Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:34, реферат
Понятие фискальной политики. Совокупные расходы. Налоги, государственные расходы.
Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
1.Понятие фискальной политики
Фискальная политика - политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.
Фискальная политика включает:
Дискреционная фискальная политика
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.
Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель «доходы - расходы» и полагая, что:
1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;
2) чистый экспорт равен нулю;
3) уровень цен постоянен;
4) первоначально в экономике не существует налогов;
5) фискальная политика оказывает воздействие на совокупные расходы (совокупный спрос), но не на совокупное предложение.
Учитывая эти допущения, проанализируем влияние изменения государственных расходов на объем национального производства (выпуск), доход.
Предположим, что первоначально совокупные расходы включали потребительские расходы С и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке Е1 (рисунок 1).
Совокупные расходы
Рисунок 1. Государственные
закупки и равновесный национальный продукт.
В
связи с начавшимся спадом производства
правительство приняло решение поддержать
спрос, увеличив совокупные расходы за
счет государственных закупок G (рассмотрим
сначала только этот элемент государственных
расходов). Оно осуществило закупки товаров
и услуг на сумму 20 млрд. рублей. Эти государственные
расходы автономны, т.е. постоянны для
любого выпуска продукции. Поэтому они
приведут к увеличению совокупных расходов
тоже на 20 млрд. рублей, что обусловит сдвиг
прямой С+I вверх на величину G, в положение
C+I+G. Планируемые расходы станут превышать
равновесный объем выпуска Q1. В ответ фирмы
начнут расширять производство. Этот процесс
будет продолжаться до тех пор, пока не
наступит равенство между совокупными
расходами и объемом выпуска. Новое положение
равновесия будет достигнуто в точке Е2
при выпуске Q2. Увеличение государственных
закупок стимулировало рост объема производства
с Q1 до Q2. Расстояние по вертикали между
прямыми C+I и C+I+G показывает
величину государственных закупок, а расстояние
между Q2 и Q1 - прирост выпуска продукции.
Из рисунка видно, что этот прирост в несколько
раз превышает объем государственных
закупок, т.е. последние обладают эффектом
мультипликатора. Мультипликатор государственных
расходов Мg показывает изменение выпуска
продукции, дохода в результате изменения
расходов государства. Его можно рассчитать
по формуле:
Мg = Изменение реального национального продукта (дохода) /
Изменение
государственных расходов.
Мультипликатор
государственных расходов равен мультипликатору
инвестиций, так как они оказывают на экономику
идентичный эффект. Действительно, рост
государственных закупок (как и инвестиций)
создает дополнительный спрос на товары
и услуги, который вызывает первичное
приращение дохода, равное росту государственных
расходов. Часть этого дохода, определенная
предельной склонностью к потреблению,
будет использована на потребление, что
приведет к дальнейшему возрастанию совокупного
спроса и национального дохода и т.д. Следовательно,
изменение государственных расходов приводит
в движение такой же процесс мультипликации
национального дохода, как и изменение
частных инвестиций. Поэтому мультипликатор
государственных расходов также можно
определить по формуле:
Мg = 1 / (1 - MPC).
Чтобы определить изменение реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор Mg на прирост государственных расходов dG.
В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.
Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.
Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.
Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.
Рисунок 2. Аккордные налоги и равновесный национальный продукт
Инструментом дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального продукта введение аккордного (паушального) налога. Это налог в строго заданной сумме, величина которой остается постоянной при изменении объема выпуска. Допустим, что при совокупных расходах C1 + I + G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1. (рисунок 2.)
Государство
вводит аккордный налог с населения, равный
16 млрд. рублей. Свои доходы население
использует на потребление и сбережение,
соотношение между изменениями которых
определяет предельная склонность к потреблению
МРС. Примем ее равной ¾. С учетом МРС введение
налога в 16 млрд. рублей, вызовет уменьшение
потребления на 12 млрд. рублей, что приведет
к сокращению совокупных расходов на такую
же величину. Прямая С1 + I + G сдвинется вниз,
в положение С2 + I + G. Уменьшение расходов
и спроса будет сопровождаться сокращением
производства до тех пор, пока не наступит
новое состояние равновесия в точке Е2
при объеме выпуска Q2. Как видно из рисунка,
расстояние между Q2 и Q1 больше, чем разница
по вертикали между прямыми С1+I+G и C2+I+G,
т.е. больше 12 млрд. рублей, что свидетельствует
о наличии мультипликатора налогов. Он
меньше мультипликатора государственных
расходов. Это объясняется тем, что изменение
государственных закупок на одну денежную
единицу приводит к такому же изменению
совокупных расходов, а изменение аккордного
налога на денежную единицу сопровождается
изменением совокупных расходов на МРС
* 1. Поэтому налоговый мультипликатор
будет равен:
Мn =МРС * Мg
или Мn = МРС / (1 - МРС ).
По этой же формуле можно рассчитать мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению национального продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их возрастанию.
На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и национальный продукт.
Допустим, что при налоговой ставке, равной нулю, экономическая система будет находиться в равновесии - точка Е1 (рисунок 3.) Равновесный объем выпуска Q1.