Брак. Виды браков. Личные и имущественные отношения супругов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака, а также видов родства существовавших в древнем Риме.
Для этого в своей работе я рассмотрела следующие вопросы: понятие и значение института семьи в римском частном праве, ее структуру, имущественные и личные отношения между членами семьи, сущность и виды родства, и их значение в римском праве, власть домовладыки, эволюция отцовской власти в Древнем Риме и в заключении вопросы, касающиеся брака и личных и имущественных отношений супругов.

Содержание

Введение..............................................................................................................стр.3
I. Римская семья. Основные черты семейного строя......................................стр.4
II. Отцовская власть в древнеримской семье..................................................стр.5
III. Агнатическое и когнатическое родство.....................................................стр.6
IV. Брак. Виды браков. Личные и имущественные отношения супругов....стр.10
Заключение.........................................................................................................стр.15
Задание 2.............................................................................................................стр.17
Задание 3.............................................................................................................стр.22
Список используемой литературы....................................................................стр.24

Работа содержит 1 файл

Копия римское право2.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Имущественная правоспособность подвластных  детей в праве  Юстиниана. 7При Юстиниане устанавливается правило, по которому сыну принадлежало все приобретенное им имущество, за исключением купленного на средства отца. Последнее становилось собственностью pater familias, а в отношении имущества детей он имел лишь право пользования.

     Основанием  для возникновения отцовской  власти, patria potestas, было рождение детей от данных родителей, состоящих в законном браке, узаконение детей, рожденных вне брака, и усыновление чужих детей.

     Узаконение или легитимация, Legitimatio, являлось признанием законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака, например, детей конкубины. Узаконение могло быть проведено:

1) путем заключения законного брака родителями внебрачного ребенка;

2) путем получения соответствующего императорского рескрипта;

3) или же путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии); 4)дочери путем выдачи замуж за члена муниципального сената.

     Установление  отцовской власти над чужими детьми производилось посредством усыновления. Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.

     Различалось две формы усыновления: адрогация (adrogatio) и адопция (adoptio).

     Адрогация8 - это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права. Вопрос об усыновлении решало народное собрание. В период принципата, с прекращением деятельности народных собраний, акт адрогации совершался посредством соответствующего рескрипта принцепса.9

     Адопция - форма усыновления лиц чужого права, то есть подвластных детей. Первоначально она совершалась в форме частной сделки - троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю. И только при Юстиниане эта архаичная форма усыновления была заменена рассмотрением просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения.

     В разные исторические периоды конкретные формы arrogatio и adoptio были различны. При Юстиниане было установлено, что arrogatio совершается путем получения императорского рескрипта, a adoptio - путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого. Основаниями для прекращения отцовской власти были:10смерть домовладыки или подвластного; утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; лишение домовладыки прав отцовской власти; приобретение подвластным некоторых почетных званий. Отцовская власть прекращалась также эманципацией (emancipatio) подвластного, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В начале она выражалась в фиктивной троекратной продаже сына или однократной продаже дочери покупателю, который тотчас освобождал подвластного. В результате последний становился самостоятельным лицом (persona sui iuris), а отец утрачивал над ним patria potestas, будучи вправе пользоваться половиной его имущества. В праве Юстиниана эманципация совершалась: получением императорского рескрипта с занесением его в протокол суда; заявлением домовладыки, зафиксированным в протоколе суда; фактическим предоставлением подвластному самостоятельного положения в течение длительного времени. В ряде случаев, например, при нанесении тяжких обид и т.п., эманципация могла быть отменена.

    IV.Брак. Виды браков. Личные и имущественные отношения супругов.

     Брак (matrimonium) являлся юридическим фактом союза между мужчиной и женщиной, определяющим правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права.11

     В римском праве брак характеризуется: 1.взаимностью; в него вступают два партнёра, не имея ввиду безусловного равенства при этом; 2.  состоянием физической зрелости и наличием определённых сексуальных качеств партнеров: запрещался однополый брак, а также брак между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста.3. согласием партнёра, выраженным лично или его законным представителем: брак не должен заключатся по принуждению; 4.наличием половой связи между партнёрами в браке: брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются или стороны отказываются от таких не считается действительным.5. стремлением партнеров заключить именно брачный союз: не могут служить предпосылкой к заключению брака только сексуальные отношения; 6. постоянной совместной жизнью супругов, или, во всяком случае, стремлением к таковой: партнеры в браке имеют единое место жительства, ведут общее хозяйство и т. п. Отсутствие одного из этих признаков служило основанием для признания брака недействительным.

     Правильным  браком признавался, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; данный брак заключался в признанных законом формах и рождал все предусмотренные правом личные имущественные последствия для супругов.

        Неправильным браком, или брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права.(между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т.п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

        От брака отличался  конкубинат, т.е. дозволенное законом, а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети конкубины не подлежали отцовской власти. 12

        Выделялось две  основные формы правильно брака: cum manu и sine manu.

        Для заключения брака cum manu требовалось согласие paterfamilias жены, а позднее и самой жены но, в силу установившейся над женою manus mariti, ее paterfamilias и она сама утрачивали право прекратить брак по своей воле: жена была в отношении мужа loco filiae. Поэтому только муж (или его paterfamilias) был вправе прекратить брак cum manu, совершив формальности, обратные тем, при помощи которых брак был заключен.

        Брак sine manu возникал из простого брачного соглашения и заключался без особых формальностей.

        Кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:

        1. с обращением его в рабство супруга. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство супруг возвращался затем в Рим, то в силу postliminium считалось, что manus никогда не прекращалась. Брак же sine manu, как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, считался прекращенным; однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену; 2.всвязи с утратой права гражданства, ибо неграждане, кроме latini veteres, также не имели ius conubii. 3. всвязи с изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например, paterfamilias усыновлял мужа своей дочери, не освободив ее предварительно от patria potestas.4.По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены либо по их соглашению в браке sine manu.5.Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака. Свобода развода была, как уже сказано, одним из основных начал римского брачного права.

    Данные  формы брака отличались и характером личных и имущественных отношений супругов.

    Брак  cum manu. Это брак, устанавливающий  власть мужа над женой. Вступление в такой брак означало capitis deminutio, умаление правоспособности жены: если до брака жена была персоной Persona siu iuris, то, вступив в брак, она становилась Persona alieni iuris.13 Если до брака она была in potestate своего отца и агнаткой его и всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под manus мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатической семьи мужа. Жена при таком браке лишена и имущественной правоспособности. Все, что принадлежало ей до брака становится собственностью мужа. А также все то чем она будет обладать во время брака, например, имущество, переданное ей отцом, принадлежит мужу. 14Все, чем она будет обладать во все время существования брака, например имущество, подаренное ей ее отцом, принадлежит мужу. Это бесправное положение жены юридически уравновешивалось только тем, что она является наследницей мужа - heres sua, одна, если у него нет законного потомства, на равных началах с детьми, если они есть. Понятно, что она - агнатка всех агнатов мужа и, следовательно, наследует в соответствующих случаях и после них.

    Однако обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старшей семьи, из агнатов, оставшихся после вступления ее в брак ее когнатами. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

        Брак  sine manu. Вступление в такой брак не влекло измение юридического положения, в котором была супруга до вступления брак. Брак sine manu был полной противоположностью браку cum manu mariti. Вступление в такой брак не влекло изменение правосубъектности женщины. Кровные родственные связи с ее семьей не прерывались, не возникало агнатского родства между ней и семьей мужа. Муж уже не обладал прежней властью над личностью жены. Тем не менее главенство мужа проявлялось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. При любой форме брака только муж обладал властью над детьми.

        Муж не имел никаких  прав на имущество жены, не только принадлежащее  ей до брака, но и приобретенное ею в период семейной жизни (наследование, дарение и т.д.). Даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели. Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами (для того, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов одного от другого. Супруги могли также предъявлять друг другу иски, в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет свое право собственности на указанную вещь.

        Правовой  режим приданого (dos) развивался также в сторону усиления гарантий имущественных интересов жены15.

     Приданым (dos) охватывались вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни.

     Для приданого был установлен особый правовой режим. Устанавливается правило заключения с мужем устного соглашения, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака. При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых традиций муж считал себя обязанным передать его по завещанию в пользу жены. При необоснованном разводе жене стал предоставляться преторский иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа.

     В классический период приданое получает специальную регламентацию. В течение  брака муж является собственником приданого, имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако он не мог без согласия жены отчуждать земельные участки, принесенные в приданое. В случае прекращения брака из-за развода или же смерти мужа приданое возвращалось в полном объеме. В случае смерти жены приданое оставалось за мужем. Возвращая приданое, муж имел право удержать известную долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие издержек, понесенных на поддержание имущества, входившего в dos, в качестве штрафа, если развод наступал по вине жены.

     При Юстиниане право на возвращение  приданого получает как сама жена, так и ее наследники. Приданое возвращалось полностью, за вычетом издержек, понесенных мужем.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Римская семья напоминала «автономный мирок», объединивший под властью домовладыки, paterfamilias всех членов семьи. Домовладыка был единственный полноправный член семьи, остальные были ему подвластны.

     Строй древнейшей семьи, равно как и  институт права собственности, в  ту пору еще несет на себе черты первой, догосударственной, формации — первобытнообщинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и продукты производства. В догосударственную пору такой общиной в Риме являлся род, gens.

     С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка. В римском праве выделились два вида родства: агантическое родство, основанное на подчинение власти одного paterfamilias, не зависимо от кровных связей и когантическое родство - кровное родство, основанное на общности происхождения. Применителько к когантическому родству выделяли линии и степени. Отцовская власть устанавливалась, путем легитимации, или признанием законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака, а также путем усыновления: адрогация - это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права; адопция - форма усыновления лиц чужого права, то есть подвластных детей. Прекращение отцовской власти наступало в случае: смерти домовладыки или подвластного; утраты свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; лишение домовладыки прав отцовской власти; приобретение подвластным некоторых почетных званий и эманципации, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного.

Информация о работе Брак. Виды браков. Личные и имущественные отношения супругов