Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:13, контрольная работа
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Понятие формы государства позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.
Часть 1
Федерация как разновидность территориально – государственного устройства
Введение……………………………………………………………………3
Понятия и виды форм государственного устройства………….….4
Федерализм как форма государственного устройства……………6
Признаки федерации…………………………………………6
Принципы объединения……………………………..…….…8
Классификация федераций………………………………...…8
Осуществление государственной власти в федерациях…....9
История развития федерализма в России…………………………11
Принципы федеративного устройства современной России……16
Конституционный статус РФ и ее субъектов………………25
Компетенция РФ и ее субъектов…………………………….27
Заключение………………………………………………………………....32
Список использованных источников……………………………………..33
Часть 2
Политические идеи большевизма
2.1. Большевизм как течение политической мысли……………….……..34
2.2. Политическое учение В. И. Ленина…………………………………..36
2.3. Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки ………….....38
Список использованных источников…………………..………………….43
Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется:
А) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;
Б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;
В) в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.
Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего основного закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.
В
то же время имеются различия в
государственной организации
Конституция Российской Федерации 1993 г. в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В ст. 1 основного закона записано: “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. В ст. 5 Конституции зафиксировано: “ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации… Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”.
Глава 3 Конституции “Федеративное устройство” раскрывает эти основополагающие принципы федеративного устройства Российского государства, закрепляет базовые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и государственных органов власти субъектов Федерации. Как показала пятилетняя практика становления и развития федеративных отношений, эти принципы и большинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.
Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.
Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности. Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:
1) суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;
2)
федеральная Конституция и
3) федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;
4) государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
5) единое гражданство РФ;
6) государственный язык;
7) единые Вооруженные Силы;
8) единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
9)
государственные символы:
10) столица РФ.
Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения. Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.
В России — несколько видов субъектов федерации, это ее особенность. Общее число субъектов по состоянию на 1 октября 2010г. – 83. Среди них: 21 республика , 46 областей , 9 краёв , 1 автономная область , 4 автономных округа и 2 города федерального значения.
Государственный
суверенитет в деятельности органов
государственной власти по реализации
внутренних и внешних функций
государства. Только через основные
функции государственной власти
суверенитет воплощается в
Компетенция — это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности.
По отношению к государству — это круг прав и обязанностей в определенных сферах общественных отношений. Компетенция государства может быть реализована не только через органы государства, но и через референдум и другие институты прямой демократии.
Федеративное
устройство предопределяет разграничение
компетенции между федеральными
органами власти и органами власти
субъектов. Компетенция государственного
органа по устоявшемуся в юридической
науке мнению определяется через
предметы ведения и полномочия. При
этом предмет ведения
В соответствии с Конституцией РФ 1993 года компетенция государственных органов Федерации и ее субъектов разграничивается на:
• исключительную компетенцию федеральных органов власти;
• совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов;
• исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации.
К
исключительной компетенции федеральных
органов власти относятся все
вопросы, связанные с функционированием
государства на международной арене,
вопросы, требующие единого
Предметы
совместного ведения в отличие
от предметов находящихся в
Исходя
из смысла ст. 72 Конституции РФ предметы
совместного ведения можно
1.
Вопросы государственного
• обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам;
• защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
•
установление общих принципов организации
системы органов
2.
Вопросы, регулирования
• разграничение государственной собственности;
•
установление общих принципов
• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
• охрана памятников истории и культуры;
• координация вопросов здравоохранения;
• защита семьи, материнства, отцовства и детства;
• социальная защита, включая социальное обеспечение.
3.
Вопросы экологии и
• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
•
природопользование, охрана окружающей
среды и обеспечение
• особо охраняемые природные территории;
• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
4.
Вопросы, деятельности
• кадры судебных и правоохранительных органов;
• адвокатура, нотариат;
•
административное, административно-
5.
Координация международных и
внешнеэкономических связей
Здесь
действует правило о том, что
если международный договор
Итак,
из вышесказанного можно сделать
вывод, что Федеративная природа
Российского государства
Информация о работе Федерация как разновидность территориально – государственного устройства