Насосная станция холодного водоснабжения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Функцией насосной станции является поддержание заданного давления, причем расход перекачиваемой жидкости, как правило, может существенно изменятся в зависимости от конкретных условий. Все насосные станции рассчитываются по максимальному расходу, который может возникнуть в экстремальной ситуации (например: наводнение, пожар и т.д.) Следовательно, в нормальных условиях, необходимо предусматривать средства регулирования, обеспечивающие нормальную работу систему при разных расходах. При снижении расхода (суточном или сезонном), нерегулируемый насос продолжает вращаться на номинальной скорости и впустую расходует энергию на создание избыточного давления в гидросистеме. Давление при этом становится в несколько раз выше номинального. Вследствие избыточного давления возрастают потери воды, тепла, снижается ресурс оборудования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 7
1 Технологические особенности работы насосной станции холодного водоснабжения………………….................................................................... 9
1.1 Режимы работы насосной установки……………………………… 9
1.2 Способ регулирования и технико-экономическая эффективность…14
1.3 Обоснование и выбор системы электропривода……………………..23
2 Статические характеристики системы ПЧ-АД…………………………….29
2.1 Механические характеристики ПЧ-АД ……………………………..31
2.1.1 Естественная механическая характеристика АД при U/f=const….31
2.1.2 Искусственные механические характеристики АД при U/f=const..35
3. Расчет параметров и элементов силовой схемы преобразователя
частоты……………………………………………...………………………… 40
3.1 Расчет и выбор силовых элементов выпрямителя и инвертора…… 40
3.2 Аналитический обзор и выбор серийного преобразователя
частоты……………………………………………………………………….. 45
….3.3 Оценка влияния преобразователя частоты на питающую сеть…….. 50
3.3.1 Вопросы качества электроэнергии……………………………… 50
4 Математическое моделирование системы ПЧ-АД……………………... 54
4.1 Математическое описание системы ПЧ-АД……………………….. 54
4.2 Модель ПЧ-АД в среде MATLAB…………………………………… 58
5 Безопасность жизнедеятельности……………………………...…………. 62
5.2 Обслуживающий персонал и охрана труда работников ……………62
5.3 Характеристика асинхронного двигателя электропривода…………70
5.3 Расчет зануления………………………………………………............ 71
6 Экономическая часть……………………………………………………… 74
6.1 Цели разработки проекта…………………………………………….. 74
6.1.1 Анализ рынка сбыта…………………………………………………. 74
6.1.2 Тариф на электроэнергию……………………………………….. 74
6.1.3 Организационный и юридический план………………………… 74
6.1.4 Экологическая информация……………………………………… 75
6.2 Определение капитальных затрат для варианта (система ПЧ-АД)… 75
6.3 Определение текущих годовых издержек на эксплуатацию……….. 76
6.4 Показатели финансово-экономической эффективности инвестиций.. 82
Заключение……………………………………………………………………... 86
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ АХМЕТОВ ГОТОВЫЙ.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

привод по схеме асинхронно-вентильного  каскада - асинхронных электродвигателей  переменного тока с фазным ротором;

частотный привод - асинхронных короткозамкнутых электродвигателей переменного тока;

привод на базе вентильного электродвигателя – синхронных электродвигателей  переменного тока.

  Применение регулируемого привода, с одной стороны, стабилизирует давление в водопроводной сети; за счет этого обеспечивается экономия электроэнергии на подачу воды, сокращаются утечки и непроизводительные расходы воды, появляется возможность уменьшить площадь насосных станций путем увеличения единичной мощности насосных агрегатов и уменьшения их количества.

   При разработке технико-экономического обоснования эти факторы должны быть учтены и сопоставлены по приведенным затратам.

   Применение системы автоматического регулирования (САР) с регулируемым приводом, как правило, обеспечивает экономию электроэнергии до 30%. Расход воды за счет сокращения утечек и непроизводительных расходов уменьшается на 3-4%.

  Многоскоростные электродвигатели рекомендуется использовать в тех случаях, когда применение плавно регулируемых приводов экономически не оправдано, например при ступенчатом изменении водопотребления, а также при отсутствии подходящих по параметрам плавно регулируемых приводов. Двух- и многоскоростные двигатели позволяют увеличивать число напорных характеристик насосной установки без увеличения количества насосных агрегатов.

  В последнее время для регулирования числа оборотов широко применяется частотно-регулируемый привод насоса. Частотно-регулируемый привод включает в себя преобразователь частоты и асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, являющийся составной частью насоса. Преобразователи частоты- это силовые электронные устройства, предназначенные для преобразования одно- или трехфазного напряжения с постоянной частотой 50 Гц в трехфазное переменной  требуемой частоты. Это свойство преобразователя частоты позволяет использовать их для бесступенчатого регулирования скорости любых асинхронных электродвигателей, в том числе электродвигателей насосов и компрессоров. Скорость вращения асинхронного электродвигателя при использовании преобразователя частоты регулируется путем изменения частоты и напряжения питания двигателя. КПД такого преобразования составляет около 98%, из сети потребляется практически только активная составляющая тока нагрузки, микропроцессорная система управления обеспечивает высокое качество управления электродвигателем и контролирует множество его параметров, предотвращая возможность развития аварийных ситуаций.

  При соединении насоса с электродвигателем с помощью преобразователя частоты пуск двигателя происходит плавно, без пусковых токов и ударов, что снижает нагрузку на двигатель и механизмы, увеличивая срок их службы. Применение регулируемого электропривода на базе преобразователей частоты обеспечивает:

сокращение потребления электроэнергии при уменьшении требуемого напора;

работу силового электрооборудования без компенсирующих конденсаторов;

увеличение срока службы оборудования, трубопроводов и уменьшение затрат на их обслуживание;

минимальную зависимость хода технологического процесса от действий обслуживающего персонала;

возможность полной автоматизации технологических процессов с исключением субъективного фактора в оперативном управлении;

возможность сокращения количества работающих насосных агрегатов за счет увеличения мощности одного или двух действующих  и, соответственно, уменьшения строительных объемов при  капитальном строительстве или ремонте;

возможность уменьшения заявленной электрической  мощности за счет исключения значительных пусковых токов при традиционном пуске насосного агрегата;

снижение количества аварий сети и  насосных агрегатов за счет возможности применения плавного пуска;

возможность автоматического повторного включения насоса;

повышение надежности электрооборудования  за счет устранения ударных пусковых токов.

 Экономия электроэнергии обеспечивается за счет снижения избыточных напоров на выходе насосных агрегатов, а также повышения их КПД.

 Управление аппаратурой частотного регулирования осуществляется встроенным контроллером, который обеспечивает поддержание заданного давления при изменениях расхода, выполнение требуемой последовательности, операций пуска и остановки насоса, технологические блокировки, идентификацию аварий, выполнение операций повторного включения или автоматического включения резервного агрегата, сбор и передачу на диспетчерский пункт информации о работе насоса.

Стоимость аппаратуры частотного регулирования  довольно высока, однако экономия электроэнергии при регулировании достигает 20-30%, вследствие чего затраты на аппаратуру окупаются, как правило, в течение 2 лет.

  Кроме того, современные преобразователи частоты обладают широким набором функций и позволяют осуществлять автоматизацию насосных станций.

         Основным элементом частотного электропривода является частотный преобразователь. В преобразователе постоянная частота питающей сети f1 преобразуется в переменную f2. Пропорционально частоте f2 изменяется частота вращения электродвигателя, подключенного к выходу  преобразователя.

  Частотные преобразователи подразделяются на два основных вида: с промежуточным звеном постоянного тока и с непосредственной связью. Схемы частотного преобразователя первого вида представлены на рисунке  .

Преобразователь состоит из выпрямителя  В, фильтра Ф и инвертора И.

 Посредством частотного преобразователя практически неизменные сетевые параметры напряжения  U1 и частота f1 преобразуются в изменяемые параметры U2 и f2, требуемые для системы управления.

 

 

  Для обеспечения устойчивой работы электродвигателя, ограничения его перегрузки по току и магнитному потоку, поддержания высоких энергетических показателей в частотном преобразователе должно поддерживаться определенное соотношение между его входными и выходными параметрами, зависящее от вида механической характеристики насоса. Эти соотношения получаются из уравнения закона частотного регулирования Костенко

                             U1/U2=f1/f2 M1/M2.                                               (1.9)

      

  Для насосов, работающих без статического напора, чья механическая характеристика описывается уравнением квадратичной параболы, должно соблюдаться соотношение

                            U1/f12=U1/f22=const.                                                  (2)

  Для насосов, работающих со статическим напором, должно соблюдаться более сложное соотношение

                                     U1/f11+k/2=U1/f21+k/2,                                                 (2.1)

где  k- показатель степени в уравнении  механической характеристики насоса.

        На практике  чаще всего в насосных установках  используются преобразователи общего  назначения, обеспечивающие соотношение

                                  U1/f1=U1/f2=const.                                             (2.2)

 

 

                                      

            

 

 

 

 

 

 

 

 

VS1-VS6                                           VD1-VD6            VS7-VS12








 

 


           

Рисунок 1.8. Схема частотного электропривода с инвертором напряжения.

  При дальнейшем снижении частоты активное сопротивление статоре R1 становится соизмеримым со значением xk и максимум момента двигателя снижается. Это происходит как вследствие уменьшения потока двигателя     из-за увеличивающейся доли падения напряжения на R1 от общего приложенного напряжения, так и уменьшения абсолютного критического скольжения, определяемого формулой, что приводит даже при неизменном потоке к уменьшению момента вследствие уменьшения тока ротора в соответствии с выражением M=kФI2 cos γ2.

     Для поддержания достаточной перегрузочной способности во всем диапазоне регулирования необходимо при малых частотах уменьшать напряжение в меньшей степени, чем снижается частота.

 В частотных преобразователях на базе АИН (см. рис 1.8) в звене постоянного тока выпрямляется напряжение. Сглаживающий фильтр в этих преобразователях состоит из реактора, включенного последовательно с инвертором, и конденсатора, подключаемого параллельно АИН. На выходе преобразователя форма кривой выходного напряжения (обычно прямоугольная) определяется порядком переключения тиристоров, а форма кривой тока (синусоидальная) зависит от характера нагрузки.

 Частотные преобразователи на базе АИН с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) имеют более высокие энергетические характеристики за счет того, что на выходе преобразователя обеспечивается форма кривых тока и напряжения, приближающаяся к синусоидальной. В этих преобразователях, в отличие от описанных выше, могут использоваться неуправляемые выпрямители. Система преобразователь частоты асинхронный двигатель легко встраивается системы автоматизации технологических процессов, и в данном случае позволит при введении обратной связи подавлению стабилизировать давление в сети, тем самым снизить потери воды от превышения давления. В настоящее время подобные частотные преобразователи выпускаются многими производителями и их номенклатура позволяет выбрать необходимый преобразователь для нашего случая.

 

2. Статические характеристики системы ПЧ-АД.

2.1 Механические характеристики ПЧ-АД.

Как было указано выше, механическая характеристика насоса описывается  уравнением квадратичной параболой и закон частотного регулирования для этого случая предлагается в виде U/f2=const. Но для данного случая в целях обеспечения надежного пуска на открытые задвижки примем закон регулирования U/f=const в самом простом виде без сохранения перегрузочной способности на нижних частотах. Поэтому далее производим расчет механических характеристик для данного закона.

Характерные точки механической характеристики следующие:

1) s=0, M=0 – точка идеального холостого хода, при этом скорость двигателя равна синхронной;

2) s= sном, , М= Мном – что соответствует номинальной скорости и номинальному моменту

3) s=sк, М=Мк,,– максимальный момент в двигательном режиме;

4) s=l, М=Мп – начальный пусковой момент;

На рис 4.3 приведена механическая характеристика АД. Отметим, что она соответствует определенному чередованию фаз питающего напряжения сети U1. При изменении порядка чередования двух фаз АД имеет аналогичную механическую характеристику, которая располагается симметрично относительно начала координат.

         Построим естественную механическую характеристику для асинхронного двигателя 4А160M4У3 в двигательном режиме работы.

Таблица 2.1 - Паспортные данные асинхронного двигателя 4А160M4У3

Мощность РН, кВт

18,5

Номинальный ток при 380 В IH, А

37,1

Синхронная скорость вращения  nH, об/мин

1500

Коэффициент мощности,

0,8

Напряжение U, В

380

4,3

Активное сопротивление  статора R1, Ом

0.042

Реактивное сопротивление  статора Х1, Ом

0.085

Энергопоказатели

КПД при P2/P2ном

89,5

Энергопоказатели

Cos при P2/P2ном

0.88

Активное сопротивление  статора R2,Ом

0.024

Реактивное сопротивление  статора  X2,Ом

0.13


 

 

2.1.1 Естественная механическая характеристика АД при U/f2=const(f= 50Гц)

Рассчитаем активное сопротивление R1 и реактивное сопротивление X1

 

 

 

 

 

 

Вращающий момент двигателя может  быть определен из выражения:

 

          (2.3)

 

Приравнивая dM/ds = 0, можно найти значение критического скольжения , при котором двигатель развивает максимальный (критический) момент:

 

              (2.4)

 

 

Знак «+» относится  к двигательному режиму или торможению противовключения.

Подставим значение в выражение момента асинхронного двигателя и найдем значение максимального (критического) момента:

 

          Нм                                                                                                                

 

где - угловая синхронная скорость;

 

 рад/с

 

  n - скорость вращения в об/мин; p – число пар полюсов.

Из полученных выражений получим  уравнение для нахождения момента  асинхронного двигателя в двигательном режиме и построения естественной механической характеристики:

 

        (2.5)

 

где - максимальный (критический) момент двигателя;

- критическое скольжение;

Информация о работе Насосная станция холодного водоснабжения