Деятельность ОМБУДСМЕНА

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

Организация Объединенных Наций определяет права человека как права, которые присущи нашей природе и без которых мы не можем жить как люди. Среди таких прав можно назвать право на беспристрастное судебное разбирательство, право на свободу и совести, право не подвергаться дискриминации и т.д. То есть все то, что дает человеку возможность чувствовать себя полноценной личностью.

Работа содержит 1 файл

омбудсмен.docx

— 178.21 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Институт  прокуратуры

 

 

ДОКЛАД СТУДЕНЧЕСКОГО  НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

по дисциплине: ПОЛИТОЛОГИЯ

на тему: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ОМБУДСМЕНА В РФ»

                                                                      

 

                                                                        Выполнила:   студентка 103 группы

                                                                                     Югай Надежда Владимировна

                Проверил:

                                                                         

 

 

                                         

 

                                            ЕКАТЕРИНБУРГ – 2012

ВВЕДЕНИЕ

Организация Объединенных Наций  определяет права человека как права, которые присущи нашей природе  и без которых мы не можем жить как люди. Среди таких прав можно  назвать право на беспристрастное  судебное разбирательство, право на свободу  и совести, право не подвергаться дискриминации и т.д. То есть все  то, что дает человеку возможность  чувствовать себя полноценной личностью.

Как известно, угроза правам человека может исходить из двух основных социальных источников. Это государство  и сами люди. точнее – чиновники  и человеческие  пороки, среди  которых особо следует отметить алчность и агрессивное властолюбие1.

Любая власть стремится властвовать  над гражданским обществом. Делается это иногда кнутом, иногда пряником, чаще – и тем и другим. Чтобы  уравновесить это стремление, необходим  соответствующий баланс. Одним из элементов этого баланса является правозащитная деятельность.

Среди механизмов защиты прав и законных интересов  граждан от произвола государственных органов управления и от злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека).

Принятый 26 февраля 1997 года Федеральный конституционный  закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» предоставил российскому  омбудсмену широкие полномочия, обеспечивающие возможность эффективно добиваться восстановления нарушенных прав граждан.

 

 

    1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Еще на заре цивилизации  человек вынужден был вставать на защиту своих прав. Так, наши далекие  предки, отбивая набеги диких кочевников, защищали основное право человека - свое право на жизнь. Затем по мере усложнения организации человеческого  сообщества складывалась и юридически оформлялась целая система защиты прав человека. После Второй мировой  войны был принят ряд международных  документов, обязывающих государства, подписавшие их, соблюдать базовые  права человека без каких-либо исключений.

Крупным правовым актом в  этой области стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала  Днем прав человека. В 1953 г. была одобрена Европейская конвенция о правах человека, в 1969 г. – Американс кая, а в 1981 г. - Африканская хартия прав человека и народов.

На сегодняшний день существует своеобразный международный кодекс, или свод законов, куда входят многочисленные соглашения и где изложены обязательства, которые правительства имеют  по отношению к своим гражданам. За соблюдением этих обязательств  следят не только множество общественных правозащитных организаций, но и  международные органы: Комиссия по правам человека ООН, Совет Европы и  Европейский суд по правам человека и др.

Важную роль в этом деле играет и институт омбудсмена, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где  еще в XIII в. омбудсменом назывался  человек, который избирался для  сбора от имени пострадавшей стороны  денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово «омбудсмен» как «поверенный», «доверенное лицо».

После Второй мировой войны стало очевидным, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. Опыт нацистской Германии, где с помощью всеобщих выборов к власти пришел Гитлер, окончательно убедил весь цивилизованный мир в том, что выборность органов власти является хотя и необходимым, но недостаточным условием народовластия. О состоявшейся демократии можно говорить лишь тогда, когда она, обеспечивая достойный уровень жизни для граждан, опирается на реальное разделение властей, независимый суд и не отменяемые никаким электоральным большинством гражданские права и свободы.

Демократия без приоритета прав человека над государственными интересами - это корабль без якоря2.

Правовая основа института  омбудсмена в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина3, провозгласившей: "Парламентский Уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что как и народный депутат РСФСР".

Следующим шагом по введению должности российского омбудсмена стала Конституция РФ 1993 г.4, которая в ст. 103 предусмотрела, что к ведению Государственной Думы РФ относятся "назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом".

До принятия Закона институт Уполномоченного действовал на основании  президентского Указа "О мерах  по обеспечению конституционных  функций Уполномоченного по правам человека"5, подписанного в августе 1994 года.  Этим документом было установлено, что "до принятия соответствующего федерального закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ". В этом качестве первым омбудсменом в России стал С.А. Ковалев, который находился на своем посту до 1995 г.

Федеральный конституционный  закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" вступил в силу лишь в начале 1997 года.6

На его основе в мае 1998 года Государственной Думой полноправным Уполномоченным был избран О.О. Миронов. 13 февраля 2004 г. в связи с истечением срока деятельности на должности  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации назначила  на эту должность В.П. Лукина. Его  кандидатура была предложена Президентом  России В.В. Путиным. 18 февраля 2009 г. Постановлением Государственной Думы РФ В.П. Лукин  был назначен на должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  на второй пятилетний срок. Предложение  о его кандидатуре было внесено  в Государственную Думу Президентом  России Д.А. Медведевым.

 

    1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМБУДСМЕНА В РФ

Каковы права и обязанности  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в чем  заключается его деятельность?

В соответствии с Законом  Уполномоченный призван способствовать «восстановлению нарушенных прав, совершенствованию  законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его  в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому  просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты»7.

Хотя Уполномоченный назначается  на должность и освобождается  от должности Государственной Думой, в то же время при осуществлении  своих полномочий он независим и  неподотчетен каким-либо государственным  органам и должностным лицам.

Уполномоченный рассматривает  жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал свои претензии к ним в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми  по его жалобе. И хотя заключения омбудсмена носят рекомендательный характер (т.е. чиновники не обязаны  им следовать), во всех странах мира, где действует омбудсмен, считается  неэтичным игнорировать его рекомендации.

Российский омбудсмен  не связан строгими обязательными процедурными правилами при осуществлении  своих функций: он обладает широкими полномочиями в отношении используемых методов, способов расследования. Уполномоченный не ограничивается защитой прав и свобод, только закрепленных в Конституции РФ, поскольку ориентируется в своей деятельности также и на международные правовые стандарты.

Институт омбудсмена является своеобразным связующим мостом между  властью и обществом, поскольку  он разрешает конфликты государственных  и индивидуальных интересов. Дублирующее  звено мониторинга прав человека в виде омбудсмена улавливает ошибки и вскрывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных обеспечивающих соблюдение прав органов8.

При осуществлении предоставленных  Уполномоченному по правам человека функций он действует параллельно  и наряду с органами правосудия и  прокуратуры, дополняя предоставленные  им правовые средства защиты этих прав.

На основании Соглашения Генеральной прокуратуры РФ и  Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г. «О формах взаимодействия  Генеральной прокуратуры РФ и  Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан»9 установлено, что Генеральная прокуратура и Уполномоченный  осуществляют  согласованный действия  по следующим вопросам:

    • обмениваются (каждое полугодие) информацией о нарушениях

основных прав и свобод человека и гражданина;

    • рассматривают каждое полугодие на совместных совещаниях

результаты работы по защите основных прав и свобод граждан;

    • разрабатывают планы совместных мероприятий по усилению их

воздействия на правоприменительную  практику;

    • изучают с выездом в отдельные субъекты РФ причины массовых

нарушений прав и свобод граждан;

    • вносят в государственные органы совместные предложения

общего характера, относящиеся  к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.

    • обращаются с совместными заявлениями в СМИ о грубых

нарушениях основных прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем формальные рычаги воздействия Уполномоченного  на ситуацию с соблюдением прав человека весьма ограниченны. У него нет исполнительной власти, чтобы заставить чиновников повиноваться; он не судья, который  может вынести приговор или обязательное для всех решение; у него нет права  законодательной инициативы (хотя это  право ему и обществу в целом  не помешало бы).

По мнению С.А. Авакьяна, «  в современной России утопичной  идеей,

которая хороша сама по себе, но очень трудно ложится на нашу национальную почву, является идея Уполномоченного  по правам человека: думается, в силу ментальности населения институт общества, созданный  законодательной властью  и пытающийся  влиять на деятельность исполнительной власти посредством  пожеланий и рекомендаций, является не жизненным. Не приживаются на российской  почве органы, не имеющие властных полномочий»10.

В своей работе Уполномоченный опирается на общественное мнение, потому что он защищает законные права  граждан. А для этого общество должно быть информировано о работе омбудсмена. Исходя из этого, одним  из основополагающих моментов в деятельности Уполномоченного является его сотрудничество со средствами массовой информации. С  одной стороны, СМИ, распространяя  его выступления и инициативы, могут формировать тем самым  общественное мнение, с другой - они  служат незаменимым источником информации для самого Уполномоченного о  нарушениях прав человека в стране. Вот почему еще одним необходимым  условием эффективной работы омбудсмена является свобода слова. Без свободных  СМИ он не сможет узнать об истинном положении дел в сфере соблюдения прав человека.

Конечно, отстаивание прав требует определенного гражданского мужества и вносит свои коррективы в размеренную жизнь, но, как гласит народная мудрость, мертвая рыба плывет по течению, а живая - против течения. Зачастую права человека нарушаются, потому что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Учить правам и обязанностям гражданина надо уже с детства. Поэтому необходимо включить в школьную программу преподавание конституционных прав и свобод либо в рамках обществознания, либо отдельным предметом. Это может быть существенным подспорьем в деле воспитания правового сознания.

Информация о работе Деятельность ОМБУДСМЕНА