Метод эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 03:54, доклад

Описание работы

Эксперимент (от лат. «проба, опыт») - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.
В отличие от наблюдения, эксперимент - активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы «Как? Каким образом нечто происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода - «Почему это происходит?»
В зависимости от условий деятельности данный метод подразделяется на лабораторный и естественный.

Содержание

1. Эксперимент и его виды. Этапы экспериментального исследования.
2. Требования к организации эксперимента.
3. Квазиэксперимент.

Работа содержит 1 файл

эксперимент как метод исследования.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Тема «Метод эксперимента»

План

1. Эксперимент и его виды.  Этапы экспериментального исследования.

2. Требования  к организации эксперимента.

3. Квазиэксперимент.

 

Основные  понятия: эксперимента, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, квазиэксперимент, экспериментально-генетический метод, переменная

 

Конспект  лекции

 

1. Эксперимент и его виды.  Этапы экспериментального исследования.

 

Эксперимент (от лат. «проба, опыт») - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент - активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы «Как? Каким образом нечто происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода - «Почему это происходит?»

В зависимости  от условий деятельности данный метод  подразделяется на лабораторный и естественный.

Лабораторный  эксперимент проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяются инструкциями.

Эксперименту  такого рода присущи свои достоинства  и недостатки. Вот их примерное  перечисление:

«+» 

1. Обеспечивается  высокая точность результатов;

2. Создаются  оптимальные условия для исследований  психологических явлений;

3. Осуществляется  почти полный контроль за всеми  переменными;

4. Возможны повторные  исследования в аналогичных условиях.

«—»

1. Условия деятельности  испытуемых не соответствуют реальным;

2. Испытуемые  знают о том, что они являются  объектами исследований.

Многие значимые достижения психологической науки  стали следствием использования  лабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные при этом результаты поддаются правомерному переносу в окружающую действительность.

Например, в  начале 20 века обучение правописанию школьников осуществлялось в соответствии с  т. н. «теорией образов», разработанной  немецкими учеными Лаем и Мейманом. Суть этой теории заключена в следующем: зрительное восприятие учащимися неверных написаний становится условием закрепления у них в сознании искажённых обликов слов. Поэтому школьников «надо обезопасить» от любых встреч с ними.

Своеобразно происходила  при этом работа над ошибками: учителя обычно густо замарывали или заклеивали их и писали рядом слова правильно. В педагогических журналах того времени проводились дискуссии о том, как правильно «прятать» орфографические нарушения. Диктант считался вредным, научно необоснованным видом работы.

Основным способом обучения правописанию являлось списывание с образцов...

Данная теория была подтверждена длительными лабораторными  экспериментами в которых испытуемые учились правильно писать слова  придуманного «Языка»...

Действительно, правописание подобных бессмысленных наборов букв лучше всего усваивается путем списывания.

Так, лабораторные эксперименты при всей своей точности, стали в данном случае доказательством  допустимости ложного направления  развития педагогической науки.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

Естественный  эксперимент, направленный на решение  задач Педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическим.

Значительный  вклад в методику организации  такого рода экспериментов внес отечественный  ученый Александр

Федорович Лазурский (1910). К примеру, до настоящего времени  используется предложенная им схема экспериментального развития психологических качеств, включающая:

- измерение  проявлений особенностей личности  испытуемых;

- социально-педагогическое  воздействие на них в целях  повышения уровня отстающих качеств;

- повторное  измерение проявлений личностных свойств испытуемых;

- сравнение  результатов первого и второго  измерений;

- выводы об  эффективности осуществленных воздействий  как педагогических приёмов, приведших  к зафиксированным результатам.

По характеру  действий исследователя различают констатирующий и формирующий эксперименты.

Первый из них  предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней  развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений  причин и последствий.

Формирующий эксперимент  предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

Возникновение метода формирующею эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского3. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетикомоделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель - изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

 

Кратко  опишем содержание основных этапов экспериментального исследования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  ЭТАП, включающий в себя определение темы исследования, предварительную постановку проблемы, изучение необходимой научной литературы,

уточнение проблемы, выбор объекта и предмета исследований, формулирование гипотеза;

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП, предусматривающий составление программы эксперимента, в том числе выбор независимых и зависимых переменных, выявление круга контролируемых и учитываемых переменных, анализ путей достижения «чистоты» эксперимента, определение оптимальной последовательности экспериментальных действий, разработку способов фиксации и анализа результатов, подготовку необходимого оборудования, составление инструкций испытуемым, формирование выборки. В том случае, если эксперимент обещает быть длительным, дорогостоящим или трудоемким, подготовка к нему обычно предполагает осуществление пилотажного исследования, способного выявить грубые ошибки и несоответствия в экспериментальной программе;

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП, объединяющий всю предусмотренную заранее совокупность исследовательской работы от инструктирования и мотивирования испытуемых до регистрации результатов и постэкспериментальной беседы с участниками процедуры;

4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ  ЭТАП, содержанием которого является формулирование вывода о подтверждении или опровержении гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а также подготовка научного отчета.

 

2. Требования  к организации эксперимента.

 

Одно из основных понятий при описании эксперимента - переменная. Так называют любое  реальное условие ситуации, которое  может быть изменено. Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждёт, пока возникнет то изменение, что экспериментатор производит по своему усмотрению.

Виды переменных:

Независимая - это та, которую изменяет экспериментатор.

Зависимая - фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.

Промежуточные переменные - неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга.

Например: физиологическое или психологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе, безразличие и др.). Логика эксперимента требует, чтобы такого рода характеристики не были упущены из вида, так как они способны существенно изменить поведение испытуемых, повлиять тем самым на качество полученных результатов.

Контролируемые переменные - те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием переменной независимой, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями.

Таким образом, экспериментировать - это значит изучать  влияние независимых переменных на зависимые при константных  характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных.

В науке различают  два плана проведения экспериментов:

- традиционный, где меняется только одна независимая  переменная;

- факторный,  где меняется одновременно несколько  независимых переменных.

Разумеется, психолог не имеет возможности непосредственно, «напрямую» управлять психической  реальностью испытуемых. Он может  воздействовать лишь через внешние  условия ситуации, вводя те или  иные независимые переменные. И изменять последние будет либо по одной (традиционный план) либо по несколько взаимосвязанных между собой (факторный план). Но, в любом случае, исследователь стремится варьировать только независимые переменные. Эксперимент, где такое условие соблюдено, называют «чистым». Чрезвычайно важно заранее, еще при планировании опытов, выделить независимые переменные и изолировать их от всех других.

К примеру, изучая влияние освещенности рабочего места  на скорость возникновения состояния  утомления у испытуемых, мы не вправе задействовать используемую на телевидении мощную осветительную аппаратуру. Дело в том, что телевизионные прожекторы испускают интенсивные тепловые лучи, значительно изменяя температуру помещения. Поэтому мы не сможем в дальнейшем однозначно интерпретировать возникновение утомления только через изменения освещенности. А если сделаем это, то результаты нашего эксперимента будут оспорены.

Теперь, в качестве тренировки, попытаемся выделить конкретные виды переменных в следующем описании эксперимента:

К динамометру  был привязан канат, другой конец которого закрепили у противоположной стены. Человек с завязанными глазами должен был с силой тянуть канат. По отклонению стрелки прибора фиксировалось прилагаемое им усилие. На втором этапе эксперимента человек по прежнему тянул канат в одиночестве. Но при этом искусно было создано впечатление, что вместе с ним работает целая группа... Выяснилось, что те испытуемые, которые были уверены в том, что действуют в одиночку, прилагали усилий в среднем на 18 % больше, чем когда думали, что им помогает от двух до пяти человек. (По Д. Maiiepcy [ 10]).

Итак, ответим  на следующие вопросы:

- Какая переменная  была независимой? Какая зависимой?

- Какие контролируемые  переменные Вы могли бы

выделить?

- Какие переменные здесь  являются промежуточными?

Каким образом их влияние следует учитывать в данном

конкретном случае? - По какому плану проходил эксперимент - традиционному или факторному?

- Почему испытуемый действовал  с завязанными глазами? Почему  на самом деле не подключили  к работе группу

людей, а лишь имитировали её участие?

- Какова была гипотеза  эксперимента?

Последний вопрос из данного  перечня нуждается в более  подробном рассмотрении.

Гипотеза - так называют научное предположение, которое необходимо проверить. В описанном эксперименте могла быть любая гипотеза из следующих:

- человек, действуя в  одиночку, прикладывает усилия большие,  чем в группе содеятелей;

- человек, работая в  одиночестве, прилагает усилия  меньшие, чем в группе (это т.  н. контргипотеза);

- в обоих случаях человек  будет прилагать одинаковые усилия (это т. н. третья конкурирующая гипотеза);

Очевидно, что подобный эксперимент  был повторен многократно. Поэтому  возможно выдвижение и иных гипотез. Например:

- одни люди прикладывают  большие усилия, работая в группе, а другие - действуя индивидуально;

- иногда (при каких обстоятельствах?) один и тот же человек оказывается  способен прилагать большие усилия, работая индивидуально, а иногда - действуя в составе группы;

- входя в состав определенной  группы (какой?), люди начинают прилагать  большие усилия в работе, чем если бы они действовали сами по себе...

Информация о работе Метод эксперимента