Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 17:12, реферат
Целью данной работы является определение необходимости регионализции в интеграционных процессах, формирование альтернативного пути развития глобализации со сменой потребительских приоритетов в пользу нравственных и экологических.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) дать общую характеристику современным глобализационным процессам
2) обозначить кризисные положения глобализма
3) описать основные ценности евразийства
4) обозначить взгляд евразийцев на место России в мире
5) описать основания и механизм регионализации
5) указать на потенциал регионов
Введение 3
1. Глава 1. Кризис техногенно-потребительской цивилизации
1. Сущность современного глобализма 5
2. Кризис Западной цивилизации 11
2. Глава 2. Регионализация.
1. Евразийство как альтернатива современной глобализации 22
2. Основания и механизм регионализации 27
3. Потенциал регионов 31
Заключение 39
Список используемой литературы
Таким
образом, мы еще раз видим противоречие
между провозглашаемым и
Эта глобальная
система подразумевает под
Человек превращается в машину. Это можно понять, если рассматривать капитализм- как систему желаний. Желания потребления, престижа, желание быть популярным в массовой культуре. И ради удовлетворения этих желаний человек приобретает материальные продукты, объем потребления при этом неограничен. Если раньше технику изготавливали без вреда для человеческого организма, то теперь человеческий организм подстраивается под новые технические приспособление, а соответственно и экологические условия. Даже отношения на бытово уровне превращается в набор «определенных технологий». Так, например Д. Карнеги определил технику общения с людьми, указывая на определенные ситуации, в которых нужно имитировать те или иные эмоции. Таким образом, образ человека-капиталиста лишается природной искренности.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Одним
словом, сформированную надкультурную
цивилизацию можно назвать «
Глава 2. Евразийство и необходимость регионализации
2.1 Евразийство
как альтернатива современной глобализации
Для некоторых
незападных стран альтернативной идеологией
либерализму может стать
Возникшее в конце 20-х гг. двадцатого столетия в среде зарубежной русской интеллигенции культурологическое и геополитическое течение под названием "Евразийство" преследовало основную цель – полноту охвата и обозрения мировых событий и определения роли и места России в них как срединной державы между Европой и Азией. Зародившееся в период между двумя мировыми войнами, евразийство предполагает существование между “Западом” и “Востоком” третьего континента — евразийского, имеется в виду органичное единство культур, рожденных в этой зоне встречи. Евразийцы выдвигают тезис о том, что над Евразией веет дух "братства народов", имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов различных рас. "Это "братство" выражается в том, что здесь нет противоположения "высших" и "низших", что взаимные притяжения здесь сильнее, чем отталкивания, что легко просыпается воля к общему делу. Не только в межнациональных отношениях, но и во всех других сферах жизни люди должны ладить между собой. Народы всех рас и национальностей Евразии могут сближаться, примириться, соединиться друг с другом, образуя "единую симфонию", и тем самым добиваться большего успеха, нежели при разъединении и противоборстве между собой. Евразийство является и особенным полноценным философским течением, и конкретной политической программой.
Евразийство как идеология. В первой главе было сказано о кризисе либерализма, как идеологии современной глобализации. Современные ученые очень часто борются со следствием- с глобальным потеплением, с упадком уровня образования, с возникающими этическими проблемами в социуме, политики и медицине (в биоэтике). Разрабатываются различные теоретические предложения о трансформации этических принципов (то есть «добро» в этике понимается не как константа, а как изменяющаяся категория в отстутсвии иерархии ценностей). То есть все усилия направлены на борьбу со следствием, когда нужно искоренять причину. Причина кроется в приоритетах общества. Пока приоритетными является потребление и материя, вышеобозначенные проблемы будут только расширяться. Поэтому необходима смена приоритетов техногенно-потребительской цивилизации.
Евразийство как идеология
В условиях глобализма, когда человек обособляется от общества в борьбе всех против всех становиться весьма актуальным. И способен, как минимум, избежать духовного кризиса.
Таким образом, обозначенные
Евразийство
как политическая
программа. Помимо теоретических
мировоззренческих принципов, евразийцы
еще в начале 20 века были прагматичны.
А в современных условиях, основы противостояния
глобализму становятся более ценными.
Современное евразийство на целено конкретно
на практику и предполагает интеграцию
стран постсоветского пространства.
Россия-Евразия (или просто Евразия), для
евразийцев - это отдельный "идейный
континент", особая цивилизация, а именно
- русско-евразийская. В географическом
понятии, Россия-Евразия - это территория
постсоветского пространства, т.е. историческая
сфера влиянии России. Народов этой территории
объединяет общая история, общие культурные
и ментальные черты, общее мировоззрение,
русский язык и единая судьба.
Будучи убежденными в правильности своих
убеждений, отдавая величайшую дань культурной
самостоятельности народов России-Евразии,
евразийцы стремятся оформить эти общие
черты в единое, прочное и мощное государственное
образование, воссоединить народов России-Евразии
в ЕврАзийский Союз (ЕАС). Это должен стать
добровольный конфедеративный союз независимых
государств постсоветского пространства
(Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия,
Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Россия,
Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан
и Украина).
Участие
стран в интеграционном процессе
на русско-евразийском
2.2. Основания и механизм регионализации.
Будет справедливо назвать интеграцию на основе евразийских ценностей – регионализацией. Так как именно регионы станут активными субъектами внешней политики, а не объектами политики Запада «сверху». О необходимости регионализации написал В.П. Семенов-Тян-Шанский . В своих работах «О могущественном территориальном владении применительно к России» , «Район и страна» он создал вполне оригинальную концепцию регионализации.
На земной поверхности он выделял зону между экватором и сорок пятым градусом северной широты, где расположены три великих океанических бухты:
3) Карибское море с Мексиканским заливом.
Именно здесь, полагал Семенов-Тян-Шанский, выросли наиболее сильные и самобытные цивилизации, а также наиболее глубокие религиозные системы. Он предложил свою формулу мирового господства: господином мира будет тот, «кто сможет владеть одновременно всеми тремя морями, или тремя «господами мира» будут те три нации, из которых каждая в отдельности завладеет одним из этих морей»13.
Тян-Шанский
выделил также три исторически
сложившиеся системы
1) Кольцеобразная - возникла еще в незапамятные времена на Средиземноморье: сухопутные владения господствующей державы представляли собой кольцо, которое позволяло контролировать внутреннее морское пространство. В мировой истории ее использовали греки, карфагеняне, римляне, венецианцы и генуэзцы. Наполеон (во время своего египетского похода), а также шведы на Балтике. Можно добавить, что сейчас она успешно применяется блоком НАТО на Атлантике.
2) Клочкообразная, или точечная - создана европейцами уже в Новое время: владения и пункты военного базирования разбросаны по морям и океанам в стратегически важных регионах, доступных морскому сообщению. Эту систему, начиная с 16 столетия, использовали испанцы и португальцы, затем голландцы и французы. До логического завершения довели ее в 19 веке англичане, которые с целью зашиты от континентальных держав дополнили систему точечных пунктов базирования вспомогательной системой государств-буферов. В 20 веке ее пытались реализовать в глобальном масштабе две сверхдержавы - СССР и США.
3)Система геополитического контроля - континентальная: владения господствующей державы представляют собой непрерывную полосу «от моря до моря». В древние времена именно такую державу пытался создать Александр Македонский, в новой истории - Наполеон Бонапарт со своей континентальной блокадой Англии. Однако успеха в этом тяжелом деле добились только русские, да еще - в масштабах Североамериканского континента - Соединенные Штаты46.
Таким образом, Тян- Шанский геополитически определили сферы возможного влияния государств. В мире глобализма, при поиске альтернативных путей развития, актуальны становятся конкретные шаги по противодействию влияния Запада. А именно, обстоятельно рассматривая русскую континентальную систему владения, Тян-Шанский видел в ней главный недостаток - растянутость территории и ее деление на развитый центр и сравнительно отсталую колонизируемую периферию. Таковой на сегодня является Сибирь. Единственное средство сохранить и упрочить такую систему, по его мнению, - «подтянуть» географический центр нашей государственной территории, до той же плотности населения и уровня экономического развития, что и в историческом центре. К достижению этой цели могут привести два способа.