Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение версий экономического роста и роли государства с позиций современного монетаризма. Экономическая политика монетаризма оправдала себя во многих странах запада и странах восточной Европы, например Польше.
Введение………………………………………………………………................2
Теория монетаризма: эволюция развития…………………………....5
Сущность монетаризма ..........................................................................15
Современный монетаризм ....................................................................17
Введение в современный монетаризм ………………………….17
Принципы, цели и инструменты денежной теории ……………20
Основные принципы денежной теории ………………….20
Как должна проводиться монетарная политика …………21
IV. Монетарная политика Украины …………………………………….…24
Монетарная политика: четкость поставленных целей и их
реализация……………………………...........................................24
Приоритет монетарной политики Украины — сдерживание инфляции………………………………………………………. ..29
4.3. Инфляционное таргетирование -стратегия монетарной
политики Украины ……………………………………………….30
V. Деньги имеют значение………………………………………………....33
Заключение …………………………………………………………………….42
Список использованной литературы ……………………………………….....44
Вторая рекомендация — избегать резких движений при проведении монетарной политики. В прошлом финансовые органы, доказали свою способность двигаться не в ту сторону. Чаще, однако, они выбирали правильное направление, но либо опаздывали, либо двигались слишком быстро, что и являлось их главной ошибкой. Например, в начале 1966 г. Федеральная резервная система США начала проводить правильную политику замедления денежной экспансии, хотя сделать это надо было годом раньше. А, начав двигаться в нужном направлении, она сделала это слишком быстро, совершив самый резкий скачок в темпах изменения денежной массы за весь послевоенный период. И опять-таки, зайдя в этом направлении слишком далеко, ФРС должна была сменить курс на обратный в конце 1966 г., а она снова проскочила оптимальную точку и не только не вернулась, но и превзошла прежний темп роста денежной массы. И этот эпизод не является исключением — подобное происходило в 1919—1920, 1937—1938, 1953—1954 и в 1959—1960 гг.
Причина этих перехлестов очевидна — разрыв во времени между действиями финансовых органов и последствиями их акций в экономике. Органы стремятся уловить эти следствия по состоянию экономики сегодня, а они проявляются только через шесть, или девять, или двенадцать, или даже через пятнадцать месяцев. Поэтому они и вынуждены реагировать на каждый скачок вверх или вниз слишком жестко.
Быстрая адаптация общества к публично объявленной и твердо проводимой политике постоянного роста денежной массы составляет главное достижение финансовых органов, если они будут следовать этому курсу неуклонно, избегая резких отклонений. Важно иметь в виду, что периоды относительно стабильного роста денежной массы были и периодами относительно стабильной экономической активности, как в Соединенных Штатах, так и в других странах. Наоборот, периоды резких скачков денежной массы были периодами сильных колебаний экономической активности.
Строго выдерживая принятый курс, финансовые
органы делают лучшее, что они могут, для
поддержания экономической стабильности.
Если это курс на постоянный, но умеренный
рост денежной массы, то это надежная гарантия
отсутствия, как инфляции, так и дефляции
цен. Иные силы, разумеется, могут воздействовать
на экономические процессы, возмущая их
ровное течение и требуя приспособления
к меняющимся условиям, но постоянный
рост денежной массы обеспечит благоприятную
обстановку для проявления таких непреходящих
факторов, как предприимчивость, изобретательность,
упорство, поиск, бережливость, которые
являются пружиной экономического развития.
И это — самое большее, чего можно требовать
от монетарной политики при современном
уровне наших знаний. Но это "большее",
как теперь ясно всем и что само по себе
немаловажно, вполне достижимо.
4.1. Монетарная политика: четкость поставленных целей и их реализация.
Как упоминалось, высшей и конечной целью монетарной политики государства является обеспечение стабильности цен, полной занятости и роста реального объема ВНП. Проводником монетарной политики является центральный банк страны. Объекты политики – предложение и спрос на денежном рынке. Прежде чем продолжить несколько определений.
Предложение денег – это общее количество денег, находящееся в обращении. Спрос на деньги состоит из спроса на деньги как средство обращения (или деловой, операционный спрос для совершения сделок) и как средство для сохранения стоимости. Общий спрос определяется уровнем номинального ВНП. Операционный спрос не зависит от процентной ставки ЦБ. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки.
Если предложение выросло, то ставка процента снижается. Люди стремятся уменьшить количество денежных запасов путем покупки других финансовых активов (облигаций например). Спрос на них растет, цены увеличиваются, процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносит прежнего дохода. Ликвидность становится менее дорогой. Вследствие чего население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов, которые они готовы держать на руках и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.
Если спрос на деньги вырос, то процентная ставка повышается. Это может быть из-за роста номинального ВНП. Т.е. население и фирмы хотят держать больше активов в виде наличных денег и чековых вкладов, продавая облигации. При неизменном предложении денег равновесие может быть установлено поднятием процентной ставки.
При проведении монетарной политики центральный банк может использовать следующие инструменты:
1.За
счет операций на открытом
рынке, т.е. на вторичном
2.Политика
учетной ставки, т.е. регулируется
процент по займам
3.Изменение
норматива обязательных
Монетарная политика действует в краткосрочном периоде. С точки зрения кейнсианцев основа монетарной политики – уровень процентной ставки. С точки зрения монетаристов – сам уровень предложения денег.
В соответствии с Конституцией Украины и законом об НБУ, главной функцией Нацбанка является обеспечение стабильности денежной единицы. Но это положение можно трактовать неоднозначно, потому что в нем четко не определено, что именно является приоритетом — цели внутренней (ценовой) или внешней (курсовой) стабильности.
Фактически отсутствуют целевые значения на среднесрочный период, что не позволяет в полной мере проводить адекватную монетарную политику, поскольку эффективный временной горизонт ее влияния составляет год-полтора.
«Основы денежно-кредитной политики» принимаются каждый год, начиная с 2001-го. Однако некоторые положения этого документа имеют внутренние противоречия, например:
— одновременное установление прогнозных значений показателей (ИПЦ, обменный курс) и промежуточных целей (денежных агрегатов — монетарной базы и денежной массы), которые часто противоречат друг другу, из-за чего возникают сложности в их достижении;
— документ носит декларативный характер, в нем отсутствуют четкие меры политики НБУ по сдерживанию инфляции и не описываются механизмы координации с фискальной политикой;
— траектория целей, утверждавшихся ежегодно в 2001—2007 годах, не имеет единого направления в среднесрочном периоде;
— пересмотр целей в течение года, имеющий более адаптивный характер.
Именно поэтому реализация утвержденных целей монетарной политики с 2001 года характеризовалась следующими признаками:
— постоянное невыполнение целей: рост инфляции и денежных агрегатов почти всегда превышал цель, динамика обменного курса находилась ниже цели;
— монетарная политика фактически направлялась на поддержание стабильности обменного курса гривни к доллару США (кроме 2005 года, когда была проведена одномоментная коррекция курса), что значительно усложняет усиление роли процентной политики в регулировании денежно-кредитного рынка и развитии фондового и валютного рынков, не стимулирует развитие риск-менеджмента в коммерческих банках, что противоречит заявленному переходу к режиму инфляционного таргетирования;
— решения,
принимаемые монетарными
«Основы денежно-кредитной политики» во все годы содержали спорные положения и неопределенности. В частности, в документе на 2008 год установленная цель «содействия сдерживанию инфляции на уровне 9,6% и прогнозируемой динамики обменного курса» опирается на инфляционную цель, определенную правительством. Однако отсутствует обоснование, каким образом прогнозируемое значение инфляции будет достигнуто в условиях постоянного роста цен на газ и отсутствия четкой информации от правительства о динамике цен, регулируемых административно, объемах и структуре бюджетных расходов, в частности динамике социальных стандартов.
Широко применяется словосочетание, которого на самом деле нет в «Основах денежно-кредитной политики», — «валютный коридор». Оно воспринималось обществом (бизнесом) как безусловное обязательство НБУ по удержанию обменного курса гривни к доллару США в определенных пределах: 4,95—5,25 грн./долл.
К сожалению, члены и Совета, и правления НБУ не опровергали постоянных заявлений отдельных должностных лиц о сохранении в течение 2008 года фактически фиксированного валютного курса гривни. Что вступало в противоречие с целями по сдерживанию инфляции и никоим образом не учитывало динамику курса доллара США к другим ключевым валютам. Известно, что за последние два года доллар США относительно евро ослабел почти на 20%.
Все это усложнило проведение монетарной политики в 2008 году, когда абсолютно четкой стала дилемма: или действия по сдерживанию инфляции, или сохранение фактического фиксированного курса и усиление и без того чрезвычайно угрожающих инфляционных процессов.
В свое время специалисты НБУ с привлечением иностранных экспертов ввели в практику публичные дискуссии со всеми заинтересованными сторонами об усилении роли Национального банка в обеспечении ценовой стабильности, определении факторов, ограничивающих влияние НБУ на инфляционные процессы, а также путях уменьшения негативного влияния этих факторов. Подготовлена Зеленая книга «Как усилить роль НБУ в обеспечении ценовой стабильности?», которая была размещена на официальном сайте НБУ. Она содержит основные положения о необходимости внесения изменений в Закон «О Национальном банке Украины» относительно: 1) четкости определения стратегической цели монетарной политики и границ ответственности НБУ за ее достижение; 2) определения требований к кандидатам на пост председателя НБУ, а также исключения из указанного закона положений, подразумевающих возможность увольнения председателя НБУ по политическим мотивам; 3) получения возможности использования НБУ собственных макроэкономических прогнозов при разработке «Основ денежно-кредитной политики»; 4) разработки Стратегии коммуникации и расширения набора средств информирования и коммуникации с общественностью.
Чтобы предоставить обществу четкую среднесрочную цель относительно инфляции, работники НБУ на основе опыта ряда стран (Новой Зеландии, Канады) еще несколько лет назад подготовили и фактически согласовали проект соответствующего Меморандума НБУ с Кабинетом министров.
Проект меморандума содержит обязательства НБУ и Кабинета министров относительно:
— публичного провозглашения целей по ценовой стабильности и принципов проведения политики по их достижению как в кратко-, так и в среднесрочном периоде;
— обеспечения регулярного разъяснения всем субъектам рынка, каким образом выполняется цель по обеспечению ценовой стабильности и к каким мерам в среднесрочной перспективе могут прибегнуть правительство и Национальный банк Украины для содействия выполнению этой цели;
— регулярного информирования общественности об изменении подходов относительно механизмов и использования соответствующих инструментов влияния на ценовую динамику.
Национальный банк неоднократно обращался ко всем предыдущим и нынешнему правительству с просьбой предоставить обоснование реалистичности прогнозируемой инфляции на среднесрочный период. Но камнем преткновения остается недостаточная реалистичность и обоснованность прогнозируемого правительством уровня инфляции, отсутствие четкой политики относительно будущей динамики цен, регулируемых административно (прежде всего на газ и электроэнергию), в том числе цен и тарифов для населения.
Тут мы должны были использовать пример России, где траектория динамики цен на энергоносители (газ, электроэнергию) как для объектов хозяйствования, так и для домохозяйств четко установлена на период до 2011 года.
Практически ни одно из последних правительств (кроме правительства Еханурова) не отваживалось принимать непопулярные решения, что усложняло — и чрезвычайно усложнит в будущем — определение целей по инфляции. Добавляют трудностей и регулярные политические потрясения, которые приводят или могут привести к очередным выборам. Как следствие, звучат очередные обещания номинального повышения заработной платы, пенсий и т.п.
Поэтому нужен некоторый переходный период, пока, как отмечала на одной из своих пресс-конференций премьер-министр Ю.Тимошенко, НБУ, как и центральные банки других стран, сможет отвечать за сохранение ценовой стабильности в стране. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует, что залогом ценовой стабильности, кроме действий монетарных властей, является взвешенная макроэкономическая, прежде всего фискальная политика правительства.