Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:59, контрольная работа
Целью моей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака, а также видов родства существовавших в древнем Риме.
Для этого в своей работе я рассмотрела следующие вопросы: понятие и значение института семьи в римском частном праве, ее структуру, имущественные и личные отношения между членами семьи, сущность и виды родства, и их значение в римском праве, власть домовладыки, эволюция отцовской власти в Древнем Риме и в заключении вопросы, касающиеся брака и личных и имущественных отношений супругов.
Введение..............................................................................................................стр.3
I. Римская семья. Основные черты семейного строя......................................стр.4
II. Отцовская власть в древнеримской семье..................................................стр.5
III. Агнатическое и когнатическое родство.....................................................стр.6
IV. Брак. Виды браков. Личные и имущественные отношения супругов....стр.10
Заключение.........................................................................................................стр.15
Задание 2.............................................................................................................стр.17
Задание 3.............................................................................................................стр.22
Список используемой литературы....................................................................стр.24
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1:
Введение......................
I. Римская семья.
Основные черты семейного
II. Отцовская
власть в древнеримской семье.........................
III. Агнатическое
и когнатическое родство.......................
IV. Брак. Виды браков. Личные и имущественные отношения супругов....стр.10
Заключение....................
Задание 2.............................
Задание 3.............................
Список используемой литературы....................
Введение
Семья
является важнейшей ячейкой
Следовательно, роль ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой - либо исторической ситуации.
Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов.
В римском праве вопросам семьи и брака, а также родству между членами семьи уделялось особое значение.
Оновные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов.
Целью моей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака, а также видов родства существовавших в древнем Риме.
Для
этого в своей работе я рассмотрела
следующие вопросы: понятие и значение
института семьи в римском частном праве,
ее структуру, имущественные и личные
отношения между членами семьи, сущность
и виды родства, и их значение в римском
праве, власть домовладыки, эволюция отцовской
власти в Древнем Риме и в заключении вопросы,
касающиеся брака и личных и имущественных
отношений супругов.
I. Понятие семьи в Древнем Риме.
Институту
семьи в римском частном праве
Деление на подвластных и самостоятельных субъектов — важнейшее качество древнеримской семьи.
Семья в древнейший известный нам период римской истории строилась на сугубо патриархальных началах, напоминая автономный мирок, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила (жена, подвластные дети, рабы). Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т.е. имеющий власть).1
Власть paterfamilias в семье была непререкаемой и в древнейшее время безграничной. Все остальные члены семьи подчинялись paterfamilias в одинаковой степени и были перед ним совершенно бесправны: он мог подвергнуть их любому наказанию, продать в рабство и даже лишить жизни. Это относилось не только к детям, но и к жене, которая по древнеримским воззрениям занимала filiae loco (положение дочери) по отношению к мужу и sororis 1осо (положение сестры) по отношению к собственным детям.
Отмеченная структура римской семьи обусловила деление граждан по их семейному состоянию на самостоятельных и подчиненных, или, как говорилось в римских источниках, на лиц своего права (personae sui juris) и лиц чужого права (personae alieni juris). Самостоятельным (persona sui juris) был в семье только один человек — paterfamilias.
Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще несет на себе черты первой, догосударственной, формации — первобытнообщинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и продукты производства. В догосударственную пору такой общиной в Риме являлся род, gens.
С
образованием государства внутри рода
происходит имущественная дифференциация;
власть внутри рода попадает в руки
наиболее богатых семей, во главе каждой
из которых стоял домовладыка.
II. Агнатическое и когнатическое родство.
Понятием "родство" в Древнем Риме принято было обозначать близость лиц, принадлежащих к одной семье. Но римская семья строилась на сугубо патриархальной основе, в качестве которой выступала вначале безграничная власть paterfamilias.
Поэтому и родственниками считались все, кто подлежал этой власти, вне зависимости от наличия или отсутствия между ними кровных уз. Родство, основанное на подчинении власти одного и того же paterfamilias, именовалось агнатским, а родственники — агнатами2. Ими становились даже чужие (с точки зрения кровных связей) лица, попадавшие под эту власть (например, жены сыновей), и, с другой стороны, из их числа исключались даже собственные дети главы семьи, перешедшие под власть другого paterfamilias (например, дочери, вышедшие замуж либо подвергнутые эмансипации). Выход из—под власти paterfamilias прекращал все правовые связи соответствующего лица с его (теперь уже бывшей) семьей, поскольку факт кровного происхождения в древнейшую эпоху никакого юридического значения не имел, если не сочетался с patria potestas.
По мере развития хозяйственных отношений и ослабления патриархальных устоев все большее значение получает так называемое когнатское родство (cognatio) - кровное родство, основанное на общности происхождения. В конце концов, оно полностью вытеснило агнатское родство.
Применительно к когнатскому родству выделяются линии и степени. Прямая линия родства связывает лиц, происходящих последовательно друг от друга, Например, отец, сын, внук. Прямая линия могла быть восходящей и нисходящей в зависимости оттого, проводилась она от потомков к предку или от предка к потомкам.
Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник).
Степень
родства определялась количеством
рождений, на которое сопоставляемые
лица отстоят друг от друга. Отсчет
рождений велся от общего предка.
Например, брат и
сестра состоят между
собой во второй степени
родства. В то же время среди братьев
и сестер различаются полнородные,
т.е. происходящие от общих родителей,
и неполнородные, которые могли иметь
общего отца (единокровные) или общую
мать (единоутробные).3
III. Власть домовладыки. Его права в отношении подвластных.
Домовладыкой ("отцом семейства") называется тот, кому принадлежит власть в семье.4 Рaterfamilias мог быть только один для кровнородственной семьи, обладавшей совокупным и единым имуществом. Правами домовладыки мог обладать только мужчина старшей в данной семье степени родства (даже если он не был, безусловно, старшим по возрасту относительно других домочадцев, родственников и свойственников).
Зависимость членов римского клана-семьи от домовладыки была троякого рода. Жена (другие женщины-родственницы) считалась находящейся под рукой (вследствие давности проживания, покупки жены и т.п. признанных правом обстоятельств). Состояние «под рукой» не в такой степени ограничивало гражданскую правоспособность, но в отличие от положения «под властью» оно не допускало высвобождения из под власти с тем, чтобы стать полностью самостоятельным лицом. В состоянии обладания (in mancipii) могли находиться другие домочадцы — вольноотпущенники, свободнорожденные, но не римские граждане, клиенты и др. — которые по частноправовым обстоятельствам попали в зависимость.
Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.
Правовое положение детей. 5Дочери и сыновья были лицами чужого права (personae alieni iuris).
Первоначально отец
Подвластный сын имел право на совершение сделок с имуществом (commercium), но все, что он приобретал, автоматически поступало в имущество отца, поскольку подвластное лицо не имело ничего своего.
В случае совершения
С
развитием торговли и хозяйственных
отношений происходило
Еще в республиканский период в Риме сложилась практика выделять подвластному сыну часть имущества в самостоятельное управление. Такое имущество называлось пекулий (peculium). В связи с развитием института пекулия произошли и некоторые другие изменения в семейно-имущественных отношениях. Если в древнеримском праве общим принципом была недопустимость сделок между домовладыкой и подвластными, а также между подвластными одного и того же домовладыки, то в связи с практикой выделения подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, однако они не были снабжены исковой защитой, а были лишь «натуральными».
С течением времени количество видов пекулия расширяется, увеличивается имущественная самостоятельность подвластных лиц и их участие в гражданском обороте.
В начале принципата появляется так называемый военный пекулий (peculium castrense), т.е. имущество, приобретаемое на военной службе или в связи с военной службой (жалованье, военная добыча и т.д.). Военный пекулий состоял в фактическом управлении подвластного и принадлежал ему на правах собственности, но с одним ограничением: если подвластный умирал, не оставив завещательного распоряжения относительно военного пекулия, то имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, что и обыкновенный пекулий. С начала IV в. н.э. правовое положение военного пекулия распространяется на все приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката. Оформляется так называемый квазивоенный пекулий.
В период абсолютной монархии за подвластными признали право собственности на имущество, получаемое в наследство от матери и вообще приобретаемое с материнской стороны.
Право собственности сына на имущество матери ограничивалось лишь тем, что отцу принадлежало пожизненное право пользования и управления этим имуществом.
Информация о работе Брак. Виды браков. Личные и имущественные отношения супругов