Денежно-кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3
2.Необходимости и цели денежно-кредитной политики государства…………………………………………………………………………..4-7
3.Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………..8-9
4.Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году………………………………………………………………………..10-12
5.Заключение………………………………………………………….....13-14
6.Контрольные тестовые задания………………………………………….15
7.Список литературы……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

ежова.docx

— 77.09 Кб (Скачать)

     В сфере денежно-кредитного обращения  государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: «государство - Центральный Банк».

     Необходимо  отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному  сектору должна быть присуща максимально  высокая степень свободы и  независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется  на косвенные пути воздействия –  через систему денежно-кредитного обращения, являющейся своего рода кровеносной  системой экономик.

     В зависимость от причин, вызвавших  изменение спроса на деньги, могут  меняться цели денежно-кредитной политики. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная  политика либо выбор такого варианта монетарной политики, при котором  допускается свободное колебание  массы денег в обращении и  процентной ставки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  инструменты реализации денежно-кредитной  политики

 

     К основным инструментам денежно-кредитной  политики относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение нормы  обязательных резервов.

     Наиболее  активно используются операции на открытом рынке, которые проводит Центральный  банк с государственными ценными  бумагами. Так, для недопущения наметившегося  «перегрева» экономики необходимо уменьшение денежной массы. Центральный  банк продает правительственные  облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент.

     В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается  из обращения, кредитные ресурсы  банков сужаются. Происходит сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы.

     Центральный банк манипулирует также учетной  ставкой, определяющей величину платы  за ссуды, которые он предоставляет  коммерческим банкам. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в  получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличении их активности в  предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения  в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране.

     Учетная ставка Центрального банка в большей  мере служит барометром проводимой денежно-кредитной  политики. Снижение учетной ставки означает начало проведения экспансионной  политики и влечёт за собой снижение процентных ставок по межбанковскому кредиту, а в дальнейшем и для  небанковского сектора.

     Так же в качестве инструмента денежно-кредитной  политики используется изменение нормы  обязательных резервов. Повышение данной нормы снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

     Указанные меры денежно-кредитной политики позволяют  осуществлять эффективное антициклическое  регулирование в странах с  рыночной экономикой. Правительство  проводит жесткую денежно-кредитную  политику, поддерживая на определённом уровне объем денежной массы, либо гибкую денежно-кредитную политику, удерживая  на некотором заданном уровне ставку процента.

     Три основных инструмента денежно-кредитной  политики дополняются второстепенными, менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования. Оно осуществляется через фондовую биржу, потребительский кредит и  увещевание.

     Безудержная спекуляция на фондовой бирже создает  серьезные проблемы. Так, снижение курса  акций уничтожает состояния частных  лиц и фирм, имеющих большое  число акций. Это вынуждает их сокращать потребительские и  инвестиционные расходы и толкает  экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже устанавливается маржа, или  минимальный процент первоначального  взноса, который должны сделать покупатели акций. Норма маржи должна увеличиваться, когда необходимо ограничить спекуляцию (скупку акций), и уменьшаться для  оживления вялого рынка.

     Сокращение  потребительского кредита путем  введения определенных ограничений  может использоваться в качестве момента антиинфляционной политики.

     Увещевание  означает использование Центральным  банком политических заявлений, призывов к коммерческим банкам о том, чтобы  они не допускали излишнего расширения или сокращения банковского кредита.

 
 
 

Характерные черты денежно-кредитной  системы России в  текущем году

 

       Главные задачи в данной области  определены в ежегодно разрабатываемых  ЦБ РФ Основных направлениях  кредитно-денежной политики и  совместных заявлениях Правительства  РФ и ЦБ РФ об экономической  политике.

     В 2008 году и в период до 2010 года предполагается сохранение благоприятных внешних  условий функционирования российской экономики. Международные финансовые институты (МВФ, Всемирный банк) прогнозируют сохранение в 2008 году темпов роста мировой  экономики на уровне 2007 года. В перспективе  до 2010 года прогнозируется продолжение  экономического роста в мире темпами, близкими к среднегодовому показателю в 2004-2008 годах. При этом не исключается  возможность замедления роста мирового ВВП.

     В 2008 году вероятна стабилизация краткосрочных  процентных ставок в зоне евро и  снижение среднегодового уровня процентных ставок в США. Предполагаемые соотношения  между процентными ставками в  России и зарубежных странах при  проведении Банком России гибкой процентной политики обеспечат условия для  сбалансированности трансграничных потоков  капитала.

     Банк  России рассмотрел три варианта условий  проведения дежно-кредитной политики в 2008-2010 годах, которые соответствуют  прогнозам Правительства Российской Федерации. Первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической  конъюнктуры в среднесрочном  периоде, третий - ее улучшение.

     В рамках первого варианта развития российской экономики в 2008 году предусматривается существенное снижение цены на нефть - до 44 долларов США за баррель. В этих условиях ожидается сокращение по сравнению с 2007 годом экспорта товаров и услуг и рост их импорта.

     Несмотря  на ухудшение внешних условий  функционирования российской экономики, они не будут препятствовать ее дальнейшему  развитию. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008 году могут  увеличиться на 7,2%. Относительное  снижение доходов от экспорта скажется на инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может  составить примерно 10%. Темп прироста ВВП в 2008 году ожидается на уровне 5,4%.

     В рамках второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Исходными условиями для формирования этого варианта является предположение о снижении в 2008 году цены на российскую нефть до 53 долларов США за баррель.

     По  сравнению с 2007 годом увеличение экспорта товаров и услуг по этому  варианту будет небольшим. Активное сальдо счета текущих операций платежного баланса в 2008 году сократится. Прирост  резервных активов замедлится.

     Активизация структурных сдвигов за счет комплекса  мер, предусматривающих, в частности, улучшение инвестиционного климата, будет способствовать активному  развитию российской экономики. Согласно этому варианту развития, вследствие ускоренного роста инвестиций в  инновационный сектор экономики  повысится эффективность и конкурентоспособность  отечественного производства.

     В 2008 году ожидаются высокие темпы  роста внутреннего спроса. Прирост  инвестиций в основной капитал может  составить 11,9%, реальных располагаемых  денежных доходов населения - 9,1%. Темпы  экономического оста в этом случае составят 6,1%.

     В рамках третьего варианта предполагается, что цена на российскую нефть в 2008 году повысится до 62 долларов США за баррель.

     Несмотря  на улучшение ценовой внешнеэкономической  конъюнктуры, активное сальдо счета  текущих операций платежного баланса  сократится. Прирост валютных резервов будет меньше, чем в 2007 году.

     Темп  прироста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2008 году может  составить 10,6%. Инвестиции в основной капитал могут увеличиться на 13,2%. В этих условиях темпы экономического роста возрастут до 6,7%.

     В соответствии с прогнозом на среднесрочный  период предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году по первому  варианту может составить 39 долларов США за баррель, по второму - 50 долларов США за баррель, по третьему - 62 доллара  США за баррель. Изменение ценовой  внешнеэкономической конъюнктуры  скажется на развитии российской экономики. Ожидается, что объем ВВП в 2009-2010 годах может увеличиваться темпами 5,3-6,3%.

     В соответствии со сценарными условиями  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6-7%, в 2009 году - до 5,5-6,5%, в 2010 году - до 5-6% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует  базовая инфляция 5-6% в 2008 году, 4,5-5,5% - в 2009 году и 4-5% - в 2010 году.

     Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год темпы  роста внутреннего спроса могут  быть несколько ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля будет не столь  интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое  снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2007 годом.

     Основным  источником роста денежной базы в 2008-2009 годах, как и в предшествующий период, будет увеличение чистых международных  резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования.

 
 
 
 
 

     Заключение

 

      Совокупность мероприятий в области  денежного обращения и кредита  представляет собой кредитно-денежную  политику. Кредитно-денежная политика  – один из самых мощных инструментов  экономической политики, находящихся  в распоряжении государства. Она  направлена либо на стимулирование  кредита и денежной эмиссии  (кредитная экспансия), либо на  их ограничение (кредитная рестрикция).

      Кредитно-денежная политика прямо  определяется приоритетами и  целями правительства. Такими  конечными целями обычно являются: стабильность экономического роста,  низкий уровень безработицы, низкая  инфляция, стабильность цен, устойчивый  платежный баланс.

      Обладая такими средствами, как  пересмотр резервной нормы, изменение  учетной ставки и операции  на открытом рынке, центральный  эмиссионный банк может оказывать  определяющее воздействие на  денежное обращение, а через  его посредство – на реальный  национальный продукт, занятость  и индекс цен.

      Работая этими тремя инструментами  ЦБ проводит два вида политики:

  1. мягкую кредитно-денежную политику или политику «дешевых денег». Здесь ЦБ:
  • покупает государственные ценные бумаги;
  • снижает учетную ставку процента;
  • снижает обязательную норму банковских резервов.

Результат: идет стимулирование экономики через  рост денежной массы и облегчение условий кредита.

2)  жесткую  кредитно-денежную политику или  политику «дорогих денег».   

      Здесь ЦБ:

  • продает государственные ценные бумаги;
  • повышает учетную ставку процента;
  • повышает обязательную норму банковских резервов.
 

Результат: идет сдерживание экономической  активности через ограничение денежной массы и усложнение условий кредита.

      Кредитно-денежная политика разрабатывается  ЦБ во взаимосвязи с Правительством  РФ. Ее цели согласовываются с  правительственной Программой социально-экономического  развития Российской Федерации  на среднесрочную перспективу.

      На современном этапе можно  выделить два основных направления  кредитно-денежной политики: первое  – последовательное снижение  инфляции; второе – совершенствование  банковской системы, банковского  надзора, финансовых рынков и  платежной системы.   

     Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния ключевых внутренних и внешних факторов на состояние денежно-кредитной сферы. Банк России при реализации денежно-кредитной  политики будет учитывать возможные  риски в целях адекватного  реагирования с применением инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства