Анализ эпопеи Л. Толстого «Война и мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:42, реферат

Описание работы

Написание Л. Толстым эпопеи «Война и мир» тоже можно считать проявлением патриотизма, т. к. в своем произведении он признает за народом решающую роль в историческом процессе. В таком представлении о роли народа в движении истории Толстой оказался близок взглядам революционных демократов. Идея создания исторического романа возникла у писателя под влиянием общественной атмосферы 60-х годов XIX столетия. В этот период формируется движение революционных демократов.
Вот Л. Толстой и задумал соединить две эпохи: эпоху первого революционного движения в России — эпоху декабристов — и шестидесятые годы — эпоху революционных демократов. Толстой пытался осуществить нелегкую задачу: понять и осмыслить современность через призму истории. И чем больше он углубляется в работу над романом, тем более ему хочется «провести уже не одного, а многих героев и героинь через исторические события...».

Содержание

1. Введение.……………………………………………………...………………………………..с. 3
2. «Дубина народной войны» …………………………………………………………..с. 3
2.1. «Народная война»…………………………………………………...…………..с.3
2.2. Капитан Тушин. ………………………………………………………………….…с. 4
2.3. Партизанское движение……………………………………………………….с. 4
2.4. Бородинское сражение…………………………………………………………с. 6
2.5. Патриотизм и самоотверженность русского дворянства……..с.7
2.6. Кутузов - представитель народной войны……………………………с. 8
2.7. Развенчание Наполеона ………………………………………………………..с.9
3. Вывод. Победитель - русский народ……………………………………………..с.10
Список используемой литературы…………………………………………………….……..с.11

Работа содержит 1 файл

Пастернак Microsoft Office Word.docx

— 40.70 Кб (Скачать)

К этим светским людям относятся  и Борис Друбецкой, и Берг, цель жизни которых — получить хорошее  место, сделать блестящую карьеру, пробраться к «верхам». «Они заняты только своими маленькими интересами»  и ждут только минуту, чтобы «получить  лишний крестик или ленточку», —  говорит о таких людях А. Болконский.

Более того, такие «воинствующие» военные не только не содействовали  общему делу, но даже мешали ему. Так  граф Бенигсен распорядился передвинуть  войска на высоту, не понимая, что войска были поставлены в засаду. Более  того, он об этом изменении даже не доложил  главнокомандующему. Молодой князь  Б. Друбецкой, «неоценимый человек» в свите графа Бенигсена, «воздает раболепное уважение Кутузову», давая  понять окружающим, что старик плох. Он говорит патриотические фразы  «с самым естественным видом», но, «очевидно, только для того, чтобы быть услышанным светлейшим».

Особое место в романе занимает князь Андрей, в котором любовь к Родине, к народу рождает настоящего героя. Он долго ищет и находит  смысл своей жизни. «Чтобы не для  меня одного шла жизнь моя»,—  говорит князь. Он стремится жить для других. В тяжелый период войны, где бы князь ни находился, он проявляет  себя истинным патриотом и честным  офицером, глубоко переживающим страдания  своего народа, бедствия Родины. Он завоевывает  симпатии солдат, его ласково называют «наш князь», им гордятся, его любят.

      Но не только сражения рождают героев. Например, Пьер Безухов борется с врагом в пылающей Москве. Проявляя лучшие качества человеческой души, он спасает из огня девочку, а чуть позже бросается на помощь девушке-армянке, из-за чего он и попадает в плен. Пьер не умел равнодушно относиться к чужому страданию, сам того не осознавая, он совершает настоящий подвиг. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает " ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатлелись у него в душе под названием они ". " Солдатом быть, просто солдатом ", - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали " наш барин ", как Андрея " наш князь ". Пьер не может стать " просто солдатом ", капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны ".

Так, в этих образах мы видим  поистине настоящих героев. Преодолеть сомнения и стать настоящими героями  им помогает чудодейственная сила, исходящая от сотен жителей русской  земли, с которыми их свела эта  проклятая война.

             Кутузов - представитель народной войны.

        Неотделим от народа и образ великого русского полководца Кутузова. Это подлинно историческая фигура, именно с его помощью Толстой обосновывает свою философию о значении личности в истории. Основу его взглядов составляет сознание, что творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности. Великий человек, по Толстому, — это человек, способный отказаться от личных интересов, подчинить их общенародной необходимости. И дело не в том, что Кутузов предугадывает действия и маневры противника, а в том, что в его деятельности выражается всенародная воля. «Источник необычайной силы и особой русской мудрости заключался в том народном чувстве, которое он нес в себе во всей чистоте и силе его». Своим, родным чувствуют Кутузова солдаты наилучшие люди из дворян. Поэтому в годину опасности России «нужен свой, родной человек». Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно давал оценку событий и принимал единственно правильное решение. Так, после победоносного Бородинского сражения он настоял на отступлении, жалея своих солдат, свою обескровленную армию.

У Кутузова нет другой задачи, кроме  служения отечеству и желания  изгнать захватчиков. Он не думает о славе подобно Наполеону или Александру. Он чрезвычайно тонко разбирается в значении народного смысла событий, чувствует происходящее внутри каждого солдата. Михаил Илларионович - величайший  
полководец, хотя бы только потому, что осознал роль "роевого начала", постигнул истинный дух войска, разделил волю народа и воплотил всё это в себе. В полной, рыхлой, сутулой фигуре этого старика нет места личным амбициям, есть феноменальная чуткость к воле народа, к воле Бога. "Долголетним военным опытом он знал, что решает участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска". Именно поэтому, на первый взгляд, Кутузов кажется бездеятельным, безразличным, во всём сомневающимся "дедушкой". Но за этой внешней инертностью скрывается высочайшая внутренняя активность. Вообще, общеизвестным критерием успеха является наименьшее приложенное усилие. Кутузов, по-видимому, знаком не только с законами истории, но и с законами жизни, духовными законами.

        Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя ". Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости . Сила его в том , что он понимает и хорошо знает то , что волнует народ , и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

С. П. Бычков писал: " Толстой, с присущей ему огромной проницательностью  художника, правильно угадал и великолепно  запечатлел некоторые черты характера  великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и  ненависть к врагу, его близость к солдату. Кутузов был связан с народом тесными духовными  узами, и в этом заключалась его  сила как полководца. " Источник необычайной  силы прозрения в смысл совершающихся  явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание  в нём этого чувства заставило  народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя  народной войны ".

                                               Развенчание Наполеона.

       В романе Толстой  противопоставляет «простую, скромную  и потому величественную фигуру»  Кутузова «лживой форме европейского  героя Наполеона». Это два полюса  романа. Писатель подчеркивает все  отталкивающее в облике Наполеона. 

Император был лишен способности  понять, что мир существует не для  исполнения его желаний. Он не мог  себе представить, чтобы кто-то, в  том числе и враги, не обожали  его. По Толстому, Наполеон — лживый герой. Он далек от своих солдат. Основным движущим стимулом у Наполеона  была жажда личной славы, величия, власти, какими бы путями это ни достигалось.

В "Войне и мире" создаются  как бы два идейных центра: Кутузов  и Наполеон. Мысль о развенчании  Наполеона возникла у Толстого связи  с окончательным уяснением характера  войны 1812 года как справедливой войны  со стороны русских. Образ Наполеона  раскрывается Толстым с позиции " мысли народной ".

С. П. Бычков писал: " В войне с  Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным  убийцей многих людей, эта мрачная  деятельность и не давала ему, по мысли  писателя, права на величие. Толстой  развенчивал легенду о Наполеоне  с позиций подлинного гуманизма. Уже с первого появления Наполеона  в романе раскрываются глубоко отрицательные  черты его характера. Толстой  тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного  человека. Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к портрету, чувствуя, " что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история "; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать " самую простую отеческую нежность ". Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности ", а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия, и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде последующих  эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: " Шахматы поставлены, игра начнётся завтра ". В день битвы  после первых пушечных выстрелов  писатель замечает: " Игра началась ". Далее Толстой показывает, что  эта " игра " стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война - не " игра ", а жестокая необходимость, думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения ".

                                                  Вывод.

          Народ  у Толстого выступает как творец  истории: миллионные массы простых  людей, а не герои и полководцы  творят историю, двигают общество  вперёд, создают всё ценное в  материальной и в духовной  жизни, совершают всё великое  и героическое. И эту мысль  - " мысль народную " - Толстой  доказывает на примере войны  1812 года. Лев Николаевич Толстой  отрицал войну, горячо спорил  с теми, кто находил " красоту  ужаса " в войне. При описании  войны 1805 года Толстой выступает  как писатель - пацифист, но при  описании войны 1812 года автор  переходит на позиции патриотизма.  Война 1812 года предстаёт в изображении  Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов  мужиков, солдат, суждения которых  в совокупности составляют народное  мироощущение.

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи  Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала  любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

Бычков С., Л. Н. Толстой. Очерк творчества - М., 1954.

Громова – Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»  - М.: Наука, 1987.

Громова-Опульская, Лидия Дмитриевна. Избранные труды / Л. Д. Громова-Опульская; Рос. акад. наук; Ин-т мировой культуры им. А.М. Горького. - М.: Наука, 2005.

Шепелева З. С. Мастерство Толстого в «Войне и мире» -  Кострома, 1954.

 


Информация о работе Анализ эпопеи Л. Толстого «Война и мир»