Федерация как разновидность территориально – государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Понятие формы государства позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Содержание

Часть 1

Федерация как разновидность территориально – государственного устройства

Введение……………………………………………………………………3
Понятия и виды форм государственного устройства………….….4
Федерализм как форма государственного устройства……………6
Признаки федерации…………………………………………6
Принципы объединения……………………………..…….…8
Классификация федераций………………………………...…8
Осуществление государственной власти в федерациях…....9
История развития федерализма в России…………………………11
Принципы федеративного устройства современной России……16
Конституционный статус РФ и ее субъектов………………25
Компетенция РФ и ее субъектов…………………………….27

Заключение………………………………………………………………....32

Список использованных источников……………………………………..33

Часть 2

Политические идеи большевизма

2.1. Большевизм как течение политической мысли……………….……..34

2.2. Политическое учение В. И. Ленина…………………………………..36

2.3. Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки ………….....38

Список использованных источников…………………..………………….43

Работа содержит 1 файл

контр раб политология1.docx

— 80.41 Кб (Скачать)

     Равноправие субъектов Российской Федерации  — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется:

     А) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;

     Б) в конституционно установленных  равных пределах компетенции субъектов  всех видов, в одинаковой степени  ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;

     В) в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

     Нынешняя  Конституция РФ, закрепив принцип  равноправия субъектов, внесла и  некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в  тексте прежнего основного закона имелись  различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись  большие права республикам; теперь это устранено.

     В то же время имеются различия в  государственной организации субъектов  федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства  и государственно-территориальные  образования, не имеющие, например, своих  конституций, гражданства, высших органов  государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом  потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д. 
 
 
 
 
 

    1. Конституционный статус РФ и её субъектов
 

     Конституция Российской Федерации 1993 г. в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В ст. 1 основного закона записано: “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. В ст. 5 Конституции зафиксировано: “ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации… Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”.

       Глава 3 Конституции “Федеративное устройство” раскрывает эти основополагающие принципы федеративного устройства Российского государства, закрепляет базовые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и государственных органов власти субъектов Федерации. Как показала пятилетняя практика становления и развития федеративных отношений, эти принципы и большинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.

     Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.

     Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности. Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

     1) суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;

     2) федеральная Конституция и федеральные  законы;

     3) федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;

     4) государственная территория, целостная  и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);

     5) единое гражданство РФ;

     6) государственный язык;

     7) единые Вооруженные Силы;

     8) единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);

     9) государственные символы: государственный  флаг, герб и гимн Российской Федерации;

     10) столица РФ.

     Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения. Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

     В России — несколько видов субъектов  федерации, это ее особенность. Общее  число субъектов по состоянию  на 1 октября 2010г. – 83. Среди них: 21 республика , 46 областей , 9 краёв , 1 автономная область , 4 автономных округа и 2 города федерального значения.

    1. Компетенция РФ и ее субъектов
 

     Государственный суверенитет в деятельности органов  государственной власти по реализации внутренних и внешних функций  государства. Только через основные функции государственной власти суверенитет воплощается в жизнь, становится фактическим свойством  власти. Для того, чтобы выполнить  данные функции, государство должно обладать определенной компетенцией.

     Компетенция — это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут  выходить в своей деятельности.

     По  отношению к государству —  это круг прав и обязанностей в  определенных сферах общественных отношений. Компетенция государства может  быть реализована не только через  органы государства, но и через референдум и другие институты прямой демократии.

     Федеративное  устройство предопределяет разграничение  компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Компетенция государственного органа по устоявшемуся в юридической  науке мнению определяется через  предметы ведения и полномочия. При  этом предмет ведения государственного органа — это сфера общественных отношений, регулирование которой  отнесено соответствующими нормативными актами к компетенции данного органа. Тогда как полномочия органа государственной власти включают в себя права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властных действий в определенной сфере общественных отношений.[6]

     В соответствии с Конституцией РФ 1993 года компетенция государственных  органов Федерации и ее субъектов  разграничивается на:

     • исключительную компетенцию федеральных  органов власти;

     • совместную компетенцию органов  государственной власти Федерации  и ее субъектов;

     • исключительную компетенцию органов  государственной власти субъектов  Федерации.

     К исключительной компетенции федеральных  органов власти относятся все  вопросы, связанные с функционированием  государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования  по всей стране (энергетическая, космическая  системы, денежная система и др.), федеральная собственность и  управление ею, установление федеральных  налогов и сборов, федеральные  органы власти, федеративное устройство и территория России. Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  не имеют права вторгаться в исключительную компетенцию федеральных органов.

     Предметы  совместного ведения в отличие  от предметов находящихся в исключительном ведении Федерации, предполагают, что  центр и субъекты действуют, реализуют  свои полномочия с учетом воли и  интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе  путем взаимного делегирования  полномочий.

     Исходя  из смысла ст. 72 Конституции РФ предметы совместного ведения можно условно  подразделить на несколько групп.

     1. Вопросы государственного строительства  и защиты прав и свобод:

     • обеспечение соответствия конституций  и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам;

     • защита прав и свобод человека и  гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

     • защита исконной среды обитания и  традиционного образа жизни малочисленных  этнических общностей;

     • установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления.

     2. Вопросы, регулирования экономики,  социального и культурного развития:

     • разграничение государственной  собственности;

     • установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации;

     • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

     • охрана памятников истории и культуры;

     • координация вопросов здравоохранения;

     • защита семьи, материнства, отцовства  и детства;

     • социальная защита, включая социальное обеспечение.

     3. Вопросы экологии и экологической  безопасности:

     • вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами;

     • природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности;

     • особо охраняемые природные территории;

     • осуществление мер по борьбе с  катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

     4. Вопросы, деятельности правоохранительных  органов и функционирования правовой  системы:

     • кадры судебных и правоохранительных органов;

     • адвокатура, нотариат;

     • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

     5. Координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов  Федерации, выполнение международных  договоров Российской Федерации.

     Здесь действует правило о том, что  если международный договор Российской Федерации затрагивает вопросы, отнесенные к ведению субъекта Федерации, то требуется согласование с его  органами власти. Субъекты Федерации  вправе представлять федеральным органам  государственной власти рекомендации о заключении международных договоров, касающихся их интересов 

     Итак, из вышесказанного можно сделать  вывод, что Федеративная природа  Российского государства отличается следующими признаками:

    1. Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют свои конституции, а иные субъекты свои уставы и законодательства. В данных актах закрепляется правовой статус субъекта Федерации.
    2. Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними.
    3. Российская Федерация характеризуется наличием единого гражданства.
    4. Российская Федерация имеет общие для всей страны органы государственной власти.
    5. Российская Федерация имеет единую денежную и кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.
    6. Российская Федерация, как суверенное государство строит свои отношения с другими государствами, вправе участвовать в межгосударственных объединениях. Одновременно с этим, субъекты Российской Федерации так же имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей.
    7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их предметов ведения.

Информация о работе Федерация как разновидность территориально – государственного устройства