Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:30, реферат
Организация Объединенных Наций определяет права человека как права, которые присущи нашей природе и без которых мы не можем жить как люди. Среди таких прав можно назвать право на беспристрастное судебное разбирательство, право на свободу и совести, право не подвергаться дискриминации и т.д. То есть все то, что дает человеку возможность чувствовать себя полноценной личностью.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Институт прокуратуры
ДОКЛАД СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
по дисциплине: ПОЛИТОЛОГИЯ
на тему: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМБУДСМЕНА В РФ»
Проверил:
ВВЕДЕНИЕ
Организация Объединенных Наций определяет права человека как права, которые присущи нашей природе и без которых мы не можем жить как люди. Среди таких прав можно назвать право на беспристрастное судебное разбирательство, право на свободу и совести, право не подвергаться дискриминации и т.д. То есть все то, что дает человеку возможность чувствовать себя полноценной личностью.
Как известно, угроза правам человека может исходить из двух основных социальных источников. Это государство и сами люди. точнее – чиновники и человеческие пороки, среди которых особо следует отметить алчность и агрессивное властолюбие1.
Любая власть стремится властвовать
над гражданским обществом. Делается
это иногда кнутом, иногда пряником,
чаще – и тем и другим. Чтобы
уравновесить это стремление, необходим
соответствующий баланс. Одним из
элементов этого баланса
Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и от злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека).
Принятый 26 февраля 1997 года Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» предоставил российскому омбудсмену широкие полномочия, обеспечивающие возможность эффективно добиваться восстановления нарушенных прав граждан.
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Еще на заре цивилизации
человек вынужден был вставать на
защиту своих прав. Так, наши далекие
предки, отбивая набеги диких кочевников,
защищали основное право человека -
свое право на жизнь. Затем по мере
усложнения организации человеческого
сообщества складывалась и юридически
оформлялась целая система
Крупным правовым актом в этой области стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека. В 1953 г. была одобрена Европейская конвенция о правах человека, в 1969 г. – Американс кая, а в 1981 г. - Африканская хартия прав человека и народов.
На сегодняшний день существует своеобразный международный кодекс, или свод законов, куда входят многочисленные соглашения и где изложены обязательства, которые правительства имеют по отношению к своим гражданам. За соблюдением этих обязательств следят не только множество общественных правозащитных организаций, но и международные органы: Комиссия по правам человека ООН, Совет Европы и Европейский суд по правам человека и др.
Важную роль в этом деле играет и институт омбудсмена, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством.
Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII в. омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово «омбудсмен» как «поверенный», «доверенное лицо».
После Второй мировой войны стало очевидным, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. Опыт нацистской Германии, где с помощью всеобщих выборов к власти пришел Гитлер, окончательно убедил весь цивилизованный мир в том, что выборность органов власти является хотя и необходимым, но недостаточным условием народовластия. О состоявшейся демократии можно говорить лишь тогда, когда она, обеспечивая достойный уровень жизни для граждан, опирается на реальное разделение властей, независимый суд и не отменяемые никаким электоральным большинством гражданские права и свободы.
Демократия без приоритета прав человека над государственными интересами - это корабль без якоря2.
Правовая основа института омбудсмена в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина3, провозгласившей: "Парламентский Уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что как и народный депутат РСФСР".
Следующим шагом по введению
должности российского
До принятия Закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского Указа "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека"5, подписанного в августе 1994 года. Этим документом было установлено, что "до принятия соответствующего федерального закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ". В этом качестве первым омбудсменом в России стал С.А. Ковалев, который находился на своем посту до 1995 г.
Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" вступил в силу лишь в начале 1997 года.6
На его основе в мае
1998 года Государственной Думой
Каковы права и обязанности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в чем заключается его деятельность?
В соответствии с Законом Уполномоченный призван способствовать «восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты»7.
Хотя Уполномоченный назначается
на должность и освобождается
от должности Государственной
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал свои претензии к ним в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. И хотя заключения омбудсмена носят рекомендательный характер (т.е. чиновники не обязаны им следовать), во всех странах мира, где действует омбудсмен, считается неэтичным игнорировать его рекомендации.
Российский омбудсмен не связан строгими обязательными процедурными правилами при осуществлении своих функций: он обладает широкими полномочиями в отношении используемых методов, способов расследования. Уполномоченный не ограничивается защитой прав и свобод, только закрепленных в Конституции РФ, поскольку ориентируется в своей деятельности также и на международные правовые стандарты.
Институт омбудсмена является
своеобразным связующим мостом между
властью и обществом, поскольку
он разрешает конфликты
При осуществлении предоставленных Уполномоченному по правам человека функций он действует параллельно и наряду с органами правосудия и прокуратуры, дополняя предоставленные им правовые средства защиты этих прав.
На основании Соглашения Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г. «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан»9 установлено, что Генеральная прокуратура и Уполномоченный осуществляют согласованный действия по следующим вопросам:
основных прав и свобод человека и гражданина;
результаты работы по защите основных прав и свобод граждан;
воздействия на правоприменительную практику;
нарушений прав и свобод граждан;
общего характера, относящиеся
к обеспечению прав и свобод граждан,
совершенствованию
нарушениях основных прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем формальные рычаги воздействия Уполномоченного на ситуацию с соблюдением прав человека весьма ограниченны. У него нет исполнительной власти, чтобы заставить чиновников повиноваться; он не судья, который может вынести приговор или обязательное для всех решение; у него нет права законодательной инициативы (хотя это право ему и обществу в целом не помешало бы).
По мнению С.А. Авакьяна, « в современной России утопичной идеей,
которая хороша сама по себе, но очень трудно ложится на нашу национальную почву, является идея Уполномоченного по правам человека: думается, в силу ментальности населения институт общества, созданный законодательной властью и пытающийся влиять на деятельность исполнительной власти посредством пожеланий и рекомендаций, является не жизненным. Не приживаются на российской почве органы, не имеющие властных полномочий»10.
В своей работе Уполномоченный
опирается на общественное мнение,
потому что он защищает законные права
граждан. А для этого общество
должно быть информировано о работе
омбудсмена. Исходя из этого, одним
из основополагающих моментов в деятельности
Уполномоченного является его сотрудничество
со средствами массовой информации. С
одной стороны, СМИ, распространяя
его выступления и инициативы,
могут формировать тем самым
общественное мнение, с другой - они
служат незаменимым источником информации
для самого Уполномоченного о
нарушениях прав человека в стране.
Вот почему еще одним необходимым
условием эффективной работы омбудсмена
является свобода слова. Без свободных
СМИ он не сможет узнать об истинном
положении дел в сфере
Конечно, отстаивание прав
требует определенного