Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:21, контрольная работа
Демократия – (от греч. Власть народа). В основе демократического режима лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При демократическом режиме в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в демократическом режиме – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства.
Плебисцитарная демократия.
Некоторые важнейшие идеи
коллективистской, идентитарной демократии
нашли свое прямое выражение в
современных западных теориях. Наиболее
видной из них является плебисцитарная
теория демократии. Она развивает
идею Руссо о том, что каждый гражданин
должен иметь возможность по меньшей
мере одобрять или отвергать влияющие
на его жизнь законы, которые он
обязан уважать. Согласно плебисцитарной
теории демократии в современных
государствах с большой численностью
населения и огромными по сравнению
с древнегреческими полисами территориями
античная модель народовластия не может
быть реализована. Тем не менее существуют
формы, которые позволяют всем гражданам
выразить свое отношение к важнейшим
вопросам социально-экономического и
политического развития государства.
К таким формам относятся референдумы,
всенародные опросы и т.д. Референдум
и гражданская инициатива, сохранившиеся
в конституциях многих стран (например,
Швейцарии), можно рассматривать
как элементы прямой демократии, унаследованные
от прошлого представительной демократией.
Таким образом, плебисцитарная демократия
- форма народовластия, при которой
возможности политического
Определенной разновидностью плебисцитарной теории демократии, является плебисцитарная мандатная теория партийной демократии. Эта теория вносит свой вклад в решение кардинального вопроса современной демократии - вопроса о масштабах политического участия, формах влияния граждан на государственную политику. Теория партийной демократии исходит из того, что различные партийные программы дают гражданам возможность с помощью выборов прямо влиять на содержание государственной политики. Эти программы представляют собой полученные от граждан своего рода мандаты, наказы, которые призваны исполнять и депутаты , и правительство. Связанность депутатов партийными программами и структурами делает их прямыми выразителями воли народа. Тем самым достигается идентичность народа и правительства.
По мнению ее критиков, эта теория демократии во многом расходится с реальностью. Современные массовые “народные партии” не имеют определенной социальной базы и стремятся привлечь голоса самых различных слоев населения. Поэтому формулировки их предвыборных платформ носят очень расплывчатый характер и мало отличаются друг от друга. К тому же, как показывают эмпирические исследования, большая часть избирателей вообще не знакома с партийными программами, а строит свой выбор на основе традиций, привлекательности лидеров и символики. Поэтому “партийная демократия” имеет мало общего с подлинным народовластием.
Плюралистическая демократия.
Современная западная демократия выросла из либеральной политической системы и наследует ее основополагающие принципы: конституционализм, разделение властей и др., а также такие ценности, как индивидуальная свобода, права человека и т.п. Оценки и названия современной западной демократии неоднозначны, но чаще всего ее называют плюралистической, поскольку она базируется на признании разнообразия общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.), а также форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений и пр.).
Несмотря на принципиальную общность с классической либеральной демократией, современная плюралистическая демократия существенно отличается от нее. Ее главное отличие состоит в том, что она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации. Плюралистическая демократия занимает как бы промежуточное положение между индивидуалистической (либеральной) и коллективистской моделью народовластия.
Плюралистическая демократия – это такая демократия, которая исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Поэтому она предполагает, что назначение демократии - стимулировать плюрализм, многообразие в обществе, предоставлять возможность всем гражданам объединяться, открыто выражать свои интересы, находить путем компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.
Виднейшими представителями плюралистической концепции демократии являются Г.Ласки, Д.Трумэн, Р.Даль. Плюралистическая концепция отводит ведущую роль группе, так как утверждает, что индивид без группы - безжизненная абстракция. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Каждый человек - представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической и т.д. С помощью группы личность получает возможность выражения и защиты своих интересов.
Народ не может выступать главным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных, конкурирующих между собой групп.
Демократия в данном понимании
- это не власть стабильного большинства,
поскольку само оно изменчиво
и складывается из компромиссов различных
индивидов, групп, объединений. Ни одна
из групп современного общества не
может монополизировать власть
и принимать решения, не опираясь
на поддержку других общественных групп.
Недовольные группы, объединившись,
могут блокировать решения, не отвечающие
их интересам, и служить тем социальным
противовесом, который будет сдерживать
тенденции к монополизации
К основным, принципиальным чертам плюралистической демократии следует отнести следующие:
1) заинтересованная группа
(группа специальных интересов)
2) общая воля как результат
конфликтного взаимодействия
3) соперничество и баланс
групповых интересов являются
социальной основой
4) сдержки и противовесы
распространяются не только на
институциональную сферу (как
считается в либеральной
5) “разумный эгоизм” индивидов и особенно групп является генератором политики;
6) государство не “ночной
сторож” (как у либералов), а
орган, отвечающий за
7) диффузия, распыление власти
между различными
8) наличие в обществе
консенсуса в сфере системы
ценностей, предполагающего
9) демократическая организация
самих базисных групп как
Теория плюралистической демократии нашла признание и применение в большинстве развитых стран, тем не менее существуют критические направления, подчеркивающие присущие ей недостатки. К ним следует отнести следующие факторы:
- далеко не все члены
общества представлены в
- влияние отдельных групп
различно: одни из них обладают
мощными ресурсами влияния (
Несмотря на приведенные возражения, практика политического развития современных стран Запада свидетельствует о том, что к концу XX в. эти страны значительно продвинулись вперед по пути уравнивания жизненных шансов, сглаживания социальных конфликтов и предоставления большинству граждан реальных возможностей для политического участия и защиты своих интересов.
Партиципаторная демократия.
Акцентируя главное внимание на сложном групповом составе народа как субъекта власти, теория плюралистической демократии не может отразить все аспекты современных демократий и дополняется рядом других концепций. Одной из них, концентрирующей внимание на самом процессе осуществления власти, является партиципаторная теория демократии.
Партиципаторная демократия
(от participatе - принимать участие) - это
такая модель народовластия, которая
признает необходимость участия
широких слоев населения не только
в выборах своих
Эта теория исходит из трактовки демократии как универсального принципа организации всех областей общественной жизни. Демократия должна быть везде - в семье, школе, в университетах, на производстве, в партиях, государстве и т.д. В обществе не существует таких областей, которые находятся вне политики и не допускают демократического участия.
Главными целями партиципации
(участия) являются всесторонняя демократизация
общества, социальная эмансипация и
общественная самореализация личности.
Максимальным расширением участия
граждан в принятии решений на
всех ступенях власти и во всех сферах
жизнедеятельности человека достигается
максимальный учет в политике интересов
народа, прочная легитимация власти,
преодоление политического
Критики теории партиципаторной
демократии утверждают, что демократия
не может быть универсальным принципом
организации всей жизни общества,
потому что она относится лишь
к организации отношений между
гражданином и государством, а, например,
отношения между учениками и
учителями, руководителями и подчиненными
на производстве не могут определяться
принципами свободы и равенства.
Кроме того, критики данной концепции
считают, что широкая политизация
общества, чуть ли не поголовное участие
ведут к тоталитаризму или
популистскому авторитаризму, ограничивают
индивидуальную свободу, создают угрозу
частной собственности и
2. Формы и условия перехода к демократии.
Разнообразные предпосылки демократии характеризуют возможность перехода к ней тех или иных стран, однако еще не раскрывают суть самого этого процесса. Что же он собой представляет?
В самом общем смысле демократизация
означает процесс политических и
социальных изменений, направленных на
установление демократического строя.
На различных стадиях общественно-
Первое качественное отличие
буржуазной демократии связанно с установлением
демократических отношений в
рамках национальных государств в отличие
от городов-государств античности и
средневековых городских
Но для того чтобы появились и развивались демократические формы политической жизни, требуются определенные социальные, экономические и культурные предпосылки. Без наличия таковых политический процесс протекает в недемократических формах.
Во-первых, это высокий
уровень экономического развития страны,
многообразие форм собственности, наличие
развитого рынка, конкуренция