Дискриминационные цензы в избирательном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:48, доклад

Описание работы

Под термином «цензы избирательной системы» понимаются специальные условия допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.
Традиционно избирательные цензы можно разделить три группы: технические, охранные и дискриминационные. Рассмотрим эти группы.

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!.docx

— 43.00 Кб (Скачать)

Языковой ценз и ценз грамотности  практически всегда рассматривались  в качестве антидемократических. Он предполагает допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В США ценз грамотности и знания языка был отменен лишь в 1975 году, когда в Акт об избирательном праве 1970 года, были внесены поправки: наложен запрет на использование тестов и иных средств проверки способности читать, понимать и толковать вопросы, связанные с проведением выборов. В настоящее время он почти не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные, а в Турции кандидат на должность Президента должен иметь высшее образование.

Религиозный ценз требует, чтобы  носитель избирательного права исповедовал  определенную религию. Это требование - относительная редкость и обычно распространяется на пассивное избирательное  право. В частности, в Иране быть избранным может только мусульманин. Рассматриваемый ценз в некоторой  мере обладает дискриминационной направленностью.

Охранные цензы представляют собой условия, выводящие из числа избирателей тех лиц, голос которых не угоден (не желателен) государству, которые могут «негативно» проголосовать. К числу таких ограничений относятся должностной ценз (ценз рода занятий), судимость за преступления против государства, банкротство и др.

По мнению К.В. Арановского, применение охранных цензов выводит из числа участвующих в выборах те категории лиц, влияние которых на политику может оказаться опасным для государственного строя, противоречит существу политического режима, но не связано с нарушением представлений о справедливости.

Наиболее распространено среди этой категории цензов ограничение  избирательного права военных и  государственных служащих. Этот критерий можно назвать профессиональным цензом. Конституция Эквадора 1977 года закрепляет положение, согласно которому лица, находящиеся на действительной военной службе, не могут пользоваться правом голоса. В других латиноамериканских странах (Перу, Панама, Аргентина, Бразилия и др.) лишены права участия в голосовании унтер-офицеры и рядовой состав армии, флота, полиции, служители тюрем, военнообязанные, не прошедшие обязательную военную подготовку, и др. Отстранение военнослужащих от участия в голосовании формально объясняется концепцией «армия - вне политики».

Дискриминационные цензы представляют собой условия, выводящие из числа избирателей ряд лиц по дискриминационным признакам: имущества, пола, расы, национальности и др.

По мнению К.В. Арановского, действительно дискриминационными можно считать лишь те ограничения, которые воспринимаются значительной частью общества как несправедливость, неосновательное ущемление прав.

Введение полового ценза  в арабских странах (Кувейт, Иран, ОАЭ) обосновывалось предписаниями ислама о статусе женщин, т.е. женщины не допускались к выборам. Первоначально почти во всех странах выборы были чисто «мужским делом». Официальная трактовка этого ценза объяснялась широко распространенным мнением, что уделом женщины всегда должна быть рутина домашнего хозяйства (известное сочетание трех «К» - Kirche, Kuche, Kinder).

Лишь в 1893 году половой  ценз был отменен в Новой Зеландии. До 1917 года женщины имели активное избирательное право также в  Австралии, Дании, Исландии. И только в 1918 году женщины обрели избирательное  право в Великобритании, в 1920 году - в США, в 1928 году – в Англии, в 1944 году - во Франции, в 1945 году - в Италии, в 1956 году - в Греции, в 1971 году - в Швейцарии. Сегодня этот, действительно дискриминационный, ценз повсеместно отменён.

Дискриминационные цензы  имели место в ЮАР, где чернокожее население было лишено избирательного права, в США до 1963 года представители  коренных малочисленных народов, проживающие  в резервации, не участвовали в  выборах. Сюда можно отнести и расовый ценз - лишение избирательных прав «цветных» и иных национальных меньшинств. Так, в Южно-Африканской Республике по «закону» до 1994 года избирательных прав было лишено все коренное население страны – африканцы.

Дискриминационным является и имущественный ценз (ценз имущественного залога) - избирателю должно принадлежать имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен. Например, каждый депутат в нижнюю палату из собственных средств должен внести: во Франции - 1000 франков, в Канаде - 200 канадских долларов, в Великобритании - 500 фунтов стерлингов и т.д.

Нужно отметить, что существуют и такие условия, ограничивающие избирательное право, не относящиеся  ни к техническим, ни к охранным, ни к дискриминационным цензам.

Среди таких ограничений - моральный ценз, который предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в Пакистане кандидат должен быть благоразумным, справедливым и не склонным к расточительству, и честным, и амином («ameen» можно перевести как «заслуживающий доверия», «надежный», «правоверный»). В Мексике не голосуют лица, употребляющие наркотики, а в Нидерландах – лица, лишённые родительских прав. В Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, свободно распоряжался своим имуществом  (т.е. не находился под опекой). И не менее интересный факт: законодательство штатов Алабамы, Коннектикута и Луизианы (США) требует, чтобы избиратель имел «хороший характер». Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Великобритания, Россия).

Следующим цензом является ценз несовместимости. Заключается он в  том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность  либо занимающееся определенной деятельностью. Например, согласно французскому избирательному кодексу нельзя одновременно быть депутатом  и сенатором. Данный ценз очень схож с должностным охранным цензом (ценз занятий), но преследует несколько иную цель.

В отношении пассивного избирательного права во многих странах устанавливается  ценз неизбираемости –  невозможность для определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (иногда заблаговременно - за 6 мес., за год). Так, в США нельзя участвовать в президентских выборах лицу, занимающему эту должность более двух сроков подряд, а во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов.

Ценз несовместимости – заключается в том, что что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее его занимать) либо имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства, не допускается совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п. Данный ценз очень схож с должностным охранным цензом (ценз занятий), но преследует несколько иную цель.

Само по себе существование  избирательных цензов не означает, что избирательное право является недемократическим. Важно, какие это  цензы и каков масштаб ограничений, обусловленный их применением. Наличие  цензов возраста, гражданства, оседлости  можно считать разумным. Относительно высокая планка для кандидатов на выборные должности обусловлена  тем, что властные полномочия должны находиться в руках тех, кто достиг определенного возраста и накопил  определенный жизненный опыт. Разумным следует считать и то, что участие  в управлении обществом и государством оговорено наличием гражданства. Что  касается ценза оседлости, то его  наличие дает возможность гражданам  избрать того представителя, который  хорошо знаком с проблемами округа и воспринимает их как часть собственных.

 


Информация о работе Дискриминационные цензы в избирательном праве