Философия в период ранних буржуазных революций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.
В последней трети XVI – начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах.

Содержание

1. Введение.
2. Эмпиризм и сенсуализм в философии нового времени;
Френсис Бэкон;
Томас Гоббс;
Джон Локк.
3. Рационализм в философии нового времени:
Рене Декарт;
Бенедикт Спиноза.
4. Заключение.
5. Источники и литература.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 46.84 Кб (Скачать)

    Для Гоббса, который жил в эпоху  гражданской войны, разрушение государства  – возврат в естественное состояние. Он сторонник постепенного изменения власти. Она не должна распространяться на жизнь и частные дела человека. Гоббс противник жестокости властей в наказаниях за нарушение закона. Власть монарха у него ограничена законом. Свободе воли Гоббс противопоставлял свободу человека, который не встречает препятствий в своих действиях: «... каждый подданный имеет свободу в отношении всего, право на что не может быть отчуждено соглашением»11. Он не отождествляет государство и общество, но именно государство делает человека гражданином.

    Джон  Локк (1632–1704) – третий выдающийся философ Англии XVII века, продолжатель традиции Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Эмпиризм Бэкона служит отправной точкой для создания новой концепции – сенсуализма, основателем этого течения и был Д. Локк.

    Учился  Локк в Оксфордском университете, проявил интерес к естественно-научным экспериментам. Главный труд Д. Локка «Опыт о человеческом разуме». В нем впервые в истории философии столь подробно исследуется процесс человеческого познания от первых впечатлений до научных теорий. Локка также считают вдохновителем «славной революции» 1688 г., положившей начало конституционной монархии.

    Философия Локка во многом воспроизводит идеи его предшественников. Так же как и Т. Гоббс, Локк – деист. Для него бог – это великий архитектор, который задумывает, но не строит, однако по его замыслу и законам, им предписанным, все и происходит. Материя для Д. Локка – протяженность, обладающая величиной, фигурой, объемом (высота, длина, ширина). Он наделяет ее геометрическими свойствами (как и Гоббс). Локк обосновывает и популяризирует теорию «общественного договора». Именно в изложении Локка она получила широкое распространение в Западной Европе и Америке. Где он по-настоящему оригинален, так это в теории познания.

    Изложение своих взглядов на познание Д. Локк начинает с критики врожденных идей Р. Декарта. Согласно этой концепции  человек от рождения обладает общими идеями числовых отношений, причинности и т. д., согласно которым мы мыслим. Отклоняя эту теорию, исходя из эмпирических соображений, Д. Локк приходит к выводу, что наше сознание первоначально есть «табуля раза» (чистая доска), на ней природа оставляет свои метки, отпечатки12. Накопление их приводит к развитию знания у человека. Познание начинается с опыта, который понимается Д. Локком как любое ощущение. Отождествление опыта ощущения – особенность сенсуализма в отличие от эмпиризма. Конечно, опыт рассматривается Локком шире, чем в посылках его концепции. Он различает внешний и внутренний опыт. Первый происходит благодаря взаимодействию вещей, существующих сами по себе, вне нашего сознания и человеческого разума, в котором вещи имеют умственное существование. Нельзя отождествлять, считает Локк, вещи сами по себе и умственные вещи, это не одно и то же. Вещи сами по себе воздействуют на наш разум и оставляют на нем отпечатки. Но таким образом мы познаем лишь вторичные качества вещей – цвет, запах, вкус, звук, которые субъективны и зависят от нашей собственной природы восприятия. Чтобы познать объективный источник восприятия – первичные качества, – нужна рефлексия, внутренний опыт интерпретации этих отпечатков13. Сопоставляя, сравнивая, обобщая ощущения, мы соединяем их со знаками языка и образуем идеи. Это значит, что в основе идей лежат ощущения: «Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущении». Главные операции разума – сравнение, сочетание, отвлечение (абстрагирование). Локк на этом основании различал идеи реальные и фантастические, адекватные – неадекватные, истинные и ложные. Знание по  
Д. Локку может быть точным, и тогда оно истинно, и вероятным, тогда оно – лишь мнение. В своей теории «общественного договора» Локк не так категоричен, как Гоббс, В естественном состоянии человек был свободен и уважал собственность, поэтому масть государства должна быть направлена на укрепление «естественного права». Если эти условия не соблюдаются, народ вправе расторгнуть договор с властью. Эта революция не должна вести к беспорядкам, но если народному стремлению противятся, это вызывает его противодействия. Д. Локк – зачинатель политического либерализма.

Рационализм в философии нового времени

 

    Рене  Декарт (1596–1650), наряду с Ф. Бэконом, родоначальник современного научного познания, прежде всего в области рациональных наук, математики, теоретической физики, логики и др. Сформулированные им основополагающие– принципы научного познания лежат в фундаменте современного знания, противоречия и трудности которого тревожат мысль и обращают внимание на истоки. Недаром многие известные мыслители XX в. обращались к Декарту: Э. Гуссерль, Н. Чомский, М, Мамардашвили.

    Р. Декарт получил образование в  католическом колледже, где самостоятельно изучил математику. Попытки занять кафедру оказались бесплодными. Декарт вынужден был вести образ жизни офицера наемных войск. Побывал в Голландии, Германских государствах. Писал труды иногда в походных условиях. Умер в Швеции, куда прибыл по приглашению королевы.

    Основные  труды Рене Декарта: «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Первоначала философии», «Мир, или трактат о свете», «Метафизические размышления». Получили известность естественные научные работы. Так в приложении к «Рассуждению о методе» Декарт представил трактаты: «Диоптрика», «Метеоры, Геометрия».14

    Декарт  – противник схоластики. Голландский художник Франс Гальс дал лучший портрет философа, а на гравюре Фангена изображен попирающим ногой сочинения Аристотеля15. Схоластика отошла в своих словопрениях от здравого смысла. Нет смысла разбираться в ее нагромождениях, что там ценного и что бесполезно, надо начать научную работу сначала. Познание начинается с сомнения. Г. Шлет в своем блестящем эссе «Скептик и его душа» писал : «Скепсис – особая система аргументации, вклинившаяся только в некоторые философские учения. Поэтому скептицизм, не будучи философским. учением, может играть роль методического приема в философии. Возведение этого последнего в принцип и создает постоянный душевный уклад... неудачничества и связанной с неудачей, как своим источником, растерянности мысли»16. Декарт ухватил суть переходной ситуации в научном познании, когда теологическая метафизика оказалась бесплодной, а претензии научного и естественно-научного познания относительными и ненадежными, этот период растянулся на несколько веков. «Бог умер» во времена Декарта, а не Ф. Ницше; остался человеческий разум, вещь ненадежная и обманчивая. Декарт стремился переломить ситуацию сомнения и утвердить твердые научные истины. Вот почему близка позиция Р. Декарта мыслителям XX века.

    Сомневаться можно во всем, даже в существовании  собственного тела. В одном нельзя сомневаться, в самом сомнении: «Я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь». Иначе мы получили бы абсурд, пустоту начала познания. Сомнение есть мышление. Начинать нужно с самой мысли: «Я мыслю, следовательно, существую»17. В самом мышлении необходимо найти достаточное основание к познанию и существованию. Этот принцип направлен против схоластики и ситуации гонения на истину. Пока я мыслю, я есть, мысль нельзя уничтожить, ее можно изменить только самой мыслью, доказательствами и аргументами. Только разум может дать нам ясные и отчетливые представления, а не чувства. Для Декарта человек прежде всего – «хомо сапиенс», человек мыслящий. От него идет рационалистический подход к человеку и решению его проблем.

    Декарт  пытается найти незыблемые принципы научного познания, которые предполагали бы единство и развитие знания. Это  некоторые врожденные идеи, не зависящие от конкретного воплощения и частных изменений. Сюда можно отнести положения логики и математики. Как их обнаружить? С помощью «интеллектуальной интуиции»18 (непосредственного видения ума). Они проясняются в процессе мышления, рефлексии.

    Поиск основополагающих начал научного познания у Декарта сводится к четырем  основным правилам19:

    1) оставлять только ясные и отчетливые  суждения, несомненные;

    2) делить проблему на простые  части, чтобы лучше разрешить  ее;

    3) начинать с простейшего и восходить  к сложному;

    4) делать полные перечни.

    Этими правилами Р. Декарт свел философский  метод к сумме конкретных приемов исследования, почерпнутых из естествознания XVII в. Оставался неясным принцип ясности и отчетливости. Декарт абсолютизирует аксиоматически-дедуктивный подход к познанию и дискурсивное мышление.

    «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике»20,– писал Декарт в трактате «Первоначала философии». Важное место в системе Р. Декарта принадлежит натурфилософии. В границах физики Декарта материя представляет единственную субстанцию, она бесконечна и состоит из мельчайших частиц, им изначально присуще движение. Субстанция протяженна, а движение есть перемещение ее частей. Бог создал мир материальным, равномерным по месту и движению. Из вихревых потоков родились скопления частиц. Каждая частица давала импульс образовавшимся вещам, и они двигались быстрее, поэтому во вселенной большие тела – горячие, а малые – холодные. Природа последовательно принимает все формы, к каким она способна. Бог сотворил мир, но он сотворил его таким, как если бы он мог существовать и без бога, об этом говорит сам механический принцип бытия вещей.

    Декарт  родоначальник теории эволюции, представленной еще в умозрительной форме. На определенном этапе возникают животные, живые автоматы. Декарт рассматривает тело человека и животного как некий механизм, подобный часам21. Он пытался дать объяснение психическим явлениям как ответным реакциям телесного механизма на внешние воздействия (теория рефлекса) и приходил к концепции «психофизиологического параллелизма».

    Только  человеку присущ разум. Это особая духовная непротяженная субстанция, не имеющая  основания в материальной субстанции. Дух, который мыслит самого себя. На первое место в мыслительных процессах  выдвигается анализ. Декарт обращается к дедукции, т.е. восхождению от общего к частному. Все знание представляется ему в виде единой системы, исходящей из нескольких общих аксиом (по типу «Начал» Евклида), охватывающей весь мир, все бытие в единстве и совершенстве. Таким объединяющим и причинностным началом в «Метафизических размышлениях» является Бог. И опять Декарт говорит о телесных вещах и физических процессах.

    Бенедикт  Спиноза (1632–1677) – голландский философ еврейского происхождения. Проявил в детстве большие способности к науке и изучению языков. В совершенстве владел латинским. Был отлучен от церкви22 , от него отказалась семья из-за его неортодоксальных религиозных взглядов. Вынужден был заняться ремесленничеством. При жизни опубликовал анонимно «Богословско-политический трактат», остальные произведения вышли посмертно. Среди них: «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта», «Трактат об усовершенствовании разума», «Этика» и незаконченный «Политический трактат».

    Б. Спиноза – систематизатор новой метафизики, по форме – это пантеизм, по содержанию – натурфилософия. Спиноза отождествляет понятия Бога и Природы. Различая природу творящую и природу сотворенную, он выделяет вечную неизменную «субстанция» и изменчивые временные «модусы». Последние – это отдельные вещи, процессы и другие образования. Субстанция не может существовать иначе, как творя модусы, она не может быть вне модусов, а только через них. Субстанция – причина самое себя, сама себя создает. Этим самым устраняется деизм, теория первотолчка, характерная для английской метафизики. Творящая сила бытия растворяется в природе. Субстанция обладает атрибутами, т. е. неотъемлемыми качествами, их бесконечное количество, но мы знаем два: протяженность и мышление. В противоположность дуализму Декарта Спиноза признает только одно начало в мире (монизм). Интересно, что Спиноза писал: «Метод истолкования природы состоит главным образом в том, что мы излагаем собственно историю природы...»23

    Субстанция  Спинозы лишена движения, во всяком случае, движение не является атрибутом  субстанции, главное ее свойство – протяженность (как и у Гоббса, Локка, Декарта). Другой атрибут – мышление, свидетельство гилозоизма Спинозы. Сознание не результат эволюции природы, а общее свойство всех вещей. Оно не возникает и не исчезает, а присутствует в разной степени. Главное внимание Спиноза сосредоточил на проблеме причинности. Он считал, что философы не в состоянии объяснить, как из первопричины рождаются вещи. Необходимость имманентно присуща субстанции. Он отвергает как телеологизм, учение о предопределенности цели развития, так и учение о причине причин, которое есть обращение к воле бога, т.е. убежищу незнания24. Необходимость связывается у Спинозы со свободой, которая для человека проходит через познание.

    Подчиняя  наши действия разуму, мы можем достичь  господства над страстями, аффектами души, устранить препятствия к истинному познанию. «Порядок и связь идей тот же, что и порядок и связь вещей»25. Идеи – это образы вещей. Познание состоит из чувственности, рациональности и интеллектуальной интуиции. Все в мире сохраняет вечный, прочный и неизменный порядок, познать который можно, устранив препятствия в виде аффектов. «Не плакать, не смеяться, а понимать», – таков главный этический принцип Б. Спинозы. Человек – это часть природы, он руководствуется не идеями добра и зла, а чувствами самосохранения и выгоды. В «Политическом трактате» Спиноза утверждает республиканский идеал общества, которое представляет максимум свободы гражданам. Монархия порождает рабство, варварство и запустение. Аристократия приближается к абсолюту сохранения свободы, «но ограниченному».

    Споры вокруг Спинозы начачись не сегодня. В них принимали участие В. Соловьев, А. И. Введенский, Г. И. Челпанов, Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский и др. И дело не в метафизике Спинозы, которая безусловно устарела. Может быть, «религиозность его мистична, но рационалистична в такой мере, что многим казалось иррелигиозностью вовсе (отсюда крайние суждения о нем: с одной стороны– мистик , с другой – атеист )»26. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Таким образом, можно считать характерными чертами философии XVII века ее ориентированность  на проблемы теории познания, связанная  с потребностью в разработке методологии  науки. В онтологии по-новому истолковывается  понятие первоосновы мира, осуществляется переход на позиции пантеизма  и деизма. Продолжая процесс секуляризации, философия XVII века активно защищает идеалы предшествующей эпохи гуманизма, отстаивая приоритет человеческого разума, реалистически объясняя сущности человека, общества и государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники и литература: 

    1. Бэкон Ф. Соч.: В 2 тт. – М., 1971–1972.

    2. Бэкон Ф. Субботник. – М., 1937.

    3. Гоббс Т. Соч.: В 2 тт. – М., 1964.

    4. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

    5. Декарт Р. Рассуждения о методе с приложениями. – М, 1953.

    6. Катарбиньский Т. Теория индуктивного метода Френсиса Бэкона / Избранные произведения. – М., 1963.

Информация о работе Философия в период ранних буржуазных революций