Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:56, реферат
Обычная сырая нефть из скважины – это зеленовато-коричневая легко воспламеняющаяся маслянистая жидкость с резким запахом. На промыслах она хранится в крупных резервуарах, откуда транспортируется танкерами или по трубопроводам в резервуары перерабатывающих заводов. На многих заводах различные типы сырых нефтей разделяются по их свойствам согласно результатам предварительной лабораторной переработки.
ОЧИСТКА И ПЕРЕРАБОТКА
НЕФТИ
Обычная сырая
нефть из скважины – это зеленовато-коричневая
легко воспламеняющаяся маслянистая
жидкость с резким запахом. На промыслах
она хранится в крупных резервуарах,
откуда транспортируется танкерами
или по трубопроводам в резервуары
перерабатывающих заводов. На многих заводах
различные типы сырых нефтей разделяются
по их свойствам согласно результатам
предварительной лабораторной переработки.
Она указывает приблизительное количество
бензина, керосина, смазочных масел, парафина
и мазута, которое можно выработать из
данной нефти. Химически нефти очень различны
и изменяются от парафиновых, которые
состоят большей частью из парафиновых
углеводородов, до нафтеновых или асфальтеновых,
которые содержат в основном циклопарафиновые
углеводороды; существует много промежуточных
или смешанных типов. Парафиновые нефти
по сравнению с нафтеновыми или асфальтеновыми
обычно содержат больше бензина и меньше
серы и являются главным сырьем для получения
смазочных масел и парафинов. Нафтеновые
типы сырых нефтей, в общем, содержат меньше
бензина, но больше серы и мазута, а также
асфальта.
Сырая нефть
содержит некоторое количество растворенного
газа, который соответствует по составу
и строению природным газам и
состоит из легких парафиновых углеводородов.
Жидкая фаза сырой нефти содержит сотни
углеводородов и других соединений, имеющих
точку кипения от 38° С до примерно 430° С,
причем процентное содержание каждого
из углеводородов невелико. Например,
бензиновая фракция может содержать до
200 индивидуальных углеводородов, однако
в типичном бензине присутствует лишь
около 60 углеводородов – от метана с т.
кип. –161° С до мезитилена (ароматического
углеводорода), с т.кип. 165° С. Они включают
парафины, циклопарафины и ароматические
соединения, но олефины отсутствуют. Огромный
труд, необходимый для анализа состава
углеводородов бензинов, делает практически
невозможным проведение этих исследований
при обычных шаблонных определениях. Что
касается соединений, кипящих при температурах
выше 165° С, присутствующих в керосине
и высококипящих дистиллятах и остатках,
трудности идентификации отдельных компонентов
возрастают из-за большого количества
соединений, перекрывания их температур
кипения и возрастающей тенденции высококипящих
соединений к разрушению при нагревании.
Поэтому все горючие нефтяные продукты
подразделяются на фракции по температурным
пределам их кипения и по плотности, а
не по химическому составу.
Соединения, присутствующие в асфальтах и подобных им тяжелых остаточных продуктах, чрезвычайно сложны. Анализы показывают, что они представляют собой полициклические соединения. См. также КОНСТРУКЦИОННЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
ПЕРЕГОНКА
Периодическая
перегонка. На начальных этапах развития
нефтехимической промышленности сырая
нефть подвергалась так называемой
периодической перегонке в вертикальном
цилиндрическом перегонном аппарате.
Процессы дистилляции были неэффективны,
потому что отсутствовали ректификационные
колонны и не получалось чистого разделения
продуктов перегонки.
Трубчатые перегонные
аппараты. Развитие процесса периодической
перегонки привело к использованию общей
ректификационной колонны, из которой
с различных уровней отбирались дистилляты
с разной температурой кипения. Эта система
используется и сегодня. Поступающая нефть
нагревается в змеевике примерно до 320°
С, и разогретые продукты подаются на промежуточные
уровни в ректификационной колонне. Такая
колонна может иметь от 30 до 60 расположенных
с определенным интервалом поддонов и
желобов, каждый из которых имеет ванну
с жидкостью. Через эту жидкость проходят
поднимающиеся пары, которые омываются
стекающим вниз конденсатом. При надлежащем
регулировании скорости обратного стекания
(т.е. количества дистиллятов, откачиваемых
назад в колонну для повторного фракционирования)
возможно получение бензина наверху колонны,
керосина и светлых горючих дистиллятов
точно определенных интервалов кипения
на последовательно снижающихся уровнях.
Обычно для того, чтобы улучшить дальнейшее
разделение, остаток от перегонки из ректификационной
колонны подвергают вакуумной дистилляции.
Конструкция ректификационных
колонн в нефтеперерабатывающей
промышленности становится произведением
искусства, в котором ни одна деталь
не остается без внимания. Путем
очень точного контроля температуры,
давления, а также потоков жидкостей
и паров разработаны методы сверхтонкого
фракционирования. Эти колонны достигают
высоты 60 м и выше и позволяют разделять
химические соединения, т.кип. которых
отличается менее чем на 6° С. Они изолированы
от внешних атмосферных воздействий, а
все этапы дистилляции автоматически
контролируются. Процессы в некоторых
таких колоннах происходят в условиях
высоких давлений, в других – при давлениях,
близких к атмосферному; аналогично температуры
изменяются от экстремально высоких до
значений ниже –18° С.
ТЕРМИЧЕСКИЙ КРЕКИНГ
Склонность к
дополнительному разложению более
тяжелых фракций сырых нефтей
при нагреве выше определенной температуры
привела к очень важному успеху
в использовании крекинг-
Выход кокса
определяется природой перерабатываемого
сырья и степенью рециклизации наиболее
тяжелых фракций.
Как правило, из
исходного крекируемого объема образуется
примерно 15–25% лигроина и 35–50% газойля
(т.е. легкого дизельного топлива) наряду
с крекинг-газами и коксом. Последний используется
в основном как топливо, исключая образующиеся
специальные виды кокса (один из них является
продуктом обжига и используется при производстве
углеродных электродов). Коксование до
сих пор пользуется популярностью главным
образом как процесс подготовки исходного
материала для каталитического крекинга.
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ
КРЕКИНГ
Катализатор –
это вещество, которое ускоряет протекание
химических реакций без изменения
сути самих реакций. Каталитическими
свойствами обладают многие вещества,
включая металлы, их оксиды, различные
соли. См. также КАТАЛИЗ.
Процесс Гудри.
Исследования Э.Гудри огнеупорных
глин как катализаторов привели
к созданию в 1936 эффективного катализатора
на основе алюмосиликатов для крекинг-процесса.
Среднекипящие
дистилляты нефти в этом процессе
нагревались и переводились в
парообразное состояние; для увеличения
скорости реакций расщепления, т.е.
крекинг-процесса, и изменения характера
реакций эти пары пропускались через
слой катализатора. Реакции происходили
при умеренных температурах 430–480° С и
атмосферном давлении в отличие от процессов
термического крекинга, где используются
высокие давления. Процесс Гудри был первым
каталитическим крекинг-процессом, успешно
реализованным в промышленных масштабах.
Целью большинства
крекинг-процессов является достижение
оптимального выхода бензина. При крекинге
происходят распад тяжелых молекул,
а также сложные процессы синтеза
и перестройки структуры
РИФОРМИНГ
Риформинг –
это процесс преобразования линейных
и нециклических углеводородов
в бензолоподобные
При термическом
риформинге, как и при каталитическом
крекинге, основная цель состоит в
превращении низкооктановых бензиновых
компонентов в более
Существуют два
основных вида риформинга – термический
и каталитический. В первом соответствующие
фракции первичной перегонки нефти превращаются
в высокооктановый бензин только под воздействием
высокой температуры; во втором преобразование
исходного продукта происходит при одновременном
воздействии как высокой температуры,
так и катализаторов. Более старый и менее
эффективный термический риформинг используется
кое-где до сих пор, но в развитых странах
почти все установки термического риформинга
заменены на установки каталитического
риформинга.
Если бензин
является предпочтительным продуктом,
то почти весь риформинг осуществляется
на платиновых катализаторах, нанесенных
на алюминийоксидный или алюмосиликатный
носитель.
Большинство установок
риформинга – это установки с
неподвижным слоем. (Процесс каталитического
риформинга, в котором используется
стационарный катализатор, называется
платформингом.) Но под действием давления
ок. 50 атм (при получении бензина с умеренным
октановым числом) активность платинового
катализатора сохраняется примерно в
течение месяца. Установки, в которых используется
один реактор, приходится останавливать
на несколько суток для регенерации катализатора.
В других установках используется несколько
реакторов с одним добавочным, где проводится
необходимая регенерация. Жизнь платинового
катализатора сокращается при наличии
серы, азота, свинца и других «ядов». Там,
где эти компоненты представляют проблему,
обычно до входа в реактор проводят предварительную
обработку смеси водородом (т.н. гидроочистка,
когда до подачи в реактор нефтяных погонов
– бензинов прямой перегонки – их пропускают
через водородсодержащие газы, которые
связывают вредные компоненты и снижают
их содержание до допустимых пределов).
Некоторые реакторы с неподвижным слоем
заменяются на реакторы с непрерывной
регенерацией катализатора. В этих условиях
катализатор перемещается через реактор
и непрерывно регенерируется.
Реакции, в результате
которых при каталитическом риформинге
повышается октановое число, включают:
1) дегидрирование
нафтенов и их превращение
в соответствующие
2) превращение линейных
парафиновых углеводородов в их разветвленные
изомеры;
3) гидрокрекинг
тяжелых парафиновых
4) образование
ароматических углеводородов
Большинство богатых
водородом газов, выделяющихся в
этих установках, используются при
гидрокрекинге и т.п.
ДРУГИЕ ПРОЦЕССЫ
ПРОИЗВОДСТВА БЕНЗИНА
Кроме крекинга
и риформинга существует несколько
других важных процессов производства
бензина. Первым из них, который стал экономически
выгодным в промышленных масштабах, был
процесс полимеризации, который позволил
получить жидкие бензиновые фракции из
олефинов, присутствующих в крекинг-газах.
Полимеризация.
Полимеризация пропилена –
Алкилирование.
В этом процессе изобутан и газообразные
олефины реагируют под
Все процессы алкилирования
для производства моторных топлив производятся
с использованием в качестве катализаторов
либо серной, либо фтороводородной кислоты
при температуре сначала 0–15° C, а затем
20–40° С.
Изомеризация. Другой
важный путь получения высокооктанового
сырья для добавления в моторное
топливо – это процесс изомеризации
с использованием хлорида алюминия и других
подобных катализаторов.
Изомеризация
используется для повышения октанового
числа природного бензина и нафтенов
с прямолинейными цепями. Улучшение
антидетонационных свойств