Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа
В данной работе электропривод рассматривается как общепромышленная установка, в качестве которой выступает подъемный механизм крана. Целью работы является закрепление, углубление и обобщение знаний в области теории электропривода путем решения комплексной задачи проектирования электропривода конкретного производственного механизма (механизма подъема крана). В выпускной работе охватываются такие вопросы, как выбор схемы электропривода, разработка системы управления электроприводом, анализ динамических свойств замкнутой и разомкнутой системы, расчет энергетических показателей электропривода. Основное внимание уделяется задаче регулирования координат (тока и скорости).
Ud0 – напряжение преобразователя при a=0:
В
Из справочника [3] выбираем тиристор серии Т151-100.
Под действием неуравновешенного напряжения, минуя цепь нагрузки, может протекать уравнительный ток, который создает потери в вентилях и обмотках трансформатора и может приводить к аварийному отключению установки.
Требуемая величина индуктивности уравнительных дросселей, исходя из ограничения амплитуды переменной составляющей уравнительного тока до величины, не превышающей 10%:
,
где U1п – удвоенное эффективное значение первой гармоники выпрямленного напряжения:
В,
где Uп/Ud0=0.26 – определено по рисунку из [2] для m=6 и a=900;
m=6 – число фаз выпрямления.
Гн.
Уравнительные дроссели выберем частично насыщающимися, т.е.
Lуд=0,7Lуд.расч=0,029 Гн.
Выбираем дроссель серии ФРОС-150. Lуд=0,03 Гн.
Рассчитаем индуктивность
Гн,
где Uп=U1п/2=72,673 Гн – действующее значение первой гармоники выпрямленного напряжения.
Необходимая величина индуктивности сглаживающего дросселя:
Lсд=Lнеобх-(Lдв+2Lтр+Lуд),
где Lдв – индуктивность якоря и дополнительных полюсов двигателя:
Гн
2Lтр – индуктивность двух фаз трансформатора, приведенная к контуру двигателя.
Гн.
Lсд=0,027-(0,010+0,00106+0,03)
Т.к. Lсд<0, то сглаживающий дроссель не требуется.
Расчетное сопротивление цепи выпрямленного тока:
,
где k=1+a(tн-ta)=1+0.004(100-15)=
a=0,004 – температурный коэффициент сопротивления меди;
tн=1000 – рабочая температура двигателя для класса изоляции В;
ta=150 – температура окружающей среды;
Rщ – сопротивление щеточного контакта:
Ом;
Rп – сопротивление преобразователя:
,
где Rт – активное сопротивление обмоток трансформатора:
Ом;
хт – индуктивное сопротивление обмоток трансформатора:
Ом
Rуд – активное сопротивление уравнительных дросселей:
Ом.
Итак,
Ом
Ом.
Выводы по главе 1.
В главе 1 на основе технических данных и требований электропривода подъемного механизма крана был произведен выбор схемы ЭП. В результате анализа и обзора применяемых систем регулирования показана целесообразность применения системы тиристорный преобразователь – двигатель.
Построение нагрузочных
диаграмм производственного механизма
и двигателя позволило
Расчет силового преобразователя включил в себя выбор его элементов, а также определение расчетных параметров силовой цепи ТП-Д.
Статические характеристики в разомкнутой системе могут быть построены по следующим выражениям:
где Rя.дв – сопротивление якорной цепи двигателя с учетом нагрева:
Ом
Ток возбуждения двигателя:
А
Номинальный ток якоря:
А
Статические скорость и момент:
wс=144,67 1/с;
Мс.под=106,918 Нм;
Мс.сп=68,428 Нм.
Из уравнений для статических характеристик:
В/с
ЭДС преобразователя при wс и Мс.под:
В.
ЭДС преобразователя при wс и Мс.сп:
В.
Уравнение статической механической характеристики при Еп.необх.под:
;
.
Уравнение статической механической характеристики при Еп.необх.сп:
;
.
Максимальная ЭДС
В.
Уравнение статической характеристики при Еп.max:
;
.
Статическая характеристика при Еп=0:
;
.
Естественная статическая характеристика:
;
.
Рис.5. Статические и динамические характеристики в разомкнутой системе.
Рассчитаем нагрузочную диаграмму двигателя за цикл при линейном изменении ЭДС преобразователя.
Жесткость статической механической характеристики:
В2с2/Ом
Электромеханическая постоянная времени:
с
Расчетная суммарная индуктивность цепи якоря:
Гн
Электромагнитная постоянная времени:
с
Соотношение постоянных времени:
Для построения нагрузочной диаграммы двигателя за цикл при линейном изменении ЭДС, используем ЭВМ и программу 20-sim. Для моделирования введем в компьютер схему, представленную на рис. 6. Параметры для моделирования представлены в приложении 1.
Нагрузочная диаграмма процесса представлена на рис. 7
Рис. 6. Схема для расчета
нагрузочной диаграммы
В соответствии с рекомендациями выберем систему ТП-Д с подчиненным регулированием координат с настройкой на технический оптимум.
Рис. 8. Принципиальная схема подчиненного регулирования тока и скорости в системе ТП-Д.
Рис. 9. Структурная схема регулирования тока.
Отнесем время запаздывания тиристорного преобразователя tп и инерционность фильтров Тф к некомпенсированным постоянным времени, т.е. Тm=tп+ Тф=0,01 с. Тогда, если не учитывать внутреннюю обратную связь по ЭДС двигателя, можно записать передаточную функцию объекта регулирования тока:
,
где kп – коэффициент усиления преобразователя.
Желаемая передаточная функция прямого канала разомкнутого контура при настройке на технический оптимум:
,
где ат=Тот/Тm - соотношение постоянных времени контура.
Отношение Wраз.п к Wорт есть передаточная функция регулятора тока:
,
где Тит – постоянная интегрирования регулятора тока:
Из выражения для Wр.т. видно, что необходим ПИ-регулятор тока.
Коэффициент усиления пропорциональной части:
kут=Тя/Тпт или kут=Rост/Rзт
Постоянная времени ПИ-регулятора:
Тпт=RзтСост
Компенсируемая постоянная времени регулятора:
Отсюда,
Ом,
где Тя=Тэ – электромагнитная постоянная времени.
Коэффициент обратной связи по току:
,
где kш – коэффициент передачи шунта;
kут – коэффициент усиления датчика тока.
Шунт выбираем с условием Iшн>Iяmax
А
Выбираем шунт типа ШС-75. Его параметры: Iшн=100 А Uшн=75 мВ
Коэффициент передачи датчика тока:
Примем Rот=Rзт, тогда
В/А
Коэффициент усиления преобразователя:
Постоянная интегрирования ПИ-регулятора:
Коэффициент усиления регулятора:
Ом
Стопорный ток:
А
Номинальное значение задания:
В
Рис. 10. Структурная схема контура скорости.
Объект регулирования скорости состоит из замкнутого контура регулирования тока и механического звена электропривода и имеет вид
.
Некомпенсированная постоянная времени для контура скорости в ат раз больше, чем для контура тока:
с.
Желаемая передаточная функция разомкнутого контура:
,
где ас=Тос/Тmс – соотношение постоянных времени. ас=2 в настроенном на технический оптимум контуре.
Передаточная функция регулятора скорости (Wраз.с/Wорс):
.
Очевидно, что необходимо применить пропорциональный регулятор скорости (П-регулятор)
Его коэффициент усиления kус=Wр.с.
В замкнутой системе wс и Мс связаны соотношением:
Коэффициент обратной связи по скорости:
В/с
Коэффициент усиления П-регулятора
.
Максимальная скорость холостого хода:
Зададимся Rосс=100 кОм, тогда:
Ом
Допустим, используется тахогенератор с kтг=0,32 Вс. Тогда при w0=w0з.max максимальная ЭДС тахогенератора:
В.
Сопротивление в цепи обратной связи по скорости:
кОм.
В замкнутой системе при М<119,37 Нм, уравнение статической характеристики:
При М=Мстоп=119,37 Нм скорость равна:
1/с.
Схема управления электроприводом выполнена на базе операционных усилителей постоянного тока и включает в себя регулятор тока (АА), регулятор скорости (AR), датчик интенсивности SJ. Тахогенератор BR с делителем напряжения R3 и R1 является датчиком скорости. Сигнал задания формируется в блоке задания. Уровень сигнала задания изменяется потенциометром RP, а его полярность задается с помощью реле KV1 и KV2 (движение вперед и назад). Реле KF – реле обрыва поля.
При включении автоматических выключателей QF, QF1, QF2 подается питание на силовую схему и схему управления. Срабатывает реле KF и замыкает свой главный контакт в схеме управления. При нажатии на кнопку SB1 (Подъем) происходит срабатывание реле KV1, которое замыкает свои контакты в схеме управления и в силовой цепи. Происходит подъем груза. При подъеме груза на максимальную высоту происходит срабатывание SQ2 и двигатель останавливается. Чтобы осуществить спуск груза, необходимо нажать на кнопку SB2 (Спуск). В этом случае срабатывает реле KV2, в силовой цепи и цепи управления срабатывают его контакты. Начинается спуск груза, который продолжается до замыкания конечного выключателя SQ1. Для остановки подъема или опускания груза предусмотрена кнопка SB3 (Тормоз).
Схема управления представлена на рис. 12.
Рис. 12. Статическая характеристика в замкнутой системе.
Выводы по главе 2.
В главе 2 были рассчитаны
и построены статические
Структурная схема электропривода с внешним контуром регулирования скорости и внутренним контуром тока якоря изображена на рис. 13.
Рис. 13. Структурная схема ЭП с подчиненным регулированием параметров.
Пропорциональный регулятор скорости AR и пропорциональный регулятор тока AA формируют управляющие воздействия из сигналов задания Uсз и Uзт и обратных связей Uос и Uот.
Работу электропривода с представленной структурой опишем системой алгебраических и дифференциальных уравнений, принимая во внимание, что коэффициент передачи регулятора скорости и постоянная времени регулятора тока равны соответственно:
; .
где Тзи – постоянная времени задатчика интенсивности;
Uп, Uз – напряжение, коммутируемое с помощью реле в составе задатчика интенсивности, и напряжение задания;
Кос и Кот – коэффициенты усиления цепей обратных связей по контуру и по току;
Rр – сопротивление якорной цепи двигателя.
Данная система уравнений может быть приведена к виду, удобному для моделирования, путем разрешения каждого уравнения относительно первой производной от соответствующей постоянной величины.
Для построения переходных процессов пуска электропривода в замкнутой системе с подчиненным регулирования координат, используем ЭВМ и программу 20-sim. Для моделирования введем в компьютер схему, представленную на рис. 14.
Параметры для моделирования представлены в приложении 2.
Рис. 14. Схема для расчета переходных процессов пуска в замкнутой системе.
Нагрузочная диаграмма процесса представлена на рис. 15:
Выводы по главе 3.
В главе 3 проводились исследования динамики замкнутой системы. Было дано математическое описание электропривода и структурная схема. На ее основе с помощью программы 20-sim получены графики переходных процессов пуска в замкнутой системе. Их анализ показал соответствие результатов, полученных на ЭВМ, теоретическим. Учитывалось то, что пуск происходил при скачке задания, а контур настроен на технический оптимум.