Методические особенности обучения физике в классах разных профилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:01, доклад

Описание работы

Физика – это наука экспериментальная. В физической науке эксперимент является источником знания – это значит, что подлинный источник знаний для учащихся заключается в природных вещах и явлениях, непосредственно ощущаемых и воспринимаемых обучаемыми; результаты обучения физики зависят от полноты ощущений, восприятий и представлений.
Экспериментальная задача как педагогический метод обладает широкими дидактическими возможностями. Данный вид заданий даёт возможность самостоятельно выявить первопричину физического явления на опыте в процессе его непосредственного рассмотрения.

Работа содержит 1 файл

Аминева С.Н. Домашние экспериментальные задания в обучении физике.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

     Приложение 8

     МОУ «Сибирякская средняя общеобразовательная  школа»

     Курганская  область,

     Сафакулевский район

     с. Сарт-Абдрашево

     641086 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

 
 
 

     Сообщение на пед. чтениях по теме «Методические особенности обучения

     физике  в классах разных профилей».

     17 октября 2007 года, г. Курган. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                Автор: Аминева

                                                                          Сажида Нигаматовна  Учитель физики 
     

2007 г.

     Домашние  экспериментальные задания 

     Физика  – это наука экспериментальная. В физической науке эксперимент  является источником знания – это  значит, что подлинный источник знаний для учащихся заключается в природных  вещах и явлениях, непосредственно  ощущаемых и воспринимаемых обучаемыми; результаты обучения физики зависят от полноты ощущений, восприятий и представлений.

     Экспериментальная задача как педагогический метод  обладает широкими дидактическими возможностями. Данный вид заданий даёт возможность  самостоятельно выявить первопричину физического явления на опыте в процессе его непосредственного рассмотрения.

     Экспериментальная задача приближает физику к реальной жизни, превращая её в представлениях учащихся из абстрактной системы  заданий в науку, изучающую «мир вокруг нас».

     Развивающая роль сводится к формированию у учащихся навыков дифференцированного использования  теоретических и экспериментальных  методов в разных ситуациях.

     Лабораторные  работы, которые мы проводим с учащимися  на уроках, это маленькие исследования, заключённые в определённый интервал времени. Торопясь уложиться в рамки урока, ученики под руководством учителя механически выполняют указания к работе. Поэтому возникает необходимость в выполнении  домашних экспериментов.

     Домашние  экспериментальные работы – простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного руководства со стороны учителя.

     Домашние  исследования дают возможность создать  условия для творческой работы над  интересным для учащихся материалом, когда главные усилие направлено не на запоминание того, что написано в учебнике, а на правильную постановку экспериментов и на обдумывание их результатов.

       Можно по различным признакам  классифицировать домашние экспериментальные  задания , с методической точки зрения  представляет интерес классификация работ по тем задачам и целям, которые преследует учитель  при организации домашнего  экспериментирования.  

Цели  эти могут быть следующие:

- развитие  интереса учащихся к физике, к  выполнению опытов и наблюдений;

- развитие  конструкторских способностей и  технической смекалки школьников;

- расширение  полученных на уроке знаний;

- добывание  новых знаний;

- формирование  экспериментальных умений через  использование предметов домашнего  обихода и самодельных приборов;

- закрепление  изученного материала. 

     Домашние  опыты и наблюдения представляют собой упражнения в самостоятельном  выполнении простейшего эксперимента. Эти опыты могут предварять изучение явлений или проводиться с  целью проверки теоретических положений, рассмотренных в классе.

     Как правило, такие исследования требуют  проведения длительных наблюдений и  не могут быть поставлены на уроке.

     Например, при изучении темы «Диффузия» в 7 классе можно предложить провести исследования  зависимости  скорости протекания явления диффузии от  температуры жидкости. Для  проведения этого эксперимента можно использовать кусочки засохшей акварельной краски и воду. Ребята должны обратить внимание на то, как быстро протекает реакция в сосуде, замечают время, в течение которого произошло полное закрашивание воды в сосудах и делают соответствующий вывод.

     Домашнее  экспериментирование основано на принципах  добровольности и проводится по интересам  учащихся, желающих заниматься этим видом  эксперимента. Для этого можно  предложить всему классу провести дома опыт, по результатам которого можно выявить интересующихся обучающихся.

     Можно давать и индивидуальные задания  для каждого или задания для  определённой группы учащихся. Эти  задания имеют ценность не только для тех, кто их выполняет, но и для всего класса.

     Отчёт по проделанной домашней работе можно  провести по-разному:

    • в форме устного рассказа;
    • в виде зарисовок;
    • в форме сочинения;
    • в виде сформулированной задачи и её решения.

     Но  в конце работы обязательно должен быть сделан вывод из проведённого эксперимента, наблюдения.  

     В домашних условиях можно провести и  небольшие лабораторные работы или  решить практические задачи. Например, определить плотность куска хозяйственного мыла, найти массу воздуха в  вашей комнате, зная плотность воздуха и др.

Такие задания можно найти в учебниках  Пёрышкина «Физика – 7», «Физика  – 8»; «Экспериментальные физические задачи на смекалку» (автор Ланге); в задачниках Г.Н. Степановой и др.

     Подборку  домашних экспериментальных задач  лёгко осуществить для таких  разделов физики, как механика, механические колебания, оптика. Трудности возникают при подборке задач по молекулярной физике, электричеству. 

Виды  экспериментальных  задач:

  • задачи, решение которых проверяется опытом;
  • задачи,  исходные данные, для решения которых получают в результате опыта;
  • задачи, в которых ответ на поставленный вопрос даёт опыт.
 
 

Например, в 10 классе по теме «Равновесие тел» можно задать задачу на определение массы линейки, имея гирьку известной массы и  затем проверить с помощью  весов

                      

                                                        d2                                   d 

           F1 

                                         Fтяж.                                                 

                                                                Fтяж. х d2 = F1 х d1

                                                     mgd2 = m1gd1   ;  m = m1d1/d2

 

  В 11 классе при изучении темы «Уравнение Менделеева – Клапейрона» предлагаю задачу по определению массы воздуха в комнате. Учащиеся разрабатывают задачу самостоятельно с указанием необходимых измерений (температуры,   атмосферного давления, размеров комнаты). 

     В связи с недостатком оборудования, моральным и физическим старением  лабораторной базы кабинетов экспериментальные задания сыграют роль запасного пути, который способен спасти физический эксперимент. Сочетание простоты оборудования с серьёзной и глубокой физикой дают реальную возможность познать окружающий мир.  

Домашние  экспериментальные  задания 

Тема  Задание Оборудование 
7 класс
Что изучает  физика. Наблюдения и опыты Провести наблюдение какого-нибудь явления (закат Солнца, процесс кипения воды и др.)  
Физические  величины. Измерение физических величин Найти дома измерительный  прибор и определить цену его деления Измерительный прибор
Молекулы  Определить  диаметр проволоки или нити Проволока, нить
Движение  молекул. Диффузия. Выявить зависимость  скорости протекания диффузии в жидкостях  от температуры Кусочек засохшей акварели
Скорость. Единицы скорости. Определить скорость при сдаче норм  100 метрового бега на уроках физкультуры  
Плотность вещества Определить  плотность куска хозяйственного мыла Хозяйственное мыло
Расчёт  массы и объёма тела по его плотности. Определить  массу воздуха в своей комнате Линейка , таблица плотности.
Передача  давления жидкостями и газами. Закон  Паскаля Изготовить  шар Паскаля Пластиковая банка  из-под шампуня, теннисный шарик  и т.д.
Сообщающиеся  сосуды Найти предметы и зарисовать, в которых используется принцип сообщающихся сосудов  
Атмосферное давление Прослушать  прогноз погоды и узнать атмосферное  давление, затем перевести из миллиметров  ртутного столба в паскали  
Архимедова  сила. Условия плавания Выяснить какие  тела, изготовленные из разных веществ, плавают в воде.  
10 класс
Математический  маятник Проверка зависимости  периода колебаний

а) от массы груза

б) от амплитуды  колебаний

Нить, груз небольших  размеров, часы с секундной стрелкой
Сила  упругости Определение коэффициента упругости при сцеплении двух пружин

а) последовательно

б) параллельно

  Две  пружины,

грузы известной  массы

Сила  трения Определить  коэффициент трения покоя с помощью  линейки Наклонная плоскость (доска), груз
Равновесие  тел
  1. Найти центр тяжести плоского тела неправильной формы
  2. Определить массу линейки имея гирьку известной массы
Плоское тело, нить, линейка, гирька известной массы
Звук  Как на высоту тона влияет длина струны? (металлической  линейки)  
Законы  движения Исследовать закон  движения воздушного шара и сравнить с законом свободного падения Воздушный шар, секундомер, линейка
Свободное падение Измерение ускорения  свободного падения с помощью  линейки, небольшого сосуда известного объёма и капель Линейка, сосуд  с известным объёмом, капающий кран
11 класс
 
Влажность воздуха
Измерить относительную  влажность воздуха при помощи термометра Термометр, кусок  ваты, вода, психрометрическая таблица
Магнитные свойства вещества Наблюдение  зависимости намагничивания  железа от температуры Магнит, стальная булавка, спички
Линзы 1. При помощи  линзы получить чёткое изображение свечи. Сколько ещё чётких  изображений можно получить, если менять положение только линзы, только свечи, только экрана. Определить фокусное  расстояние линзы с помощью такого опыта

2. как изменится  изображение, полученное при помощи  линзы, если половину линзы заклеить чёрной бумагой.

Линза собирающая, свеча, экран, линейка
Уравнение Менделеева - Клапейрона Способы измерения  массы воздуха в комнате  
Поверхностное натяжение Выяснить зависимость  коэффициента поверхностного натяжения  воды
  1. от содержания солей
  2. от температуры
 
Электрическое сопротивление Найти диаметр (площадь поперечного сечения) и  сопротивление проводника, измерив  его длину и массу Линейка, проволока, весы
 
 
 

Литература. 

  1. Кабардин  О.Ф., Браверманн Э.М.  и др. «Внеурочная  работа по физике». М., Просвещение,  1983г. 
  2. Журнал «Физика в школе». №7 -  2006, №1 - 2006 г.
  3. Кабардин О.Ф. и др. «Факультативный курс физики». 8 класс. М., Просвещение, 1977г.
  4. Криволапова Н.А., Войткевич Н.Н. «Организация научно- исследовательской деятельности учащихся». ИПКиПРО Курганская обл. 2004г.
  5. Буров В.А., Иванов А.И., Свиридов В.И. «Фронтальные экспериментальные задания по физике». М., Просвещение, 1986
  6. Ланге В.Н. «Экспериментальные физические задачи на смекалку». М., «Наука», 1979г.
  7. Демкович В.П. «Сборник вопросов и задач по физике».  М., Просвещение, 1967г.

Информация о работе Методические особенности обучения физике в классах разных профилей