Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 09:52, реферат
Возникновение философии относится к глубокой древности.
Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются в VI —
V вв. до н. э. в Китае, Индии, в наиболее развитых странах Среди-
земноморского бассейна.
Возникновению философии предшествовал длительный этап становления и развития духовной жизни первобытного общества. Сюда относится продолжительное функционирование морали, искусства (древняя скульптура, наскальная живопись, декоративные украшения, мифы), верований и значительный комплекс эмпирических (опытных) знаний.
Всеобщее находит свое выражение в категориях, категории у Аристотеля, - это и общее в самом бытии, и понятия об объективно общих родах бытия. Аристотель говорит о десяти категориях: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В эти категории могут быть включены все возможные явления бытия.
Центральная категория - сущность. Содержание категории сущность у Аристотеля многоаспектно. Важный аспект сущности - сущность как основа вещей, субстанция. Понятие субстанции включает в себя материю, форму и их композицию; материя - некоторое бесформенное вещество, потенция /возможность/ стать определенными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря наложению на материю форм. Существует столько же различных форм, сколько видов вещей. Формы вечны и неизменны, материя пассивна, формы - активны.
Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель указывает на четыре вида причин: 1/ материальная / из чего?/, 2/ формальная /"что это есть?"/, 3/ движущая / откуда начало движения?/ и 4/ целевая /"ради чего?"/.
Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Аристотель использует понятие энтелехии, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.
В философии Аристотеля присутствует бог. Бог - тот фактор, благодаря деятельности которого из материи как потенции через наложение формы образуются вещи, бог - вечный двигатель, он "притягивает" вещи к цели, совершенству. Сам бог при этом вечен и неподвижен. Если его понимать как подвижное первоначало, то нужно поставить вопрос об источнике движения бога, что недопустимо.
В натурфилософии Аристотель отрицая существование актуальной бесконечности, принимает понятие потенциальной бесконечности, не допускает существования пустоты, говорит о парадоксальности времени, рисует картину мира в виде некоторого шара с Землей в центре и т.д. Аристотель изучает животный мир, говорит о "лестнице живых существ", эволюции моментов жизни / вегетативный, чувственно-моторный и интеллектуальный/.
В гносеологии Аристотель исходит из концепции отражения. Познание идет от чувственного восприятия отдельных предметов к познанию общих свойств, причин. Аристотель определяет истину как соответствие суждений реальности, Аристотель - основатель логики как науки о мышлении, его формах и законах.
В этике Аристотель говорит о том, что "добродетель не дается нам от природы". Нравственность связана с свободным выбором поступков. Нужно избегать излишнего, найти средний путь между крайностями.
В политических взглядах Аристотель исходит из того, что человек по своей сути существо общественное. Проявление общественной сущности человека приводит к образованию семьи, селения и государства. Аристотель анализирует различные формы государства, подразделяет их на правильные /монархия, аристократия, полития / и неправильные /тирания, олигархия, демократия/. Лучшая из форм - полития, правление зажиточного образованного среднего класса, Аристотелъ при этом считает, что наилучшая форма собственности "собственность средней величины". В эстетике Аристотель считает, что важная особенность искусства подражание /мимесис/. Ио это не простое натуралистическое воспроизведение, а обобщение, выделение существенного и создание образа того, какой должна быть действительность. Главный предмет художественного творчества - образы людей. Особая роль искусства - очищение /катарсис/, освобождение чувств человека от всего безобразного и низменного. Здесь важное место Аристотель отводит трагедии и музыке.
4. Эллининистическая и римская философия.
Начало римской философии
Среди наиболее ярких школ этой эпохи
– кинизм (откуда русское “цинизм”). Кинизм
ассоциируется прежде всего с именем Диогена
Синопского, того, который прославился
тем, что жил в глиняной бочке и ходил с
фонарем в руках среди толпы и среди бела
для и повторял: “Ищу человека”. Кинизм
провозглашает пренебрежение всем внешним
– от физических потребностей до наук
и традиционных ценностей общежития. Киники
убеждены, что благо и счастье приходят
изнутри человека и никогда не могут быть
дарованы внешним, которое являет собой
безусловную помеху счастью.
Несколько иные философские и жизненные
принципы были сформулированы Эпикуром
(341 – 270 гг. до н.э.), для которого счастье
также составляет одну из основных философских
категорий. У Эпикура своя богатая онтология,
гносеология, физика, но более оригинальной
в историко-философском плане важной является
его этика. В основе ее принцип, согласно
которому, если человек, помимо прочего,
материален, то благо, которое есть соответствие
чего-либо своему существу и назначению,
есть, в том числе, и чувственное наслаждение.
Наслаждение и удовольствие есть благо.
Но Эпикур всячески отграничивается здесь
от какого-либо распутства в наслаждениях,
понимая под таковыми прежде всего “отсутствие
телесного страдания”. Наслаждение Эпикура
утонченно и интеллектуалистично, одной
из ее компонент являются занятия философией.
Несколько позже влиятельной школы Эпикура,
в конце VI в. до н.э. образовалась другая
знаменитая школа – школа стоиков (от
названия портика (стои), где они собирались).
Основатель школы – Зенон (стоик). Основоположение
этики стоиков таково: счастье в том, чтобы
следовать природе. Это следование основано
на знании, знании принципов бытия, а точнее,
- жизни и интерпретируется стоиками как
долг. Сразу же отметим, что стоицизм стал
одной из наиболее почитаемых философских
школ позже – в Древнем Риме. Наиболее
крупные римские стоики – Сенека, Марк
Аврелий, Эпиктет. Здесь почти совершенно
утрачивается интерес к философской проблематике,
лежащей за пределами этики. Этика же римских
стоиков предполагает сконцентрированность
человека себе, его на внутреннем мире
с выходом определенных рациональных
следствий вовне, в сферу практического
поступания (долг). Стоики высказывают
мысли об универсальном братстве людей,
о необходимости снисхождения, любви к
ближнему и даже к врагам.
Последней из крупных греческих школ эпохи
эллинизма следует назвать скептицизм,
основателем которого является Пиррон
(360 – 280 гг. до н.э.). Основоположения учения
Пиррона таковы:
Все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны
(они недоступны в своем существе познанию
человека),
К вещам, следовательно, нельзя питать
никакого доверия, нужно жить в строгом
воздержании от мнений и суждений,
Помимо отмеченной школы стоиков,
выделим лишь одно важное течение –
неоплатонизм. Наиболее ярким представителем
неоплатонизма является Плотин, другие
приверженцы школы – Порфирий, Ямвлих,
Прокл. Центральная категория философии
Плотина – “Единое”. Единое – причина
всего, все вещи существуют постольку,
поскольку причастны ему, они происходят
из него. Но глубинный стимул философствования
Плотина – не сам по себе интерес к тому,
что есть первооснова сущего (что свойственно
досократикам и во многом классическим
философам). Плотин руководствуется целью
подняться над земным измерением жизни,
оставить мирскую суету, научиться созерцать
божественное и, в конечном итоге, слиться
с ним. Строение же бытия (Единого) и человека
(его души), каким оно предстает в философии
Плотина, в высокой степени располагает
к достижению этой цели.
Список литературы
Информация о работе Возникновение философии и ее исторические типы