Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:22, контрольная работа
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.
1.Введение…………………………………………………………………….3
2.Необходимости и цели денежно-кредитной политики государства…………………………………………………………………………..4-7
3.Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………..8-9
4.Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году………………………………………………………………………..10-12
5.Заключение………………………………………………………….....13-14
6.Контрольные тестовые задания………………………………………….15
7.Список литературы……………………………………………………….16
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также
центральный банк может устанавливать
различные нормативы (коэффициенты),
которые коммерческие банки обязаны
поддерживать на необходимом уровне.
К ним относятся нормативы
достаточности капитала коммерческого
банка, нормативы ликвидности баланса,
нормативы максимального
При
нарушении коммерческими
Очевидно,
что использование
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
На наш взгляд, серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно, но ведь, сколько всего незаконного можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями подобных явлений! Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег, повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам. Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив" их в товары.
Заключение.
Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.
Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк (ФРС - в США, ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
Банк
Росии сохраняет
При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Н.Г. Антонов, М.А. Пессель “Денежное обращение, кредит и банки”. “Финстатинформ” Москва 1995.
2. Э.Дж.Долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика" "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 1994 г.
3. Э.Дж.Долан "Макроэкономика" "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 1994 г.
4.Казаков
А.А., Минаев Н.В. «Экономика»
5. В.Д.Камаев и др."Учебник по основам экономической теории" "Владос", М. 1994 г.
6. Куликов А.Г. и др. "Кредиты и инвестиции" "Приор", М.1994 г.
7.Лебедев О.Г., Филиппов Г.Ф., «Основы экономики» Учебное пособие, С-Петербург «МиМ» 1998 г.
8.
К.Р.Макконелл, С.Л.Брю "
9.П.Самуэльсон "Экономика" , М. 1992 г.
10.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М. «Дело» 1993 г.
11.
«Экономическая теория»
12.«Экономическая
теория национальной экономики
и мирового хозяйства (
13.
Интернет-ресурсы официального
14.
Интернет-ресурсы официального
Введение. Под денежно-кредитной
политикой государства
Уровень инфляции
и уровень роста реального
продукта абсолютно не взаимосвязаны.”[1]
Выше уже были упомянуты политика
дорогих денег (ре-стрикционная) и
политика дешевых денег (экспансионистская).
Ниже мы увидим, в чем она заключается
и каков механизм ее реализации.
Предположим, экономика столкнулась
с безработицей и со снижением
цен. Следовательно, необходимо увеличить
предложение денег. Для достижения
данной цели применяют политику дешевых
денег, которая заключается в
следующих мерах. Во-первых, центральный
банк должен совершить покупку ценных
бумаг на открытом рынке у населения
и у коммерческих банков. Во-вторых,
необходимо провести понижение учетной
ставки и, в-третьих, нужно нормативы
по резервным отчислениям. В результате
проведенных мер увеличатся избыточные
резервы системы коммерческих банков.
Так как избыточные резервы являются
основой увеличения денежного предложения
коммерческими банками путем кредитования,
то можно ожидать, что предложение денег
в стране возрастет. Увеличение денежного
предложения понизит процентную ставку,
вызывая рост инвестиций и увеличение
равновесного чистого национального продукта.
Из вышесказанного можно заключить, что
в задачу данной политики входит сделать
кредит дешевым и легко доступным с тем
, чтобы увеличить объем совокупных расходов
и занятость. В ситуации, когда экономика
сталкивается с излишними расходами, что
порождает инфляционные процессы, центральный
банк должен попытаться понизить общие
расходы путем ограничения или сокращения
предложения денег. Чтобы решить эту проблему,
необходимо понизить резервы коммерческих
банков. Это осуществляется следующим
образом. Центральный банк должен продавать
государственные облигации на открытом
рынке для того, чтобы урезать резервы
коммерческих банков. Затем необходимо
увеличить резервную норму, что автоматически
освобождает коммерческие банки от избыточных
резервов. Третья мера заключается в поднятии
учетной ставки для снижения интереса
коммерческих банков к увеличению своих
резервов посредством заимствования у
центрального банка. Приведенную выше
систему мер называют политикой дорогих
денег. В результате ее проведения банки
обнаруживают, что их резервы слишком
малы, чтобы удовлетворить предписываемой
законом резервной норме , то есть их текущий
счет слишком велик по отношению к их резервам.
Поэтому, чтобы выполнить требование резервной
нормы при недостаточных резервах, банкам
следует сохранить свои текущие счета,
воздержавшись от выдачи новых ссуд, после
того как старые выплачены. Вследствие
этого денежное предложение сократится,
вызывая повышение нормы процента, а рост
процентной ставки сократит инвестиции,
уменьшая совокупные расходы и ограничивая
инфляцию. Цель политики заключается в
ограничении предложения денег, то есть
снижения доступности кредита и увеличения
его издержек для того, чтобы понизить
расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые
стороны использования методов денежно-кредитного
регулирования при оказании воздействия
на экономику страны в целом. В пользу
монетарной политики можно привести следующие
доводы. Во-первых, быстрота и гибкость
по сравнению с фискальной политикой.
Известно, что применение фискальной политики
может быть отложено на долгое время из-за
обсуждения в законодательных органах
власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной
политикой. Центральный банк и другие
органы, регулирующие кредитно-денежную
сферу, могут ежедневно принимать решения
о покупке и продаже ценных бумаг и тем
самым влиять на денежное предложение
и процентную ставку. Второй немаловажный
аспект связан с тем, что в развитых странах
данная политика изолирована от политического
давления, кроме того, она по своей природе
мягче, чем фискальная политика и действует
тоньше и потому представляется более
приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов.
Политика дорогих денег, если ее проводить
достаточно энергично, действительно
способна понизить резервы коммерческих
банков до точки, в которой банки вынуждены
ограничить объем кредитов. А это означает
ограничение предложения денег. Политика
дешевых денег может обеспечить коммерческим
банкам необходимые резервы, то есть возможность
предоставления ссуд, однако она не в состоянии
гарантировать, что банки действительно
выдадут ссуду и предложение денег увеличится.
При такой ситуации действия данной политики
окажутся малоэффективными. Данное явление
называется цикличной асимметрией, причем
она может оказаться серьезной помехой
денежно-кредитного регулирования во
время депрессии. В более нормальные периоды
увеличение избыточных резервов ведет
к предоставлению дополнительных кредитов
и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор, замеченный
некоторыми неокейнсианцами, заключается
в следующем. Скорость обращения денег
имеет тенденцию меняться в направлении,
противоположном предложению денег, тем
самым, тормозя или ликвидируя изменения
в предложении денег, вызванные политикой,
то есть когда предложение денег ограничивается,
скорость обращения денег склонна к возрастанию.
И наоборот, когда принимаются политические
меры для увеличения предложения денег
в период спада, весьма вероятно падение
скорости обращения денег. Иными словами,
при дешевых деньгах скорость обращения
денег снижается ,при обратном ходе событий
политика дорогих денег вызывает увеличение
скорости обращения. А нам известно, что
общие расходы могут рассматриваться
как денежное предложение, умноженное
на скорость обращения денег. И, следовательно,
при политике дешевых денег, как было сказано
выше, скорость обращения денежной массы
падает, а, значит, и общие расходы сокращаются,
что противоречит целям политики. Аналогичное
явление происходит при политике дорогих
денег. В основе денежно-кредитной политики
лежит теория денег, изучающая воздействие
денег на состояние экономики в целом.
Среди экономистов ведутся споры, обусловленные
двумя различными подходами: кейнсианской
теорией и монетаризмом. В чем же суть
этих разногласий? Кейнсианская теория
денег. Джон Мейнард Кейнс и его последователи
полагали, что рыночная структура экономики
обладает внутренними "пороками",
что она неспособна к саморегулированию.
Это, в частности, выражается в безработице,
инфляции, частых экономических кризисах.
Кейнсианцы делали вывод, что государство
должно активно вмешиваться в дела экономики
для предотвращения кризисов и обеспечения
стабильности, должно проводить жесткую
фискальную и денежную политику. Они признавали,
что изменение денежного предложения
влияет на номинальный ВНП, причем в основу
монетарной политики должен быть положен
уровень процентной ставки (так как, изменяя
процентную ставку, мы изменяем инвестиционную
активность, а через мультипликационный
эффект - номинальный ВНП). Основополагающим
кейнсианским уравнением является: ВНП=С+I+G+NX
(С - потребительские расходы населения,
I - инвестиции, G - государственные расходы
на покупку товаров и услуг, NX - чистый
экспорт). |
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |