Возникновение философии и ее исторические типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 09:52, реферат

Описание работы

Возникновение философии относится к глубокой древности.
Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются в VI —
V вв. до н. э. в Китае, Индии, в наиболее развитых странах Среди-
земноморского бассейна.
Возникновению философии предшествовал длительный этап становления и развития духовной жизни первобытного общества. Сюда относится продолжительное функционирование морали, искусства (древняя скульптура, наскальная живопись, декоративные украшения, мифы), верований и значительный комплекс эмпирических (опытных) знаний.

Работа содержит 1 файл

курсач по философии.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

 

 

      2. Античная философия,ее основные  черты: космоцентризм.Греческая  натурфилософия.

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.

Вместе с тем  это принципиально важный этап становления  философии как сферы рационального  постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое  в невидимое, начало различения явления  и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

Следует отметить значение первых космоцентрических  философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.

Именно они  первыми нащупали фундаментальную  проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.

Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.

Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

Поэтому антропологический  поворот в философии Сократа  был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм  Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

Греческая натурфилософия.

   Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, – о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала (архэ) была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром и Гераклитом Эфесским. Первоначалом они считали те или иные явления природы, саму природу. Таким образом, был осуществлен переход от олимпийских богов (мифологии) к философии (всеобщему), к естественному объяснению всего.

   Фалес считал первоначалом мира воду («все из воды»), Анаксимен – воздух, Анаксимандр – первовещество апейрон, Гераклит – огонь. Затем стихии Эмпедокла стали символами всеобщего (земля, вода, огонь, воздух). Это были не просто вещества, а разумные, божественные, вечные вещества. Греческие натурфилософы заменили миф логосом (понятием).

   Натурфилософское  представление о первоначале  было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым. Было непонятно, почему предпочтение отдается определенному природному началу. Разрешая эти противоречия, милетский философ Анаксимандр исходил из того, что начало – это не что-то вещественное; а апейрон – безграничное.

   Более абстрактно объясняли начало мира пифагорейцы – с помощью числа (суть природы – отношения между числами).

   Великим античным диалектиком был Гераклит. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его размеренным возгоранием и угасанием он объяснял мировые процессы: возникновение и исчезновение вещей – это противоречивое единство. Он учил, что все течет и изменяется; нельзя войти в одну реку дважды. Бытие и небытие связаны между собой, они обуславливают и переходят друг в друга. Эту идею довел до абсолюта Кратил. От протофилософского знания был осуществлен переход к философскому (понятийному) знанию.

   Представители Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон), наоборот, сосредоточили внимание на устойчивости, покое. Признавая неустойчивость и изменчивость чувственного мира, они выделяли мир единого и неподвижного бытия, открытого чистому мышлению (это истинное бытие).

   Атомисты (прежде всего – Демокрит) рассматривали мир как единое целое, состоящее из огромного множества мельчайших невидимых и неделимых частиц – атомов. Атомы материальны и неделимы вследствие абсолютной плотности, малости, отсутствия пустот. Атомы разнообразны по форме и весу. Душа тоже состоит из атомов, но более подвижных и круглых. Атомы и пустота – единственная реальность. 
 

3. Классическая  Гречкская философия: Сократ, Платон, Аристотель.

Сократ

      Сократ / 470/469-399/- современник Демокрита. В  противоположность тому считал ненужным и даже вредным изучение природы."Богам не угождает человек, который допытывается того, чего они не пожелали открыть людям". Да мы и не способны управлять природными явлениями.

      Сократ  ставит вопрос: "В чем природа,  сущность человека?" По его мнению, - это душа, как "сознающее Я". А если сущность человека - его душа, то в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души.

      Сократ  изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями /богатство,  слава/ и телесными факторами /жизнь, физическое здоровье, красота/, а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.

      Сократ  считает, что безнравственный поступок - плод незнания истины; если человек знает, что такое хорошо,  он никогда не поступит плохо.  Никто не грешит сознательно; кто совершает зло, делает это по незнанию. Для Сократа мудрость и нравственность неразделимы. Главная задача мудрости в том, чтобы различать добро и зло.

Сократ  указывает на три основные добродетели:

  • умеренность /знание, как обуздывать страсти/;
  • храбрость / знание, как преодолевать опасности/;

-   справедливость / знание, как соблюдать  законы божественные и человеческие/.

      Подобно софистам, Сократ претендовал на роль учителя, но учителя не отдельных лиц,  а всего афинского народа. Нужно учить истинному знанию - усмотрению общего в вещах. В отличие от софистов, Сократ верил в возможность объективного знания.  Он не обещал ученикам,  что раскроет им истину,  он предлагал им совместно искать ее в дружеской беседе. Цель "сократического метода" - обнаружение сущности исследуемого объекта,  общей для всех его случаев.

      Платон

В основе философии Платона /427-347/ - противопоставление чувственно воспринимаемого и бестелесного миров,  мира вещей и мира идей. Это, в частности, иллюстрируется на примере прекрасного:  с одной стороны, существуют прекрасные вещи / прекрасный конь, прекрасная девушка и т.п./, а с другой,    в отличие от изменчивых и преходящих прекрасных вещей существует идея прекрасного.  Сами прекрасные вещи - некие копии, несовершенные воплощения идеи прекрасного. Вообще, каждому классу вещей чувственного мира соответствует его сущность, т.е.  идея. Идеи образуют целый мир,  они никогда и никем не порождены,  они неизменны, бестелесны, занимают "наднебесные места".

      Кроме мира идей и мира вещей существует материя.  Это - лишенный качеств  субстрат, из которого могут быть образованы любые тела, подобно тому, как из золота можно отлить имеющие разнообразные формы изделия.  Мир идеи - активное начало,  материя - пассивное; мир чувственно воспринимаемых вещей - детище обоих. Далее Платон вводит еще один фактор - мировую душу. Она связывает мир идей и мир вещей, правит ими. Наконец, есть бог, Демиург. Демиург с помощью мировой души создал космос как гармоничный соразмерный вещественный мир, все привел в порядок.  Создание космоса описывается следующим образом: из бесфигурной,  наунаходящейся в хаотическом движении материи Демиург сформировал четыре первоосновы - огонь, воду, воздух, землю; из них создал небо и землю,  затем "путем вращения округлил космос до состояния сферы".

      В человеке есть тело и душа. Тело смертно, душа бессмертна. Тело создано из частиц огня,  земли, воды и воздуха, душа - из мировой Души.  Человек на земле - странник,  земная жизнь - некое испытание. Истинная жизнь начинается по ту сторону земного мира, когда душа будет жить или на островах блаженных или ее ждет наказание в Тартаре. Душа,  по Платону,  состоит из трех частей:   разумная,  страстная и вожделительная.

      В гносеологии Платон различает чувственность, "правильное мнение" и знание. Как и Сократ,  он считает, что  знание основывается на общих понятиях. Для характеристики места человека в мире у специфики познания Платон предлагает знаменитую аллегорию человека в пещере. Люди  прикованы в ней так,  что видят только стенку,  противоположную входу. Перед входом движутся разные вещи, но человек видит не их самих,  а тени на стене и думает,  что он видит сами вещи. /Вещи здесь – это  идеи,  а их тени на стенке – явления вещественного мира/.

      Платон  говорит,  что источником истинного  знания являются воспоминания /анамнезис/ человеческой душой того, что она знала раньше, до вселения в телесную оболочку,  когда она находилась в мире идей и могла созерцать то,  что происходит в мире вещей.  Когда душа входит в телесную оболочку,  она забывает то,  что знала.  Чтобы душа вспомнила находящиеся в ней знания, нужно побудить ее к диалектике,  размышлениям.

      В философии Платона важное место занимали  его взгляды на общество и государстве. Он говорит об исторических формах государства: тимократии,  олигархии, демократии и тирании,  считая все их дурными формами политического устройства. Им он противопоставляет проект наилучшего государства.  Подобно тому,  как в душе есть три части, в государстве должны быть три класса граждан:  правители, воины-стражи и трудящиеся /земледельцы ремесленники и др./. Основной принцип идеального государства - справедливость: защита от врагов,  снабжение всех членов общества необходимыми материальными благами, руководство духовной деятельностью. Платон предлагает ряд мероприятий, касающихся экономики, образования, религии. Особое внимание он уделяет классу воинов. Они не должны иметь частной собственности, у них все должно быть общим, включая женщин и детей, правители должны пройти длительную подготовку.  Платон говорит: "Пока в государствах не будут царствовать философы,  либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино -  государственная власть и философия,  и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди,  а их много,    которые ныне стремятся порознь либо к власти,  либо к философии, до тех пор… государствам не избавиться от  зол".

      Аристотель

Аристотель /384-322/ в своих сочинениях тщательно  и критически анализирует концепции,  созданное его предшественниками. Кроме того, он является автором ряда оригинальных идей в онтологии, гносеологии, этике,  политике и других областях знаний,  оказывающих серъезное влияние на последующее развитие философской мысли и науки. Отметим некоторые из них.

      Аристотель  предложил классификацию наук, включающую теоретические /философия, физика,  математика/,  практические /этика,  экономика,  политика/ и творческую /эстетика/. Логика здесь не указана;  она представляет собой необходимую подготовку /пропедевтика/ ко всем наукам.

      Исходная  проблема теоретических наук - проблема бытия. Бытие прежде всего выступает как то,  что можно видеть,  слышать,  осязать и т.д.,  совокупность "отдельных вещей".  Это бытие изучает физика. Но кроме того существует сверхчувственное бытие, которое изучает философия. Но что оно собою представляет?

      Аристотель  критикует концепцию Платона."Мы не можем принять, что есть некий "дом вообще" наряду с отдельными домами". Однако кроме отдельного есть всеобщее,  существующее вместе с отдельным, в отдельном, Как нельзя представить себе существование красоты без красивых вещей,  так нельзя представить и общее без отдельного. Сверхчувственное бытие как предмет философии - это всеобщее, существующее в отдельном.

Информация о работе Возникновение философии и ее исторические типы