Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:03, доклад
В Лондоне продолжаются слушания по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу. К процессу приковано повышенное внимание мировых СМИ не только потому, что сумма иска превышает $5 млрд. Оба олигарха входили в немногочисленную группу российских бизнесменов, в начале 1990-х получивших доступ к самым лакомым объектам госсобственности.
Березовский
против
Абрамовича
01.10.2011
В Лондоне продолжаются слушания по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу. К процессу приковано повышенное внимание мировых СМИ не только потому, что сумма иска превышает $5 млрд. Оба олигарха входили в немногочисленную группу российских бизнесменов, в начале 1990-х получивших доступ к самым лакомым объектам госсобственности. В ходе слушаний в Лондоне они вольно или невольно будут вынуждены рассказать о деталях и действующих лицах российской приватизации, о взаимоотношениях бизнеса и власти в России. Без Лондонского суда эти подробности могли навсегда остаться неизвестными.
Бывший юрист ЮКОСа, чуть не ставший свидетелем на суде в Лондоне, — о главных целях противоборствующих сторон, юридическом ва-банке, Владимире Путине и его друзьях
Очень немногие пытаются понять, чего же хочет в итоге Березовский и за что бьется Абрамович.
Кажется, что центральный вопрос процесса прост, как и многое в России 1990-х: в доле был Абрамыч или на «откатах». То есть если у нас раньше был для развлечения населения сериал, скажем, «Бандитский Петербург», то теперь его весьма успешно заменяет вещание в Твиттере на тему «Жизнь и необыкновенные приключения Ромы Абрамовича», из которого следует, что английский он не учил, диплом не писал, юридический диплом… приобрел... хм… за год, всех боялся и прятался за широкие спины Березовского и Патаркацишвили.
Процесс технологически протекает, если отбросить дорогостоящую юридическую мишуру, тоже достаточно просто: Березовский — ария (бодро и радостно): «Эх, Рома, Рома, мы были так с тобою трогательно близки … я столько сделал, чтобы ты купил эту проклятую «Сибнефть» — любой увидит, что я был в доле. Правда, потом по поручению Володи ты все отнял у меня». Абрамович — ария (мрачно): «Да, помогал, кто же спорит, но за бабки. А я все — сам, все — сам, а от тебя я только откупался. Ты «крышей» был презренной. Тебе платили за услуги — вон поди!»
Показания основного акционера групп GML Леонида Невзлина, а также несостоявшееся участие Черного на стороне Березовского, обещанный Волошин в качестве свидетеля на стороне Абрамовича, постоянно лезущие изо всех щелей процесса интересы Дерипаски не дают свести дело к вопросу только получения недоплаченного за «Сибнефть», ОРТ и алюминиевые активы. Сильный щелчок по носу Путину и Ко? Публичный рассказ британскому обществу, кого они тут пригрели в качестве почтенного хозяина крупнейшего футбольного клуба? Не дороговато ли для 160 миллионов у. е.? Зачем это все вообще затеяли? Кому нужен это судебный олигархический стриптиз?
Березовский, разумеется, «разложил» все возможные убытки в случае проигрыша на своих партнеров, и даже юристы у него бегут, как лошадь за удерживаемым перед мордой клоком сена, — работают за «гонорар успеха». Но прямые финансовые и имиджевые потери для Бориса Абрамовича будут в случае проигрыша столь велики, что, боюсь, мы никогда уже его не увидим в столь блестящей судебной форме. Никогда он больше не затеет ничего подобного и дорогостоящего. Да и другие тоже не будут: такой прецедент научит кого хочешь. Но это в случае проигрыша. А если?
Процесс в Лондоне имеет глубокие корни. Это фактически продолжение большой стратегической игры «Олигархи за рубежом — единственная реальная оппозиция российской власти». Предыдущие судебные шоу с участием Черного, Гусинского, Березовского, Невзлина и тех, кто помельче, не дали должного эффекта. Так, мелкая суета и пиар в итоге. Личная защищенность есть, но хочется большего. Глобальные попытки «засудить» государство Российское в международных судах вроде Европейского оказались, мягко говоря, неудачными. Свежее сопливо-святочное решение по корпоративно-налоговому делу ЮКОСа четко дает понять, что политические конфликты ЕСПЧ настойчиво предлагает решать не через него. Это значительно сузило возможности тех, кто надеялся призвать режим к ответу и за государственное рейдерство, и за «отмороженные» тюремные сроки партнеров.
Если нельзя, благодаря всевозможным иммунитетам, подкопаться под Владимира Владимировича и Ко, то можно проверить на вшивость одного из его теневых казначеев. Выигрыш процесса, даже частичный, позволит создать целую коллекцию прецедентов и, что главное, технологию отъема незаконно попиленного силовархами на территории России за последнее десятилетие. Будет фактически претворен в жизнь принцип «отняли там — заплатите здесь» — если, конечно, не хотите дальше олимпийского Сочи не ездить и деньги хранить только в ВТБ. Процесс «Березовский против Абрамовича», таким образом, есть определенная игра в юридический «ва-банк».
Это отнюдь не значит, что по итогам удачного для Березовского процесса все как один кинутся судить бывших российских партнеров, плотно присосавшихся к существующему режиму. На то они и олигархи, чтобы лишний раз юристам деньги не платить. Все могло бы быть достигнуто путем тайных переговоров и соглашений. Но если раньше Абрамович откатывал Березовскому, потом все олигархи «откатывали» сами понимаете кому, то при условии, что процесс будет удачный, придется частично «откатывать» обратно.
Но кроме основной цели у процесса есть побочные, так сказать, результаты. В показаниях и истца, и ответчика фигурирует целый букет самых разнообразных деяний, которые при других обстоятельствах были бы квалифицированы по соответствующим статьям и «старых», и нового УК: сговор при приобретении «Сибнефти», взятки людям вроде Коржакова, всевозможные схемы уклонения от уплаты налогов, обман миноритариев, запугивание и шантаж. Но это все не удивляет уже не только россиян, но и Запад. Все уже привыкли, что русские олигархи грязи не боятся. И результат этой «судебной мыльной оперы» не будет отличаться в юридическом смысле от результата показа любого российского сериала: за публично признанные в суде (Высоком!), мягко говоря, противоправные деяния не только никого не посадят, но даже и расследование не проведут. В том числе и на Западе. Последний, конечно, мог бы и подергаться, поскольку, когда им надо, как, например, в случае с тем же Бутом, и юрисдикция сразу находится, и основания. Но никто не хочет тратить деньги налогоплательщиков для того, чтобы бороться с коррупцией в России, отчего ее меньше там точно не станет. Более того, в свое время, будьте уверены, Роман Аркадьевич, несмотря на это судебное дерьмометание, получит британское гражданство. Не удивлюсь, что потом и рыцарское достоинство. Но это уже лирика.
А
рядовому зрителю этого, несомненно,
занимательнейшего действа по большому
счету абсолютно все равно, кто
победит — Абрамович или
P. S. Настоящий текст написан автором сугубо на основании публично доступных материалов и не является попыткой выступить на стороне истца или ответчика или повлиять на результаты процесса.
Роман Абрамович в рамках слушаний иска к нему Бориса Березовского в Высоком суде Лондона рассказал в среду, как платил своему политическому покровителю за оказание лоббистских услуг. Об этом сообщает РАПСИ.
По словам Абрамовича, «многие платежи осуществлялись наличными». В частности, из $10 млн, за которыми Березовский обратился к нему осенью 1995 года, половина суммы была передана наличными, еще $4 млн переведены компанией Runicom SA на счета ЛогоВАЗа.
При этом «платежи всегда делались по требованию», подчеркнул Абрамович. Он признал, что «в основном знал», на что тратятся его деньги. «Просьбы о платежах» обычно передавались в устной форме – ему могли позвонить и попросить передать наличные. По словам Абрамовича, зачастую Березовский лично обращался за очередной «ссудой» за свои услуги.
Самый первый платеж, перечисленный в адрес истца в 1995 году, составил всего $16 000. Вскоре Абрамовичу пришлось передать уже более весомую сумму – $8 млн.
Адвокат истца Лоуренс Рабиновитц, в свою очередь, обратил внимание предпринимателя на то обстоятельство, что ни об одном из этих платежей – в $16 000 и $8 млн, соответственно, не говорится в его письменных показаниях, и поинтересовался, на что тот опирается, делая такие заявления.
«Часть из этого – то, что было восстановлено на основании документов, в остальном – то, что удалось вспомнить», – парировал Абрамович. В целом, по его словам, в 1996 году в адрес Березовского он направил $80 млн, $50 млн – в следующем году и аналогичную сумму – в 1998-м. Платеж в 1999-м был больше, но ответчик затруднился уточнить его объем. «Думаю, мы заплатили за ТВ6, «Коммерсантъ», – пояснил бизнесмен.
Рабиновитц, однако, отметил, что никаких документов, которые подтверждали бы слова Абрамовича, не существует, а сам ответчик не представил никаких свидетельств, чтобы доказать сам факт платежей.
Насчет $16 000 адвокат прямо заявил, что ответчик все выдумал. Он также напомнил Абрамовичу о платежах, которые в разное время осуществляли подконтрольные тому структуры, в том числе Runicom, на суммы, соотносимые с теми, что перечислялись в адрес Березовского, предположив, что выписывались подложные счета. «Здесь ничего фальшивого нет», – заверил ответчик.
Лондонский процесс дает новый взгляд на один из самых интересных периодов в новейшей истории России. Forbes следит за судом в ежедневном режиме. Процесс продлится еще долго, Forbes подводит предварительные итоги: что нового мы узнали из показаний двух его главных героев — Бориса Березовского и Романа Абрамовича.
В суде Березовский рассказал о своих отношениях с Путиным. По словам опального олигарха, они познакомились в 1991 году в Санкт-Петербурге и стали друзьями — часто встречались и вместе проводили отпуск. В начале 1990-х Путин несколько дней гостил у Березовского в его шале в швейцарском городе Гштаад.
Дружба прекратилась в 2000 году, когда после гибели подводной лодки «Курск» на канале ОРТ, 49% которого принадлежало Березовскому, прозвучала критика в адрес Путина. В августе 2000 года на встречах с главой президентской администрации Александром Волошиным и Путиным Березовскому, по его словам, было предложено продать ОРТ или сесть в тюрьму. Вскоре после этого с Путиным встречался партнер Березовского Бадри Патаркацишвили, на встрече было еще раз высказано требование о продаже ОРТ.
Абрамович утверждает, что «не был близок с Путиным», но тем не менее у них были «хорошие отношения». Абрамович и Путин встречались 29 ноября 2000 года — за несколько дней до того, как произошел рейд на канал ОРТ. Покупка ОРТ Абрамовичем была согласована с Путиным и Волошиным, которого Абрамович назвал своим другом. Во время разговора в Ле Бурже Абрамович упоминает, что «Сибнефть» потратила $50 млн на предвыборную кампанию Путина.
В лондонском суде Роман Абрамович рассказал о том, как проходила приватизация «Сибнефти», важнейшего нефтяного актива страны.
В 1995 году на залоговом аукционе выиграли «Нефтяная финансовая компания» и банк «СБС-Агро», заплатившие сумму лишь на $300 000 выше стартовой — $100,3 млн. Победу Абрамовичу обеспечили Борис Березовский и Бадри Патаркацишвили. Березовский уговорил банк «Менатеп», также участвовавший в аукционе, указать в заявке сумму ниже, чем у НФК. Еще один претендент — компания САМЕКО, за которой стоял Инкомбанк, — отозвала своего представителя за 15 минут до начала аукциона, об этом договорился Патаркацишвили.
Абрамович рассказал и о схеме финансирования покупки: выяснилось, что «Сибнефть» была куплена за свои же собственные деньги — на кредиты, выданные «Ноябрьскнефтегазу» и Омскому НПЗ: «Мы привлекли под длинные контракты западное финансирование, которое пришло в «Ноябрьскнефтегаз», а он, в свою очередь, перечислил эти деньги. В конце схемы их получило правительство... Мы заложили долговременные поставки нефти, контракты следующего года и полученные деньги через банк «СБС-Агро» перечислили правительству».