Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:59, реферат
Итак - Паскаль, которому посчастливилось
изобрести и смерть, и счетную машину и
которому за одно прощалось другое.
Паскаль
О боже! Дай мужество!
Паскаль носил в душе водоворот без дна.
- Все пропасть алчная: слова, мечты,
желанья.
Мне тайну ужаса открыла тишина,
И холодею я от черного сознанья.
Вверху, внизу, везде бездонность, глубина,
Пространство страшное с отравою
молчанья.
Во тьме моих ночей встает уродство сна
Многообразного, - кошмар без окончанья.
Мне чудится, что ночь- зияющий провал
И кто в нее вступил, - тот схвачен
темнотою.
Сквозь каждое окно - бездонность предо
мною.
Мой дух с восторгом бы в ничтожестве
пропал,
Чтоб тьмой бесчувствия закрыть свои
терзанья.
- А! Никогда не быть вне Чисел, вне
Сознанья!
Кричать устами своей раны - мудрость этой
испанской поговорки, свойственная любому
гению, с особой силою касается гения
трагического.
Симон Бар-Иона, известный святой Петр,
блаженный Августин, Паскаль, Кьеркегор,
Толстой, Ганди, такова мировая линия этого
метемпсихоза.
У Сент-Бева есть фантастическая сцена
погребения Монтеня. За гробом шествует вся
французская литература. Идя за покойником
никто из них ни думает о нем, и лишь один
рыдает - Паскаль.
Нет, его трудно представить рыдающим —
слишком стоически переносил страдания. Это
рыдание метафизическое, внутреннее, самое
страшное из рыданий.
Вот почему мыслители, подобные гению из
Клермон-Феррана, не только не кажутся
счастливыми, но олицетворяют несчастье.
Все тела, небесная твердь, звезды, земля, ее
царства не стоят самого ничтожного из умов; ибо
он знает все это и самого себя, а тела не знают
ничего.
Но все тела, взятые вместе, и все умы,
взятые вместе, и все, что они сотворили, не стоят
единого порыва милосердия - это явление
несравненно более высокого порядка.
Из всех тел взятых вместе, не удалось бы
извлечь и самой ничтожной мысли; из всех тел и
умов нельзя было бы извлечь ни единого порыва
истинного милосердия; это невозможно, это
относится к другой сфере - сверхестественной.
Этого вполне достаточно, чтобы
проникнуться его духом.
Я не знаю, кто меня послал в мир, я не знаю
что такое мир, что такое я. Я в ужасном и
полнейшем неведении. Я не знаю что такое мое
тело, что такое мои чувства, что такое моя душа,
что такое та часть моего я, которая думает то, что
я говорю, которая размышляет обо всем и о
самой себе и все-таки не знает о себе больше, чем
все остальное. Я вижу эти ужасающие
пространства вселенной, которые заключают
меня в себе, я чувствую себя привязанным к
одному уголку этого обширного мира, не зная,
почему я помещен именно в этом, а не в другом
месте целой вечности, которая мне
предшествовала, и которая за мной следует. Я
вижу со всех сторон только бесконечности,
которые заключают меня в себе, как атом, как
тень, которая продолжается только момент и
никогда не возвращается. Все, что я сознаю, это
только то, что я должен скоро умереть; но чего я
больше всего не знаю, это смерть, которой я не
умею избежать. Как я не знаю, откуда я пришел,
так же точно не знаю, куда уйду... Вот мое
положение: оно полно ничтожества, слабости,
мрака.
Мы беззаботно катимся в пропасть закрыв
глаза, чтобы не видеть ее.
Итак - Паскаль, которому посчастливилось
изобрести и смерть, и счетную машину и
которому за одно прощалось другое.
Это было ясновидение. В мире еще ничто
не предвещало рационализации. Человек все
больше верил в разум, а величайшие мыслители -
Декарт, Спиноза, Локк, Гоббс - уже начали
выводить из разума новый неведомый мир, да
такой, что человечество притихло в восхищении.
Бездна открывала ему свои глубины опасности
рационализации мира. Стоя у самих истоков
зарождающейся науки, он узрел утрату
человечности, исчезновение цели и смысла
жизни. Крупнейший естествоиспытатель своего
времени, он обратил взор к глубочайшим
внутренним переживаниям, дабы усмирить страх
перед открывшейся ему жутью.
К чему бы ни прикоснулся гений этого
человека, везде крупнейшие открытия и
изобретения. "Ему свойственно удивительное
умение проникать в самую суть вещей и отделять
солидные основания от чисто словесных".
Французский Архимед, он закладывает основы
гидростатики, попутно изобретая гидравлический
пресс. Он придумывает счетную машину, тачку,
альтиметр, с удивительной точностью определяет
массу воздуха, разрабатывает методы обучения
языку, достигает невиданных высот в физике и
математике.
Хотя в
конце жизни он назовет
бесполезным ремеслом, именно ему, Пуанкаре
XVII века, принадлежат серии задач о циклоиде,
подготовившие математику к анализу бесконечно
малых, дифференциальному и интегральному
исчислению, выдающиеся достижения в теории
игр, вполне современная формулировка метода
математической индукции, теория конических
сечений и многое, многое другое.
А философия? - Желая возвысится над
стоиками и скептиками, ибо первые, наделяя
человека безгранично всемогущим разумом
ставят его выше всего сущего, а вторые
склоняясь к другой крайности, безмерно
принижают мысль, доводя ее до животного
состояния, Паскаль пытался соединить,
синтезировать самонадеянность и утрату веры.
А о ком говорит Паскаль, себя не
упоминая?
Хотя с
годами он все больше
пессимизму и скептицизму, раздражение
пирронизмом Монтеня так и не прошло.
Ему чужды вычуренность, витиеватость,
риторство, педантизм. Излюбленная манера
виртуозность афоризма. Даже вскользь
брошенное замечание пронзительно, даже
мимолетная мысль проникновенна. Ни к кому в
большей мере не относится формула: минимум
слов- максимум идей.
Стиль- это сам человек, скажет ему
Бюффон. И Паскаль знает это: Видя естественный
стиль, мы приходим в удивление и восхищение:
ожидая видеть в слоге только автора, мы находим
в нем человека.
Что же это был за человек?
Паскаль был человеком большого ума и, -
что не свойственно большим умам, - человеком
большого сердца. Все то, что он совершил в
области ума и в области сердца, несет на себе
печать самостоятельности и своеобразия, о
пылких, почти яростных поисках истины.
Воспитанный отцом, человеком тоже
незаурядным- в обстановке полной свободы, он
обладал изумительными способностями, в
частности к математическим вычислениям и
концепциям. Злоупотребление умственным
трудом рано привело его с странному нервному
заболеванию, еще более развившую в нем
чувствительность. Искренний и страстный
христианин, он создал свою апологию религии,
пользуясь методами и доводами, до которых
никто до него не додумывался и которые должны
были поразить в самое сердце неверующего. Ему
было всего тридцать девять лет, когда он
скончался, так и не успев свести в единое целое
все написанное им.
Итак человековидение Паскаля.
Никогда люди не делают зла так много и так
радостно, как тогда, когда делают это
сознательно.
Люди только и делают, что обманывают
друг друга - такова их природа. И пусть они
пытаются поставить своекорыстие на службу
общественному благу - эти попытки только
лицемерие, подделка под милосердие, потому что
в основе основ все равно лежит ненависть.
Жалость к обездоленным легко уживается
со своекорыстием. Люди рады отдать дань
добрым чувствам, прославиться мягкосердечием,
при это ничего от себя не оторвать.
Пройдет немного времени, и другой
великий гуманист, автор идеи вечного мира,
Иммануил Кант, напишет трактат Об изначально
злом в человеческой природе: Эта нечестность
самому себе пускать пыль в глаза, мешающая
утверждению в нас подлинно морального образа
мыслей, превращается в лицемерие и
одурачивание других. Если это и нельзя назвать
злостью, то оно по меньшей мере заслуживает
названия низости и кроется в том злом начале
человеческой природы, которое составляет
тронутое гнилью место нашего рода, и, пока мы
не избавимся от него, будет препятствовать
развитию зачатков доброго.
Да уж, лгать себе о себе - мы слишком
хорошо знаем куда это в итоге заводит... А вот
Паскаль не лгал, предостерегая и грядущее
Просвещение, и всех нас. Не лгал - отсюда
всеуравновешенность и амбивалентность Мыслей:
Если человек восхваляет себя, я его уничижаю,
если уничижает - восхваляю и противоречу ему
до тех пор, пока он не уразумеет, какое он
непостижимое чудовище.
Я равно порицаю и того, кто взял себе за