Дискриминационные цензы в избирательном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:48, доклад

Описание работы

Под термином «цензы избирательной системы» понимаются специальные условия допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.
Традиционно избирательные цензы можно разделить три группы: технические, охранные и дискриминационные. Рассмотрим эти группы.

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!.docx

— 43.00 Кб (Скачать)

В ряде стран  предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей  принять участие в голосовании.

Термин «избирательная система» используется в двух смыслах: широком и узком.

В широком  смысле избирательная система - это  упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов  публичной власти, составляющие порядок  выборов. В своей основе эта система  регулируется как конституционным  правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами  политической морали, этики и т. д.

В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости  от результатов голосования избирателей  или других управомоченных лиц. Таких способов несколько. Однако всё их многообразие можно свести к двум главным системам: мажоритарной и пропорциональной. Рассмотрим их более подробно.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, где избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того. Какое это большинство - относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

Рассмотрим  три вида мажоритарной системы:

  • относительного большинства –это система, при которой избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины (США, Англия, Индия и т.д.). При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один избиратель, то выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования. Недостаток этой системы в том, что пропадает большое число голосов политических партий малых и средних по своему влиянию. Вместе с тем такая система обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство. Данную систему применяют в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента 43 государства, в том числе США.
  • абсолютного большинства  - это система, которая для избрания требует  абсолютного большинства поданных за кандидата голосов , т.е. 50%+1. Такое исходное общее число может исчисляться тремя способами: от общего числа зарегистрированных избирателей; от общего числа поданных голосов, от общего числа поданных действительных голосов. Критикуется за не результативность (Франция).

При этой системе обычно устанавливается  нижний порог участия избирателей  в голосовании. Если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Достоинством данной системы по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства является то, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составлял один голос. Недостаток же ее в том, что пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов, а также специфический дефект - частая нерезультативность выборов, что наиболее вероятно при большой конкуренции кандидатов.

  • квалифицированного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное. Эта система применяется редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа.

Наряду с названными тремя  используются ещё две разновидности  мажоритарной системы:

  • система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) - в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата, а не за список кандидатов (Япония);
  • кумулятивный вотум (от лат. cumulatio - скопление)- каждый избиратель в многомандатном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, либо одному - все голоса (Бавария).

Система пропорционального представительства политических партий  - это система, в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной системе правления создает сложные проблемы при формировании правительства. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается, если вся страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента: так избирается Кнессет (парламент) Израиля, состоящий из 120 депутатов, а также такая система характерна для Финляндии, Швейцарии, Норвегии, Австрии и Бельгии. Чтобы смягчить недостатки данной системы, используются такие методы, как

  • избирательная квота (избирательный метр) - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного кандидата (способы: естественная квота (метод Хэйра) и искусственная квота (метод Хагенбаха-Бишоффа);
  • метод делителей (метод д , Онта) - это последовательное деление числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

Также существуют правила  распределения мандатов:

- правило наибольшего остатка (нераспределенные по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов);

- правило наибольшего избирательного числа (места, не распределенные по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов);

- правило суммирования (суммируются все остатки голосов партий по отдельно взятым округам и нераспределенное число мест в целом по стране, и затем вычисляется новая квота для страны в целом и по этой квоте распределяются между партиями оставшиеся места);

- правило преодоления заградительного барьера (нераспределенные мандаты партий, не преодолевших заградительный барьер передаются партиям, которые его преодолели, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями).

Однако искажать пропорциональную систему могут различные приёмы:

  1. панашаж (от франц. panachage - смесь): право избирателя проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата, либо вписывать в списки новых кандидатов (Бельгия);
  2. прием соединения списков (блокирование) - партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой;
  3. заградительный пункт (заградительный барьер) - это установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Используется для создания в парламенте крупных партийных фракций. Заградительный пункт неодинаков в разных странах: 1% - в Израиле, 2% - в Дании, 2,5% - в Шри-Ланке, 3% - в Аргентине, 4% - в Болгарии, Венгрии, Швеции, Италии, 5% - в Словакии, 8% - в Египте, 10% - в Турции.

Разновидностью пропорциональной системы является система единственного  передаваемого (переходящего) голоса - избиратель имеет лишь один голос, но этот голос он может использовать не для голосования за партийный  список, а только для преференциального (предпочтительного) голосования за одну из кандидатур любого партийного списка кандидатов.

Пропорциональная система  представительства может применяться  наряду или совместно с мажоритарными  системами (ФРГ). Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения  политических сил.

  1. Понятие избирательных цензов и их основные группы.

Под термином «цензы избирательной  системы» понимаются специальные условия  допущения гражданина к осуществлению  тех или иных политических прав.

Традиционно избирательные  цензы можно разделить три  группы: технические, охранные и дискриминационные. Рассмотрим эти группы.

Технические цензы представляют собой условия,  которые позволяют упорядочить процедуру и итоги выборов. К числу таких ограничений относятся возрастной ценз, оседлость, гражданство, дееспособность, судимость (нахождение в местах лишения свободы), образование языковой ценз, религиозный и др. Нужно заметить, что такая классификация не может считаться однозначной, так как каждый автор имеет своё мнение и свой взгляд на изучаемый мной вопрос.

Наибольшее число разногласий  возникает при определении возраста, с которого человеку необходимо предоставлять избирательное право. Возрастной ценз – это признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. Развитие избирательного права в этом направлении ведёт к снижению возрастного порога как пассивного, так и активного избирательного права. Так, предоставление избирательного права с 15 – 16 лет характерно для Бразилии, Ирана, Кубы, Никарагуа и некоторых других стран, в 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейцарии, Финляндии, Марокко, с 21 года – в Латвии. Тенденция снижения возрастного ценза связана со снижением возраста гражданского совершеннолетия. Нужно отметить, что возрастной ценз после Второй мировой войны был снижен в таких странах как Италия, Бельгия, Финляндия, Австрия, Нидерланды, Канада, в странах Австралии. Снижение избирательного возраста привело к существенному расширению избирательного корпуса.

Вместе с тем по Конституции  Бразилии 1988 года граждане старше 70 лет  участвуют в голосовании лишь в том случае, если по собственной  инициативе подадут заявку в качестве избирателей. По мнению А.С. Автономова, это имеет положительную сторону. Ведь отдельные граждане в преклонном возрасте по состоянию здоровья не всегда могут сделать осознанный выбор или попросту не имеют интереса к политике. Поэтому их не лишают избирательного права, но оставляют  на их собственное усмотрение, а  также практически ставят в зависимость  от их состояния здоровья реальное участие в голосовании. История знает примеры и однозначного лишения избирательного права пожилых граждан.

Ценз гражданства означает, что избирательные права как  разновидность политических прав предоставляется  только гражданам государства. В  ряде государств (Испания, Финляндия, Венгрия  и др.) к выборам местных органов  власти допускаются «неграждане», которые постоянно( длительное время) проживают в стране, уплачивают налоги и т.п.

В странах, не закрепляющих принцип  равного гражданства,  при определении  избирательных прав граждан делается различие по основанию приобретения гражданства и времени нахождения в гражданстве. Например, в США  правом избрания в президенты страны обладают лишь урождённые граждане, а  желающие быть избранными в сенат  или палату представителей должны состоять в гражданстве США не менее 9 и 7 лет соответственно. А в Аргентине  натурализованному гражданину избирательное  право предоставляется только лишь через 3 года.

Основываясь на гражданстве, в ряде стран избирательный корпус был расширен при формировании высших органов власти за счёт граждан, проживающих  за границей (1979 год – Тунис, 1989 год  – Исландия, 1991 год – Швейцария). Решение вопроса голосования  таких избирателей различно. В  Швейцарии эту проблему решили путём голосования по почте (приказ федерального совета от 16 октября 1991 года), в Италии были созданы избирательные округа за рубежом (ст. 8 Закона «О выборах в сенат» от 4 августа 1993 года), в Турции избирателям, проживающим за границей более шести месяцев и невнесённым в списки избирателей, было предоставлено право голосовать на пограничных пунктам при выезде из страны в течении  70 дней до выборов и до 17 часов в день выборов.

Ценз оседлости обозначает необходимость проживания на территории государства в течение определенного  срока для получения избирательного права. Этот срок может варьироваться  от нескольких месяцев (6 - во Франции, 3 - в Японии, Германии, Новой Зеландии и др.) до нескольких лет (в Канаде и Финляндии – год, в Норвегии – не менее 10 лет, а в США – не менее 14 лет). Этот ценз существует во многих зарубежных странах, однако его практическое применение и содержание в каждом государстве имеет ряд особенностей. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме: например, в Великобритании избиратель должен зарегистрироваться в течение определенного периода и, если он в это время отсутствовал, то участия в выборах не принимает.

Технический ценз судимости  предполагает, что лица, находящиеся  в местах лишения свободы, а также  обладающие судимостью, не участвуют  в выборах. Так, в большинстве  штатов США бывшие заключённые в  течение  нескольких лет по отбытии  наказания не участвуют в выборах. Технический ценз судимости не нужно путать с охранным цензом судимости, при котором лишение избирательного права осуществляется за совершение преступлений против государственного строя и т.п.

Информация о работе Дискриминационные цензы в избирательном праве