократило
его на 60 млн. рублей. Таким образом, одновременное
увеличение государственных расходов
и налогов на 20 млн. рублей обусловило
рост национального продукта также на
20 млн. рублей, т.е. мультипликатор равен
1. Он называется мультипликатором сбалансированного
бюджета и не зависит от предельной склонности
к потреблению. Это можно доказать арифметически,
если вычесть из прироста национального
продукта, полученного в результате увеличения
государственных расходов, сокращение
того же национального продукта, обусловленное
введением аккордного налога. Общий результат
этих действий будет равен:
Q3-Q1 = (1/(1-MPC))20
млн.р. - (МРС / (1-МРС)) 20 млн.р. = ((1-МРС)/(1-МРС))20
млн.р. = 1*20 млн.р.
В модели «расходы-доходы» дискреционная политика рассматривается при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных расходов, снижение налогов ведут к росту совокупных расходов и спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, которые обуславливают в свою очередь сокращение частных инвестиций. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики.
Недостатком бюджетно-налогового регулирования является также наличие довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое проходит от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых - временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики. В-третьих, - период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации.
Недискреционную фискальная политика
На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет недискреционную (пассивную, автоматическую) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:
Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.
Виды фискальной политики
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном - снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
расходы
Рисунок 5. Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки (рисунок 5).
Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объеме выпуска Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) - Q2.
Существующий при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Т остаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и отчасти поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупного спроса.