Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:43, курсовая работа
Задача курсового проекта состоит в определении параметров, кинематических, силовых и динамических характеристик механизмов машинного агрегата.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………5
1. СИНТЕЗ И АНАЛИЗ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА
1.1. Исходные данные……………………………………………………………………………….7
1.2. Построение плана положений.....................................................................................8
1.3. Структурный анализ....................................................................................................9
1.4. Расчет механизма на ЭВМ.…………………………………………………………….......11
1.5. Кинематический анализ методом планов
1.5.1. Построение плана скоростей………………………………………………...........13
1.5.2. Построение плана ускорений…………………………………………......………...16
1.6. Силовой расчёт
1.6.1. Определение инерционных факторов………………………………………….....21
1.6.2. Силовой расчёт группы Ассура II4 (4,5) ……………………..…………………..21
1.6.3. Силовой расчёт группы Ассура II1 (2,3) …………………….…………………...22
1.6.4. Силовой расчёт механизма I (0,1) класса……………………………………….24
2. РАСЧЁТ МАХОВИКА
2.1. Определение приведённых факторов …………………………………...…..…………..26
2.2. Построение диаграмм………………….….……………..………………….….….….......27
2.3. Определение момента инерции маховика и его размеров……..….….…….………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………..………...........29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………..30
По результатам расчета на ЭВМ получена распечатка (см. следующую
страницу):
АНАЛИЗ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА
Исходные данные:
NG1 NG2 PS1 L1 L2 L3 X03 Y03 X05 Y05
1 4 1 0.38 1.59 1.12 0.69 1.56 1.38 0
D1N D03 D5 N1 G5 Q1 Q2 Q3 Q4 Q5
-73 180 90 -140 300 3200 3200 3200 3200 3200
Q6 Q7 Q8 Q9 Q10 Q11 Q12
3200 3200 320 320 320 320 320
Результаты расчета.
Параметры звеньев:
Номер звена 1 2 3 4 5
Вес G,н 100.000 318.000 440.593 0.000 300.000
Момент инерции Is,кгм2 0.736 14.310 38.060 0.000 0.000
Положение центра масс LS,м 0.000 0.530 0.000 0
Положение 9, угол кривошипа 47.0 град.
Задача скоростей:
V1,м/с V2,м/с V3,м/с V5,м/с VS2,м/с VS3,м/с VS4,м/с
5.57 6.19 3.85 3.89 5.18 0.00 3.89
B1,град B2,град B3,град В5,град BS2,град BS3,град BS4,град
-42.99 -98.01 81.95 89.98 -62.03 0.00 89.98
O2,р/с O3,р/с O4,р/с
3.43 5.52 5.52
Задача ускорений:
A1,м/с A2,м/с A3,м/с A5,м/с AS2,м/с AS3,м/с AS4,м/с
81.68 49.80 31.01 16.72 60.05 0.00 16.72
G1,град G2,град G3,град G5,град GS2,град GS3,град GS4,град
-132.99 -54.67 125.30 89.98 -117.28 0.00 89.98
E2,р/с E3,р/с E4,р/с
-53.19 32.34 32.34
Реакции в кинематических парах:
R01,Н R12,Н R23,Н R03,Н R34,Н R45,Н R05,Н Mур,Нм
3268.29 3368.29 2158.40 3607.47 1142.47 1142.47 158.97 -878.32
F01,град F12,град F23,град F03,град F34,град F45,град F05,град
-89.65 -89.66 -64.99 102.05 81.99 81.99 179.98
Максимальные реакции:
Реакция R01 R12 R23 R03 R34 R45 R05
Модуль, Н 9050.7 9148.6 6836.0 9759.5 4555.7 4555.7 1641.4
Угол, град. -78.1 -78.3 -68.4 99.7 -68.9 -68.9 180.0
Положение 8 8 8 8 1 1 1
Приведенные факторы:
Положение 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
MQпр,нм 23.1 -337.0 -622.8 -776.9 -787.2 -609.1
-147.4 -54.8 -65.3 -37.8 -9.5 10.0
Iпр,кгм2 3.63 4.98 8.20 11.00 11.14 7.86
3.86 6.44 13.12 12.87 8.47 4.92
1.5. Кинематический анализ методом планов
Поскольку одним из свойств групп Асура является их кинематическая определимость, то кинематический анализ проводится последовательно по группам Ассура, причём порядок их рассмотрения совпадает с направлением стрелок в формуле строения
1.5.1. Построение плана скоростей
Порядок построения плана скоростей следующий:
А) механизм I класса (звено 1 вместе со стойкой).
Определим угловую скорость кривошипа:
Вектор скорости точки А перпендикулярен звену 1 и направлен в соответствии с направлением ω1. Модуль скорости
VA= ω1·LO1A
= 14,65·0,38= 5,57
На плане скоростей этот вектор изображается отрезком ра = 80 мм. Тогда масштаб плана скоростей
Б) группа Ассура II1 (2,3)
Внешними точками группы являются точки А и О3, внутренней - точка В. Составляется система векторных уравнений, связывающих скорость внутренней точки со скоростями внешних точек:
VB=VA+VBA
VB=VO3+VBO3
где VB – скорость точки В;
VA – скорость полюса А;
VBA–скорость точки В в ее вращательном движении вокруг полюса А;
VO3 – скорость полюса О3;
VBO3 – скорость точки В в ее вращательном движении вокруг полюса О3;
VO3=0 (т.к. точка О3 – неподвижна), VBO3 ^ BO3, VA ^ O1A, VBA ^ AB.
Согласно векторным уравнениям строим план скоростей: из полюса плана (точка Р) проводим отрезок Pа длиной 80 мм перпендикулярно кривошипу в
заданном положении.
Через точку а проводим отрезок произвольной длины, перпендикулярный
звену АВ, а через полюс плана (с ним совпадают все неподвижные точки ме-ханизма: О1, S1, О3, S3) проводим отрезок произвольной длины, перпендикуляр-
ный звену ВО3 механизма. Точка пересечения перпендикуляров АВ и ВО3 есть точка b (смотри план скоростей на листе 1).
Для определения модулей скоростей точек на плане замеряются длины соот-
ветствующих отрезков (pb=90 мм , ab=80 мм) и умножаются на масштабный коэффициент скоростей:
VB = (pb) ∙KV = 90∙0,07 = 6,3 м/с
VBА = (аb) ∙KV = 80∙0,07 = 5,6 м/с
Скорости точек S2 и С3 находим с помощью теоремы подобия. Составляется пропорция, связывающая чертёжные (или истинные) размеры звена 2
(АВ, АS2) с отрезками плана скоростей:
Из уравнения определяется длина неизвестного отрезка
Отрезок аs2 откладывается от точки а на плане скоростей по линии ab. Точка s2 является концом вектора VS2, начало всех векторов – в полюсе р. Поэтому отрезок ps2 на плане скоростей изображает вектор VS2
VS2 = (ps2)∙KV = 75∙0,07 = 5,25 м/с
Скорость точки С3 определяются аналогично по принадлежности звену 3:
Из формулы определяем длину неизвестного отрезка:
Этот отрезок откладываем от полюса р на плане скоростей в сторону, противоположную отрезку рb (смотри план скоростей на листе 1).
Модуль вектора скорости VC3 определяем по формуле:
VC3 = (pc3) ∙KV =56 ∙ 0,07= 3,92 м/с
Определяем величины угловых скоростей звеньев 2 и 3:
Для определения направления ω2 отрезок ab плана скоростей устанавливают в точку В, а точку А закрепляют неподвижно; тогда становится очевидным, что ω2 направлена против часовой стрелки. Для определения направления ω3 отрезок pb плана скоростей устанавливают в точку В, точка О3 неподвижна, поэтому ω3 имеет направление против часовой стрелки (см рис. 4)
Рис. 4 Определение направлений угловых скоростей звеньев
В) Группа Ассура II4 (4,5)
Так как группа Ассура, состоящая из звеньев 4 и 5 относится к 4-му виду
(в состав группы входят две внешние поступательные и одна внутренняя вращательная кинематическая пара, см рис. 3), то векторные уравнения для определения скорости 5-го звена запишутся:
VС4(5) = VC3 + VC4С3
VС5 = VNN + VC5,NN
где VС4(5) – скорость шарнира С, который соединяет 4-е и 5-е звенья;
VС3 – скорость полюса С3, лежащего на кулисе BD;
VC4С3 – скорость точки С, принадлежащей ползуну 4, в ее поступательном
движении относительно точки С3 на кулисе;
VС5 – скорость точки С, принадлежащей 5-му звену;
VNN – скорость неподвижных направляющих, по которым перемещается
5-е звено ( VNN = 0 )
VC5,NN – скорость точки С, принадлежащей 5-му звену, определенная в
поступательном движении относительно неподвижных направляющих NN;
Соответствующие векторы
VC4С3 ∥ BD, VC5,NN ∥ NN;
Достраиваем план скоростей (см лист 1).
Для этого через точку С3 плана скоростей проводим отрезок произвольной
длины, параллельный направлению кулисы BD. Через точку P плана проводим
вертикальную линию (линию, параллельную направляющим NN). Точка пере-
сечения названных линий есть точка С5.
Вычисляем скорости
точек. Для этого измеряем
на плане скоростей и умножаем их на масштабный коэффициент:
VC5 = (pc5) ∙KV =57 ∙ 0,07= 3,99 м/с
VC4С3 = (c3с5) ∙KV =9 ∙ 0,07= 0,63 м/с
Так как ползун 4 поворачивается вместе с кулисой BD, его угловая скорость
по величине и по направлению
равна угловой скорости
𝝎4 = 𝝎3
Величины скоростей,
Скорости точек механизма
м/с |
м/с |
м/с |
м/с |
м/с |
м/с |
м/с |
м/с |
м/с |
ω1 1/с |
ω2 1/с |
ω3 1/с |
ω4 1/с |
5,57 |
6,3 |
3,92 |
3,99 |
0 |
5,25 |
0 |
5,6 |
0,63 |
-14,65 |
3,52 |
5,63 |
5,63 |
Знак «–» означает, что угловая скорость звена направлена по ходу часовой
стрелки
1.5.2. Построение плана ускорений
А) механизм I класса (звено 1вместе со стойкой).
Точка А кривошипа О1А совершает вращательное движение вокруг точки О1, поэтому её ускорение есть сумма нормального и касательного ускорений:
Поскольку принято n1=сonst (следовательно, ε1 = 0), то
Модуль ускорения
На плане ускорений этот вектор изображается отрезком 136 мм, направленным от точки А к О1. Масштаб плана ускорений:
Б) группа Ассура II1 (2,3)
Составляется система векторных уравнений, связывающих ускорение внутренней точки В с ускорениями внешних точек А и О3 :
В этой системе модули нормальных ускорений определяются по формулам:
anBA = ω22 ∙LAB = (3,52)2 ∙1,59 = 19,7 м/с2
anBO3 = ω32 ∙LBO3 = (5,63)2 ∙1,12 = 35,5 м/с2
Чтобы эти ускорения изобразить на плане ускорений, разделим полученные значения на масштаб плана ускорений и получим длины отрезков в мм:
Согласно векторным уравнениям строим план ускорений: из полюса плана (точка π) проводим отрезок πа длиной 136 мм, направлен-
ный к центру вращения кривошипа, параллельно направлению кривошипа в
9-м положении. Из точки а проводим отрезок an2 в направлении, параллельном звену АВ механизма. Из полюса π (с ним совпадают все неподвижные
точки механизма: О1, S1, О3, S3) откладываем отрезок πn3 , параллельный
звену ВD; через конец вектора an2 проводим отрезок произвольной длины,
перпендикулярный звену АВ, а через конец вектора πn3 проводим отрезок произвольной длины, перпендикулярный звену ВD. Точка пересечения перпендику-ляров АВ и ВD есть точка b (смотри лист 1). Отрезок n2b на плане соответствует касательному ускорению , а отрезок n3b на плане соответствует
касательному ускорению
Чтобы определить величину ускорения точки по плану ускорений, нужно
соответствующий отрезок на плане измерить в мм и умножить эту величи-
ну на масштабный коэффициент ускорений:
Ускорения точек S2 и С3 определяем с помощью теоремы подобия, на основании которой составляем пропорцию, связывающую чертёжные (или истинные) размеры звена 2 (АВ, АS2) с отрезками плана ускорений:
Из уравнения определяем длину неизвестного отрезка: