Евразия в контексте глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение необходимости регионализции в интеграционных процессах, формирование альтернативного пути развития глобализации со сменой потребительских приоритетов в пользу нравственных и экологических.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) дать общую характеристику современным глобализационным процессам
2) обозначить кризисные положения глобализма
3) описать основные ценности евразийства
4) обозначить взгляд евразийцев на место России в мире
5) описать основания и механизм регионализации
5) указать на потенциал регионов

Содержание

Введение 3
1. Глава 1. Кризис техногенно-потребительской цивилизации
1. Сущность современного глобализма 5
2. Кризис Западной цивилизации 11
2. Глава 2. Регионализация.
1. Евразийство как альтернатива современной глобализации 22
2. Основания и механизм регионализации 27
3. Потенциал регионов 31
Заключение 39
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Таким образом, мы еще раз видим противоречие между провозглашаемым и действительным.

Эта глобальная система подразумевает под собой  наличие потребителей. И чем больше, тем лучше. Прежде всего это проявляется в бесконтрольном потреблении невосстановимых ресурсов Земли. Люди в этой системы живут здесь и сейчас, за счет следующих поколений. Когда потребитель приобретает тот или иной продукт, его уже не интересует способ производства. Таким образом, он убивает в себе прежде всего творца, который при других условиях мог бы и сам создавать.

Человек превращается в машину. Это можно  понять, если рассматривать капитализм- как систему желаний. Желания потребления, престижа, желание быть популярным в массовой культуре. И ради удовлетворения этих желаний человек приобретает материальные продукты, объем потребления при этом неограничен. Если раньше технику изготавливали без вреда для человеческого организма, то теперь человеческий организм подстраивается под новые технические приспособление, а соответственно и экологические условия. Даже отношения на бытово уровне превращается в набор «определенных технологий». Так, например Д. Карнеги определил технику общения с людьми, указывая на определенные ситуации, в которых нужно имитировать те или иные эмоции. Таким образом, образ человека-капиталиста лишается природной искренности.

Из всего  вышесказанного можно сделать следующие  выводы:

  1. Сегодня очевидна неэффективность глобальной политики. Насильственное насаждение демократических ценнотсей сталкивается с агрессивным противодествием в виде терроризма. Все попытки неорганической модернизации обычно заканчиваются неудачей, так как не адаптированы для других цивилизационных условий.
  2. Западные ценности, претендующие на роль общечеловеческих, неприемлемы для многих других государств, которые формировались в других климатических и культурных условиях. И очень часто за лозунгами борьбы за демократию стоят экономические интересы.
  3. Техногенность- главный элемент современного глобализма. Общество развивает технологии, но не себя. В борьбе за нефтяными ресурсами нарушается баланс биосферы, в следствии чего она дестабилизируется.
  4. Вера в безграничные возможности разума становится несовместимой с возрождением мировых религий в незападных цивилизациях.
  5. Капиталистические отношения ведут к неизбежной нравственной деградации всего общества. Так как производителей меньше, чем потребителей, общество неизбежно теряет в себе творческие начала.

Одним словом, сформированную надкультурную  цивилизацию можно назвать «техногенно-потребительской», которая переживает очевидный кризис. В связи с этим, в незападных цивилизациях идёт поиск альтернативных путей собственного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Евразийство и необходимость регионализации

2.1 Евразийство как альтернатива современной глобализации 

Для некоторых  незападных стран альтернативной идеологией либерализму может стать евразийство. Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920 1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Ценности евразийства во многом прямо противоположны либеральным ценнстям, что в свете глобального кризиса весьма актально. Сегодня мы видим евразийскую идеологию как большую культурную и философскую систему, отражающую сложность цивилизации, сложившейся на территории бывшей Российской империи. Сейчас, в свете жесткого противостояния между исламским миром и Западом, «в свете конфликта, угрожающего перекинуться и на другие территории, сторонники евразийства все чаще говорят о необходимости ускоренного перехода этой идеологии из культурной плоскости в политическую, как в России, так и в государствах СНГ.»11

  Возникшее в конце 20-х гг. двадцатого столетия в среде зарубежной русской интеллигенции культурологическое и геополитическое течение под названием "Евразийство" преследовало основную цель – полноту охвата и обозрения мировых событий и определения роли и места России в них как срединной державы между Европой и Азией. Зародившееся в период между двумя мировыми войнами, евразийство предполагает существование между “Западом” и “Востоком” третьего континента — евразийского, имеется в виду органичное единство культур, рожденных в этой зоне встречи. Евразийцы выдвигают тезис о том, что над Евразией веет дух "братства народов", имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов различных рас. "Это "братство" выражается в том, что здесь нет противоположения "высших" и "низших", что взаимные притяжения здесь сильнее, чем отталкивания, что легко просыпается воля к общему делу. Не только в межнациональных отношениях, но и во всех других сферах жизни люди должны ладить между собой. Народы всех рас и национальностей Евразии могут сближаться, примириться, соединиться друг с другом, образуя "единую симфонию", и тем самым добиваться большего успеха, нежели при разъединении и противоборстве между собой. Евразийство является и особенным полноценным философским течением, и конкретной политической программой.

  Евразийство как идеология. В первой главе было сказано о кризисе либерализма, как идеологии современной глобализации. Современные ученые очень часто борются со следствием- с глобальным потеплением, с упадком уровня образования, с возникающими этическими проблемами в социуме, политики и медицине (в биоэтике). Разрабатываются различные теоретические предложения о трансформации этических принципов (то есть «добро» в этике понимается не как константа, а как изменяющаяся категория в отстутсвии иерархии ценностей). То есть все усилия направлены на борьбу со следствием, когда нужно искоренять причину. Причина кроется в приоритетах общества. Пока приоритетными является потребление и материя, вышеобозначенные проблемы будут только расширяться. Поэтому необходима смена приоритетов техногенно-потребительской цивилизации.

   Евразийство как идеология обладает  системой взаимосвязанных ценностей,  которые могут стать альтернативой  ценностям индивидуализма в условиях  глобализации, а именно:

  1. Соборность- принцип  организации общественной и политической жизни, противостоящий и тоталитарному коллективизму, и западному индивидуализму. В таком случае человек не превращается ни в автономного индивида, ни в человека массы и толпы. Принцип общественной взаимопомощи и проявление своей индивидуальности не противоречат друг другу. Соборность — это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Об этом писали еще славянофилы. Д.А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию “лад” и было неразрывно связано с общинной жизнью народов Евразии. Если у славянофилов соборность неизбежна сопряжена с православием, то евразийцы не предвосхищают православную религию относительно других народов Евразии.

      В условиях глобализма, когда человек обособляется от общества в борьбе всех против всех становиться весьма актуальным. И способен, как минимум, избежать духовного кризиса.

  1. Равенство народов. Когда становится очевидно, что универсализация культур неизбежно ведет к радикальному противодействию и потери национальной идеи для многих стран, выходом из этой ситуации могут стать принципы евразийского народа. А именно, уважение других культур. Это имеет прямое отношение к цивилизационному подходу Данилевского. Каждый народ мыслиться как ценность, а соответственно, в таком случае, невозможна культурная экспансия. Об этом писал евразиец Н.С. Трубецкой в статье «Об истинном и ложном национализме». Трубецкой отвергает возвышение одной культуры над остальными, и признаёт их равноценными. Эгоцентризму и связанным с ним представлениям о “прогрессе” и “эволюционной лестнице” (в конечном итоге оправдывающим империалистическую экспансию европейцев), Трубецкой противопоставляет безоценочный подход, позволяющий увидеть самоценность иной культуры. Показывая, что приобщение народа к иной культуре невозможно без антропологического смешения с ее субъектом и раскрывая вред европеизации, мешающей развитию национальной культуры, ученый призывает народы к самопознанию, к раскрытию собственной самобытности и освобождению от романо-германского ига, главную роль в котором должна сыграть интеллигенция этих народов. Самопознание народа должно послужить выработке истинного национализма, который, в отличие от ложного, лишен эгоцентрических моментов и уважает культуры других. Именно таким должен быть “общеевразийский национализм” русского народа. Для всякого же народа исключительно важно следовать своим историческим путем, не навязывая собственные «цивилизационные» стереотипы другим народам. «Внешним образом истинное самопознание выражается в гармонически самобытной жизни и деятельности данной личности. Для народа - это самобытная национальная культура. Народ познал самого себя, если его духовная природа, его индивидуальный характер находят себе наиболее полное и яркое выражение в его самобытной национальной культуре и эта культура вполне гармонична, т.е. отдельные ее части не противоречат друг другу. Создание такой культуры и является истинной целью всякого народа.»12
  2. Органицизм- принцип естественности всех общественных процессов. А именно, исключается всякое насаждение идей «сверху». От переферии в центр, от народа к институтам, минуя формализованную партийность, формируются вся политическая система.
  3. Идея автотрофности человека и ноосферы. Эта идея принадлежит Вернадскому. Вернадский стал первым исследовать жизнь как единое целое, как геологически своеобразное живое вещество, характеризующееся весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью. Вернадский подчеркивал, что за геологическую историю организмы, по-видимому, осваивали новые области планеты, приспосабливаясь к многообразным природным условиям, участвуя в их изменении. Он первым из ученых понял, что мы всецело принадлежим биосфере — и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования. Такое отношение к природу исключает технократию и слепое потребление невосстановимых природных ресурсов.

      Таким образом, обозначенные принципы  альтернативны по отношению к  принципам либерализма. Более  того, такое отношение к природе и человеку свойственны для неевропейской цивилизации, а именно- евразийской.

Евразийство как политическая программа.  Помимо теоретических мировоззренческих принципов, евразийцы еще в начале 20 века были прагматичны. А в современных условиях, основы противостояния глобализму становятся более ценными. Современное евразийство на целено конкретно на практику и предполагает интеграцию стран постсоветского пространства.  Россия-Евразия (или просто Евразия), для евразийцев - это отдельный "идейный континент", особая цивилизация, а именно - русско-евразийская. В географическом понятии, Россия-Евразия - это территория постсоветского пространства, т.е. историческая сфера влиянии России. Народов этой территории объединяет общая история, общие культурные и ментальные черты, общее мировоззрение, русский язык и единая судьба.  
Будучи убежденными в правильности своих убеждений, отдавая величайшую дань культурной самостоятельности народов России-Евразии, евразийцы стремятся оформить эти общие черты в единое, прочное и мощное государственное образование, воссоединить народов России-Евразии в ЕврАзийский Союз (ЕАС). Это должен стать добровольный конфедеративный союз независимых государств постсоветского пространства (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина).

Участие стран в интеграционном процессе на русско-евразийском пространстве должно основываться на принципах равноправия, добровольности, взаимного уважения и признания национальных суверенитет.   

2.2. Основания и механизм регионализации.

Будет справедливо назвать интеграцию на основе евразийских ценностей  – регионализацией. Так как именно регионы станут активными субъектами внешней политики, а не объектами  политики Запада «сверху». О необходимости регионализации написал  В.П. Семенов-Тян-Шанский . В своих работах «О могущественном территориальном владении применительно к России» ,  «Район и страна»  он создал вполне оригинальную концепцию регионализации.

 На  земной поверхности он выделял зону между экватором и сорок пятым градусом северной широты, где расположены три великих океанических бухты:

  1. Европейское Средиземное море с Черным
  2. Китайское (Южное и Восточное) море с Японским и Желтым

    3) Карибское  море с Мексиканским заливом.

Именно  здесь, полагал Семенов-Тян-Шанский, выросли наиболее сильные и самобытные цивилизации, а также наиболее глубокие религиозные системы. Он предложил  свою формулу мирового господства: господином мира будет тот, «кто сможет владеть одновременно всеми тремя морями, или тремя «господами мира» будут те три нации, из которых каждая в отдельности завладеет одним из этих морей»13.

Тян-Шанский  выделил также три исторически  сложившиеся системы геополитического контроля над пространством.

1) Кольцеобразная - возникла еще в незапамятные времена на Средиземноморье: сухопутные владения господствующей державы представляли собой кольцо, которое позволяло контролировать внутреннее морское пространство. В мировой истории ее использовали греки, карфагеняне, римляне, венецианцы и генуэзцы. Наполеон (во время своего египетского похода), а также шведы на Балтике. Можно добавить, что сейчас она успешно применяется блоком НАТО на Атлантике.

2) Клочкообразная, или точечная - создана европейцами уже в Новое время: владения и пункты военного базирования разбросаны по морям и океанам в стратегически важных регионах, доступных морскому  сообщению. Эту систему, начиная с 16 столетия, использовали испанцы и португальцы, затем голландцы и французы. До логического завершения довели ее в 19 веке англичане, которые с целью зашиты от континентальных держав дополнили систему точечных пунктов базирования вспомогательной системой государств-буферов. В 20 веке ее пытались реализовать в глобальном масштабе две сверхдержавы - СССР и США.

3)Система геополитического контроля - континентальная: владения господствующей державы представляют собой непрерывную полосу «от моря до моря». В древние времена именно такую державу пытался создать Александр Македонский, в новой истории - Наполеон Бонапарт со своей континентальной блокадой Англии. Однако успеха в этом тяжелом деле добились только русские, да еще - в масштабах Североамериканского континента - Соединенные Штаты46.

Таким образом, Тян- Шанский геополитически определили сферы возможного влияния  государств. В мире глобализма, при поиске альтернативных путей развития, актуальны становятся конкретные шаги по противодействию влияния Запада. А именно, обстоятельно рассматривая русскую континентальную систему владения, Тян-Шанский видел в ней главный недостаток - растянутость территории и ее деление на развитый центр и сравнительно отсталую колонизируемую периферию. Таковой на сегодня является Сибирь. Единственное средство сохранить и упрочить такую систему, по его мнению, - «подтянуть» географический центр нашей государственной территории, до той же плотности населения и уровня экономического развития, что и в историческом центре. К достижению этой цели могут привести два способа.

Информация о работе Евразия в контексте глобализации