Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:06, контрольная работа
Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.
В последней трети XVI – начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах.
1. Введение.
2. Эмпиризм и сенсуализм в философии нового времени;
Френсис Бэкон;
Томас Гоббс;
Джон Локк.
3. Рационализм в философии нового времени:
Рене Декарт;
Бенедикт Спиноза.
4. Заключение.
5. Источники и литература.
Для Гоббса, который жил в эпоху гражданской войны, разрушение государства – возврат в естественное состояние. Он сторонник постепенного изменения власти. Она не должна распространяться на жизнь и частные дела человека. Гоббс противник жестокости властей в наказаниях за нарушение закона. Власть монарха у него ограничена законом. Свободе воли Гоббс противопоставлял свободу человека, который не встречает препятствий в своих действиях: «... каждый подданный имеет свободу в отношении всего, право на что не может быть отчуждено соглашением»11. Он не отождествляет государство и общество, но именно государство делает человека гражданином.
Джон Локк (1632–1704) – третий выдающийся философ Англии XVII века, продолжатель традиции Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Эмпиризм Бэкона служит отправной точкой для создания новой концепции – сенсуализма, основателем этого течения и был Д. Локк.
Учился
Локк в Оксфордском университете,
проявил интерес к естественно-
Философия Локка во многом воспроизводит идеи его предшественников. Так же как и Т. Гоббс, Локк – деист. Для него бог – это великий архитектор, который задумывает, но не строит, однако по его замыслу и законам, им предписанным, все и происходит. Материя для Д. Локка – протяженность, обладающая величиной, фигурой, объемом (высота, длина, ширина). Он наделяет ее геометрическими свойствами (как и Гоббс). Локк обосновывает и популяризирует теорию «общественного договора». Именно в изложении Локка она получила широкое распространение в Западной Европе и Америке. Где он по-настоящему оригинален, так это в теории познания.
Изложение
своих взглядов на познание Д. Локк
начинает с критики врожденных идей
Р. Декарта. Согласно этой концепции
человек от рождения обладает общими
идеями числовых отношений, причинности
и т. д., согласно которым мы мыслим. Отклоняя
эту теорию, исходя из эмпирических соображений,
Д. Локк приходит к выводу, что наше сознание
первоначально есть «табуля раза» (чистая
доска), на ней природа оставляет свои
метки, отпечатки12. Накопление их
приводит к развитию знания у человека.
Познание начинается с опыта, который
понимается Д. Локком как любое ощущение.
Отождествление опыта ощущения – особенность
сенсуализма в отличие от эмпиризма. Конечно,
опыт рассматривается Локком шире, чем
в посылках его концепции. Он различает
внешний и внутренний опыт. Первый происходит
благодаря взаимодействию вещей, существующих
сами по себе, вне нашего сознания и человеческого
разума, в котором вещи имеют умственное
существование. Нельзя отождествлять,
считает Локк, вещи сами по себе и умственные
вещи, это не одно и то же. Вещи сами по
себе воздействуют на наш разум и оставляют
на нем отпечатки. Но таким образом мы
познаем лишь вторичные качества вещей
– цвет, запах, вкус, звук, которые субъективны
и зависят от нашей собственной природы
восприятия. Чтобы познать объективный
источник восприятия – первичные качества,
– нужна рефлексия, внутренний опыт интерпретации
этих отпечатков13. Сопоставляя,
сравнивая, обобщая ощущения, мы соединяем
их со знаками языка и образуем идеи. Это
значит, что в основе идей лежат ощущения:
«Нет ничего в интеллекте, чего раньше
не было бы в ощущении». Главные операции
разума – сравнение, сочетание, отвлечение
(абстрагирование). Локк на этом основании
различал идеи реальные и фантастические,
адекватные – неадекватные, истинные
и ложные. Знание по
Д. Локку может быть точным, и тогда оно
истинно, и вероятным, тогда оно – лишь
мнение. В своей теории «общественного
договора» Локк не так категоричен, как
Гоббс, В естественном состоянии человек
был свободен и уважал собственность,
поэтому масть государства должна быть
направлена на укрепление «естественного
права». Если эти условия не соблюдаются,
народ вправе расторгнуть договор с властью.
Эта революция не должна вести к беспорядкам,
но если народному стремлению противятся,
это вызывает его противодействия. Д. Локк
– зачинатель политического либерализма.
Рационализм в философии нового времени
Рене Декарт (1596–1650), наряду с Ф. Бэконом, родоначальник современного научного познания, прежде всего в области рациональных наук, математики, теоретической физики, логики и др. Сформулированные им основополагающие– принципы научного познания лежат в фундаменте современного знания, противоречия и трудности которого тревожат мысль и обращают внимание на истоки. Недаром многие известные мыслители XX в. обращались к Декарту: Э. Гуссерль, Н. Чомский, М, Мамардашвили.
Р. Декарт получил образование в католическом колледже, где самостоятельно изучил математику. Попытки занять кафедру оказались бесплодными. Декарт вынужден был вести образ жизни офицера наемных войск. Побывал в Голландии, Германских государствах. Писал труды иногда в походных условиях. Умер в Швеции, куда прибыл по приглашению королевы.
Основные труды Рене Декарта: «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Первоначала философии», «Мир, или трактат о свете», «Метафизические размышления». Получили известность естественные научные работы. Так в приложении к «Рассуждению о методе» Декарт представил трактаты: «Диоптрика», «Метеоры, Геометрия».14
Декарт – противник схоластики. Голландский художник Франс Гальс дал лучший портрет философа, а на гравюре Фангена изображен попирающим ногой сочинения Аристотеля15. Схоластика отошла в своих словопрениях от здравого смысла. Нет смысла разбираться в ее нагромождениях, что там ценного и что бесполезно, надо начать научную работу сначала. Познание начинается с сомнения. Г. Шлет в своем блестящем эссе «Скептик и его душа» писал : «Скепсис – особая система аргументации, вклинившаяся только в некоторые философские учения. Поэтому скептицизм, не будучи философским. учением, может играть роль методического приема в философии. Возведение этого последнего в принцип и создает постоянный душевный уклад... неудачничества и связанной с неудачей, как своим источником, растерянности мысли»16. Декарт ухватил суть переходной ситуации в научном познании, когда теологическая метафизика оказалась бесплодной, а претензии научного и естественно-научного познания относительными и ненадежными, этот период растянулся на несколько веков. «Бог умер» во времена Декарта, а не Ф. Ницше; остался человеческий разум, вещь ненадежная и обманчивая. Декарт стремился переломить ситуацию сомнения и утвердить твердые научные истины. Вот почему близка позиция Р. Декарта мыслителям XX века.
Сомневаться можно во всем, даже в существовании собственного тела. В одном нельзя сомневаться, в самом сомнении: «Я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь». Иначе мы получили бы абсурд, пустоту начала познания. Сомнение есть мышление. Начинать нужно с самой мысли: «Я мыслю, следовательно, существую»17. В самом мышлении необходимо найти достаточное основание к познанию и существованию. Этот принцип направлен против схоластики и ситуации гонения на истину. Пока я мыслю, я есть, мысль нельзя уничтожить, ее можно изменить только самой мыслью, доказательствами и аргументами. Только разум может дать нам ясные и отчетливые представления, а не чувства. Для Декарта человек прежде всего – «хомо сапиенс», человек мыслящий. От него идет рационалистический подход к человеку и решению его проблем.
Декарт пытается найти незыблемые принципы научного познания, которые предполагали бы единство и развитие знания. Это некоторые врожденные идеи, не зависящие от конкретного воплощения и частных изменений. Сюда можно отнести положения логики и математики. Как их обнаружить? С помощью «интеллектуальной интуиции»18 (непосредственного видения ума). Они проясняются в процессе мышления, рефлексии.
Поиск основополагающих начал научного познания у Декарта сводится к четырем основным правилам19:
1)
оставлять только ясные и
2) делить проблему на простые части, чтобы лучше разрешить ее;
3)
начинать с простейшего и
4) делать полные перечни.
Этими правилами Р. Декарт свел философский метод к сумме конкретных приемов исследования, почерпнутых из естествознания XVII в. Оставался неясным принцип ясности и отчетливости. Декарт абсолютизирует аксиоматически-дедуктивный подход к познанию и дискурсивное мышление.
«Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике»20,– писал Декарт в трактате «Первоначала философии». Важное место в системе Р. Декарта принадлежит натурфилософии. В границах физики Декарта материя представляет единственную субстанцию, она бесконечна и состоит из мельчайших частиц, им изначально присуще движение. Субстанция протяженна, а движение есть перемещение ее частей. Бог создал мир материальным, равномерным по месту и движению. Из вихревых потоков родились скопления частиц. Каждая частица давала импульс образовавшимся вещам, и они двигались быстрее, поэтому во вселенной большие тела – горячие, а малые – холодные. Природа последовательно принимает все формы, к каким она способна. Бог сотворил мир, но он сотворил его таким, как если бы он мог существовать и без бога, об этом говорит сам механический принцип бытия вещей.
Декарт родоначальник теории эволюции, представленной еще в умозрительной форме. На определенном этапе возникают животные, живые автоматы. Декарт рассматривает тело человека и животного как некий механизм, подобный часам21. Он пытался дать объяснение психическим явлениям как ответным реакциям телесного механизма на внешние воздействия (теория рефлекса) и приходил к концепции «психофизиологического параллелизма».
Только человеку присущ разум. Это особая духовная непротяженная субстанция, не имеющая основания в материальной субстанции. Дух, который мыслит самого себя. На первое место в мыслительных процессах выдвигается анализ. Декарт обращается к дедукции, т.е. восхождению от общего к частному. Все знание представляется ему в виде единой системы, исходящей из нескольких общих аксиом (по типу «Начал» Евклида), охватывающей весь мир, все бытие в единстве и совершенстве. Таким объединяющим и причинностным началом в «Метафизических размышлениях» является Бог. И опять Декарт говорит о телесных вещах и физических процессах.
Бенедикт Спиноза (1632–1677) – голландский философ еврейского происхождения. Проявил в детстве большие способности к науке и изучению языков. В совершенстве владел латинским. Был отлучен от церкви22 , от него отказалась семья из-за его неортодоксальных религиозных взглядов. Вынужден был заняться ремесленничеством. При жизни опубликовал анонимно «Богословско-политический трактат», остальные произведения вышли посмертно. Среди них: «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта», «Трактат об усовершенствовании разума», «Этика» и незаконченный «Политический трактат».
Б. Спиноза – систематизатор новой метафизики, по форме – это пантеизм, по содержанию – натурфилософия. Спиноза отождествляет понятия Бога и Природы. Различая природу творящую и природу сотворенную, он выделяет вечную неизменную «субстанция» и изменчивые временные «модусы». Последние – это отдельные вещи, процессы и другие образования. Субстанция не может существовать иначе, как творя модусы, она не может быть вне модусов, а только через них. Субстанция – причина самое себя, сама себя создает. Этим самым устраняется деизм, теория первотолчка, характерная для английской метафизики. Творящая сила бытия растворяется в природе. Субстанция обладает атрибутами, т. е. неотъемлемыми качествами, их бесконечное количество, но мы знаем два: протяженность и мышление. В противоположность дуализму Декарта Спиноза признает только одно начало в мире (монизм). Интересно, что Спиноза писал: «Метод истолкования природы состоит главным образом в том, что мы излагаем собственно историю природы...»23
Субстанция Спинозы лишена движения, во всяком случае, движение не является атрибутом субстанции, главное ее свойство – протяженность (как и у Гоббса, Локка, Декарта). Другой атрибут – мышление, свидетельство гилозоизма Спинозы. Сознание не результат эволюции природы, а общее свойство всех вещей. Оно не возникает и не исчезает, а присутствует в разной степени. Главное внимание Спиноза сосредоточил на проблеме причинности. Он считал, что философы не в состоянии объяснить, как из первопричины рождаются вещи. Необходимость имманентно присуща субстанции. Он отвергает как телеологизм, учение о предопределенности цели развития, так и учение о причине причин, которое есть обращение к воле бога, т.е. убежищу незнания24. Необходимость связывается у Спинозы со свободой, которая для человека проходит через познание.
Подчиняя наши действия разуму, мы можем достичь господства над страстями, аффектами души, устранить препятствия к истинному познанию. «Порядок и связь идей тот же, что и порядок и связь вещей»25. Идеи – это образы вещей. Познание состоит из чувственности, рациональности и интеллектуальной интуиции. Все в мире сохраняет вечный, прочный и неизменный порядок, познать который можно, устранив препятствия в виде аффектов. «Не плакать, не смеяться, а понимать», – таков главный этический принцип Б. Спинозы. Человек – это часть природы, он руководствуется не идеями добра и зла, а чувствами самосохранения и выгоды. В «Политическом трактате» Спиноза утверждает республиканский идеал общества, которое представляет максимум свободы гражданам. Монархия порождает рабство, варварство и запустение. Аристократия приближается к абсолюту сохранения свободы, «но ограниченному».
Споры
вокруг Спинозы начачись не сегодня.
В них принимали участие В. Соловьев,
А. И. Введенский, Г. И. Челпанов, Г. В. Плеханов,
А. В. Луначарский и др. И дело не в метафизике
Спинозы, которая безусловно устарела.
Может быть, «религиозность его мистична,
но рационалистична в такой мере, что многим
казалось иррелигиозностью вовсе (отсюда
крайние суждения о нем: с одной стороны–
мистик , с другой – атеист )»26.
Заключение
Таким
образом, можно считать характерными
чертами философии XVII века ее ориентированность
на проблемы теории познания, связанная
с потребностью в разработке методологии
науки. В онтологии по-новому истолковывается
понятие первоосновы мира, осуществляется
переход на позиции пантеизма
и деизма. Продолжая процесс
Источники
и литература:
1. Бэкон Ф. Соч.: В 2 тт. – М., 1971–1972.
2. Бэкон Ф. Субботник. – М., 1937.
3. Гоббс Т. Соч.: В 2 тт. – М., 1964.
4. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.
5. Декарт Р. Рассуждения о методе с приложениями. – М, 1953.
6. Катарбиньский Т. Теория индуктивного метода Френсиса Бэкона / Избранные произведения. – М., 1963.
Информация о работе Философия в период ранних буржуазных революций