Физические свойства жидкостей, транспортируемых по трубопроводам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 01:33, реферат

Описание работы

Основные физические свойства нефтей и нефтепродуктов характеризуются следующими параметрами:
Плотность , , в системе СИ .
Динамическая вязкость , , в системе СИ .
Кинематическая вязкость , , в системе СИ .
Давление насыщенных паров , , в системе СИ .
Температура застывания , .
Удельная теплоёмкость , в системе СИ .
Коэффициент теплопроводности - определяет перенос энергии более нагретых участков жидкости к менее нагретым, в системе СИ .

Работа содержит 1 файл

Все_лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

   Физические  свойства жидкостей, транспортируемых по трубопроводам.

   Основные  физические свойства нефтей и нефтепродуктов характеризуются следующими параметрами:

    1. Плотность , , в системе СИ .
    2. Динамическая вязкость , , в системе СИ .
    3. Кинематическая вязкость , , в системе СИ .
    4. Давление насыщенных паров , , в системе СИ .
    5. Температура застывания , .
    6. Удельная теплоёмкость , в системе СИ .
    7. Коэффициент теплопроводности - определяет перенос энергии более нагретых участков жидкости к менее нагретым, в системе СИ .

   Физические  свойства нефтей и нефтепродуктов зависят  от их состава, то есть от соотношения между парафиновыми, нафтеновыми и ароматическими углеводородами и другими углеводородами, водящими в состав нефти и нефтепродуктов.

Параметр Нефть Бензин Дизельное топливо Керосин
Плотность, .
Кинематическая  вязкость при , .
Температура застывания,
Удельная  теплоёмкость, .
Коэффициент теплопроводности, .
Модуль  упругости жидкости, .

   Плотность нефтей и нефтепродуктов зависит  от температуры: , где - температура в градусах Цельсия, - плотность при двадцати градусах Цельсия, - коэффициент объёмного расширения, который обычно берётся из справочников.

   Плотность нефтей и нефтепродуктов зависит  от давления в трубопроводе: , где - модуль упругости жидкости.

   При одновременном отклонении температуры  и давления от номинальных значений можно пользоваться следующей объединённой формулой: .

   Зависимость кинематической вязкости от температуры выражается формулой Рейнольдса-Филонова: , где - известное значение вязкости при температуре , (каппа) – параметр термовязкограммы.

   При изменении температуры и давления кроме плотности и вязкости жидкости меняются также геометрические параметры трубопровода. Для учёта объёмного расширения трубопровода при изменении температуры используется следующая формула: , где - объём при температуре , - коэффициент объёмного расширения металла трубы (для стали ). Вследствие разницы внутреннего и внешнего давлений в трубопроводе объём внутренней полости меняется, приращение площади поперечного сечения при этом может быть определено по следующей формуле: , где - внутренний диаметр трубопровода при начальном давлении , - модуль Юнга материала трубы (для стали ), - толщина стенки трубы.

   Некоторые нефти и нефтепродукты при  определённых условиях могут проявлять  свойства неньютоновских жидкостей. Существует два основных типа неньютоновских жидкостей:

    1. Степенная жидкость Освальда: , где - консистентность жидкости, - показатель степени. Параметры и зависят от температуры. При повышении температуры показатель степени стремиться к единице, а консистентность температуры становиться равной динамической вязкости и жидкость становится ньютоновской.
    2. Бингамовский пластик: , где - предельное напряжение сдвига. При повышении температуры предельное напряжение сдвига стремиться к нулю и бингамовский пластик становиться ньютоновской жидкостью.

     

   Способы транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа.

   В настоящее время транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа осуществляется следующими способами:

    1. Железнодорожный транспорт:
      1. Железнодорожные цистерны. Объём железнодорожных цистерн колеблется от 54 до 163 кубических метров. Железнодорожные цистерны бывают следующих видов:
        1. Обычные железнодорожные цистерны.
        2. Железнодорожные цистерны специального назначения:
          1. Железнодорожные цистерны с паровой рубашкой, использующиеся для перевозки высоковязких и парафинистых нефтей и нефтепродуктов с подогревом в процессе перевозки.
          2. Железнодорожные цистерны-термосы, использующиеся для перевозки заранее подогретых жидкостей.
          3. Специальные железнодорожные цистерны для перевозки сжиженных углеводородов и газов, использующиеся для перевозки этана, пропана, бутана при повышенном давлении, составляющем о двух до восьми мегапаскалей.
      2. Железнодорожные тары:
        1. Железнодорожные бочки, использующиеся для перевозки светлых нефтепродуктов и масел.
        2. Железнодорожные бидоны, использующиеся для перевозки смазок.

    Достоинства железнодорожного транспорта:

          • Возможность транспортировки в любое время года.
          • Возможность транспортировки различных грузов  одновременно.
          • Возможность доставки нефти и нефтепродуктов в любую область, имеющую железную дорогу.
          • Относительно высокая скорость доставки.

    Недостатки  железнодорожного транспорта:

    • Высокая стоимость прокладки железной дороги и высокие тарифы на перевозки.
    • Ограниченная пропускная способность железных дорог.
    • Холостой пробег от потребителя к производителю.
    1. Водный транспорт:
      1. Сухогрузы:
        1. Тары.
      2. Нефтеналивные суда:
        1. Нефтеналивные танкеры. Танкерами перевозятся не только нефти и нефтепродукты, но и сжиженные углеводороды и газы.

        Существует  три основных вида перевозки сжиженных  углеводородов на нефтеналивных танкерах:

        • Перевозка сжиженных углеводородов и газов в обычных резервуарах, под давлением в 1.6 мегапаскалей, и температуре до 45 градусов.
        • Перевозка сжиженных углеводородов и газов при давлении 0.3-0.6 мегапаскалей в теплоизолированных резервуарах.
        • Перевозка сжиженных углеводородов и газов при давлении 0.1 мегапаскаля и температуре от -163 до -40 градусов в теплоизолированных резервуарах.

        Существуют  следующие виды нефтеналивных танкеров:

          1. Морские нефтеналивные танкеры. Средняя грузоподъёмность составляет 240 тысяч тонн.
          2. Речные нефтеналивные танкеры.
        1. Нефтеналивные баржи, которые в отличие от нефтеналивных танкеров не имеют собственных насосов. Различают следующие виды нефтеналивных барж:
          1. Морские нефтеналивные баржи.
          2. Речные нефтеналивные баржи.

    Достоинства водного транспорта:

    • Относительная дешевизна транспортировки.
    • Неограниченная пропускная способность водных путей.
    • Возможность завоза в труднодоступные районы.
    • Возможность межконтинентальных перевозок.

    Недостатки  водного транспорта:

    • Сезонность водного транспорта.
    • Относительно малая скорость транспортировки.
    • Холостой пробег от потребителя к производителю.
    1. Автомобильный транспорт:
      1. Автомобильные цистерны. Грузоподъёмность автомобильных цистерн составляет от двух до пятнадцати тонн. Автомобильные цистерны бывают следующих видов:
        1. Автомобили.
        2. Прицепы.
        3. Полуприцепы.
      2. Автомобильные тары:
        1. Автомобили.
        2. Прицепы.
        3. Полуприцепы.

    Достоинства автомобильного транспорта:

    • Большая маневренность.
    • Быстрота доставки.
    • Возможность использования в местах отсутствия железнодорожных и водных путей.
    • Возможность транспортировки в любое время года.

    Недостатки  автомобильного транспорта:

    • Малая грузоподъёмность.
    • Относительно высокая стоимость транспортировки.
    • Значительный расход топлива на собственные нужды.
    1. Трубопроводный транспорт:
      1. Нефтепроводы.
      2. Нефтепродуктопроводы.
      3. Газопроводы.

    Основные  достоинства трубопроводного транспорта:

    • Кратчайший путь перевозки.
    • Бесперебойность транспорта.
    • Наибольшая степень механизации и автоматизации транспорта.
    • Высокая надёжность.
    • Простота в эксплуатации.
    • Разгрузка других видов транспорта.

    Основные  недостатки трубопроводного транспорта:

    • Большие капитальные вложения на этапе строительства.
    • Жёсткость трассы.
    • Ограниченность количества сортов или марок транспортируемых жидкостей.

   Различные виды транспорта применяются как  в чистом виде, так и в сочетании  друг с другом.

   Доли  видов транспорта в перевозках по России:

  Трубопроводный  транспорт Железнодорожный транспорт Морской транспорт Речной транспорт
Нефть 91% 6% 2.7% 0.3%
Нефтепродукты 13.3% 76.3% 3.4% 7%

Информация о работе Физические свойства жидкостей, транспортируемых по трубопроводам