Дивидендная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:36, контрольная работа

Описание работы

Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности. Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Содержание

1)Дивидендная политика……………………………………3
2)Управление дебиторской задолженностью……………16

Работа содержит 1 файл

краткосрочная политика готово.docx

— 76.56 Кб (Скачать)

Величина чистой прибыли  любого предприятия подвержена колебаниям; не исключена также ситуация, когда  предприятие может отработать с  убытком. Принятие решения о размере  дивидендов в любом случае является непростой задачей. Во-первых, в условиях рынка всегда имеются возможности  для расширения производственных мощностей  или участия в новых инвестиционных проектах. Во-вторых, нестабильность выплаты  дивидендов или резкое изменение  их величины чреваты снижением курсовой стоимости акции. Именно поэтому  в мировой практике разработаны  различные варианты дивидендных  выплат в соответствии с дивидендной  политикой. Существует дивидендная  политика трех типов: консервативная, умеренная (компромиссная), агрессивная.

1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, – и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в 2 вариантах:

а) Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала или другой избранный критерии, коэффициент финансовой рентабельности, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала, отложенного дохода собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

б) Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода, при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции. Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи, с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

2. Умеренная (компромиссная) политика начисления дивидендов, – это политика, в соответствии с которой компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в выплате дивидендов и потребностей предприятия в наращивании капитала. Данный тип дивидендной политики также может проводиться в 2 вариантах:

а) Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды или политика «экстра-дивиденда» по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

б) Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части. Преимуществом этой политики является простота ее формирования, и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики, она «сигнализирует» о высоком уровне риска хозяйственной дельности данного предприятия. Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов, акционеров, избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

3. Агрессивная политика начисления дивидендов – предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов.

а) Политика постоянного возрастания размера дивидендов, осуществляемая под девизом – «никогда не снижай годовой дивиденд» предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде, на этом принципе построена «Модель Гордона», определяющая рыночную стоимость акций таких компаний. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности – если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает, т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли, то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются, при прочих равных условиях. Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании – если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.      

 

 

Дивидендные лидеры

В уставе многих отечественных  компаний есть положение о размерах дивидендов по привилегированным акциям, которое точно определяет их размер в процентах от чистой прибыли. Однако ряд компаний платят дивиденды гораздо  больше оговоренного в уставе значения. Продолжает радовать дивидендами Ростелеком, который традиционно направляет на дивиденды по привилегированным  акциям существенно больше 10% от чистой прибыли, оговоренных в уставе. По итогам 2005 г. эта доля составила 24%.

Последовательную дивидендную  политику проводит ЛУКОЙЛ, который  можно назвать образцом для российских компаний в отношении стандартов корпоративного управления. Совет директоров ЛУКОЙЛа еще в 2003 г. утвердил положение, по которому компания должна платить своим акционерам не менее 15% от чистой прибыли, рассчитанной по стандартам US GAAP. Таким образом, ЛУКОЙЛ официально фиксирует нижнюю границу дивидендных выплат и отменяет верхнюю. В 2005 г. ЛУКОЙЛ заявил о планах по увеличению размера чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, до международных стандартов на уровне 40–50%. Подобные изменения вписываются в общую стратегию по приведению корпоративного управления до мировых стандартов, необходимость которой подчеркивается наличием стратегического партнера – американской компании ConocoPhillips. ЛУКОЙЛ сегодня – одна из немногих российский компаний, у которой менеджмент ориентирован на долгосрочный рост капитализации, и продуманная дивидендная политика является инструментом достижения данной цели. Правда, дивидендные выплаты ЛУКОЙЛа по итогам 2005 г. несколько разочаровали инвесторов, чуть превысив минимальный порог – 15% от чистой прибыли.

Сюрприз в минувшем году преподнесли дивидендные выплаты  ТНК-BP в размере 4,8 млрд. долл., дивидендная  доходность составила рекордные  для российского рынка 10%. Порадовала размером дивидендов и «дочка» ТНК-BP – Удмуртнефть, которая перед  продажей стратегическому инвестору  выплатила дивиденды в размере 560 млн. долл.

Дальнейшее улучшение  в дивидендной политике демонстрирует  Сургутнефтегаз, который, как отмечалось, в предыдущие годы был не особенно щедр к миноритарным акционерам. По итогам 2005 г. дивидендные выплаты составили 1,3 млрд долл., дивидендная доходность по обыкновенным акциям – 2%, по привилегированным – 3,3%.

В 2005 г. по-прежнему высоким был размер дивидендов дочерних компаний Роснефти (табл. 2). Прекращение практики трансфертного ценообразования и общее увеличение прозрачности «дочек» привели к существенному росту размера чистой прибыли и, как следствие, дивидендных выплат. Пурнефтегаз увеличил дивидендные выплаты в 6 раз, дивидендная доходность по привилегированным акциям составила 7%.

«ВСМПО-Ависма» перед  продажей компании Рособоронэкспорту  увеличила дивиденды на 30% – с 29 до 37,8 руб. на акцию.

 

2. Управление дебиторской задолженностью

 

Успешно вести бизнес и  не предоставлять коммерческие кредиты  практически невозможно в силу объективных  причин: высокой конкуренции, дефицита денежных средств и пр. Тем не менее предприятие должно стремиться снижать уровень дебиторской  задолженности и повышать ее оборачиваемость, чтобы обезопасить себя от потери ликвидности.

Управление дебиторской  задолженностью требует особого  внимания, поскольку находится на стыке юриспруденции и управления финансами.

 

Этапы управления дебиторской задолженностью

 

Дебиторская задолженность  относится к высоколиквидным  активам предприятия, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности  существенно увеличивает затраты  на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации и как следствие  отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, увеличивая риск финансовых потерь. В то же время  эффективно организованные денежные потоки являются важнейшим признаком "финансового  здоровья" предприятия.

Зачастую причиной высокого уровня дебиторской задолженности  становится абсолютное незнание предприятием своих контрагентов. В результате предприятие, имея деньги, не может  рассчитаться по своим обязательствам, оказываясь на пороге кризиса.

В условиях кризиса компания должна пересмотреть работу по следующим  направлениям управления кредиторской задолженностью:

1. Формирование кредитной  политики предприятия. 

2. Знакомство с клиентом.

3. Планирование дебиторской  задолженности. 

4. Оформление договорных  отношений. 

5. Исполнение своих обязательств.

6. Контроль исполнения  обязательств клиентом.

7. Досудебное урегулирование  спора. 

8. Рассмотрение спора  в суде.

9. Исполнительное производство.

 

Формирование  кредитной политики

 

Устанавливая политику кредитования покупателей продукции, предприятие  должно определиться по таким ключевым вопросам, как:

срок кредита (чаще всего  в компании существует несколько  типовых договоров, предусматривающих  предельный срок оплаты продукции);

стандарты кредитоспособности (критерии, по которым оценивается  финансовая состоятельность клиента  и вытекающие отсюда варианты оплаты);

система скидок;

процедуры взаимодействия с  покупателем в случае нарушения  условий оплаты.

При формировании кредитной  политики также необходимо определить предельно допустимый размер дебиторской  задолженности как в целом  для предприятия, так и по каждому  клиенту (кредитный лимит). Каких-то универсальных правил в данном случае не существует. Каждое предприятие  самостоятельно определяет для себя эти цифры, ориентируясь, в первую очередь, на свою стратегию. Например, стратегия, направленная на завоевание новых рынков сбыта, предполагает больший размер дебиторской задолженности, нежели стратегия удержания рынка.

Не стоит забывать о  том, что как бы ни была эффективна кредитная политика предприятия, в  ходе взаимодействия компании с покупателями не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие должно обязательно  организовать систему контроля за исполнением  покупателями платежной дисциплины (иными словами проводить мониторинг дебиторов). Это позволит заблаговременно  увидеть кризисные явления и  предпринять меры для их устранения.

Таким образом, в целях  оптимизации политики продаж с отсрочкой  платежа у предприятия должны быть разработаны следующие положения  и регламенты:

Кредитная политика, включающая принципы кредитования клиентов.

Регламент работы с дебиторской  задолженностью.

Регламент заключения договоров.

Положение о скидках.

Должностные инструкции, предусматривающие  права, обязанности и ответственность  персонала.

Формы договоров.

 

Что нужно  знать о клиенте

 

Второй этап работы по управлению дебиторской задолженностью - знакомство с клиентом, подразумевающее оценку его платежеспособности. Каждое предприятие  самостоятельно определяет критерии оценки клиентов и способы ранжирования их по группам. Поскольку использование  метода оценки финансового состояния  клиента, основывающегося на анализе  финансовой (бухгалтерской) отчетности, на практике ограничено из-за того, что  либо отчетность компании искажена, либо вообще недоступна, предприятие может воспользоваться иными способами определения кредитоспособности покупателя.

В этой ситуации мы рекомендуем  уделить особое внимание таким моментам, как:

1. Год основания предприятия  (о предприятиях, которые существуют  на рынке уже не один год,  можно собрать гораздо больше  полезной информации, в том числе  попробовать получить сведения  от конкурентов, старых партнеров  этих компаний и др.).

Информация о работе Дивидендная политика