Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:51, реферат
раздел механики сплошных сред, в котором изучаются закономерности движения жидкостей и газов (преимущественно воздуха), а также механическое и тепловое взаимодействие между жидкостью или газом и движущимися в них телами. Эта наука является одной из древнейших естественных наук, она возникла и развивалась под непосредственным воздействием запросов практики. При этом во все времена основное внимание привлекали две фундаментальные проблемы: проблема сопротивления аэродинамического и проблема подъёмной силы.
Аэродинамика
(от греческого аer — воздух и dynamis — сила)
1) раздел механики
сплошных сред, в котором изучаются
закономерности движения
Период классической
гидродинамики начинается работами
И. Ньютона, который много внимания
уделял исследованию проблемы сопротивления,
а его интерес к этой проблеме
был обусловлен принципиальным вопросом
о возможности движения тел в
пустоте (вопреки утверждениям философских
школ Аристотеля и Декарта). В своих
работах Ньютон различал 4 вида сопротивления:
зависящее от плотности среды, т.
е. от инерции, от сцепления частиц жидкости
между собой, от силы трения между
поверхностью тела и жидкостью, от упругости
среды. Сопротивление, вызываемое сцеплением
и упругостью, принималось Ньютоном
постоянным и считалось очень
малым, в особенности при больших
скоростях. По Ньютону, сопротивление
трения пропорционально скорости и
также мало, в специальных случаях
им можно пренебречь; для оценки
сопротивления трения он дал классическую
формулу, согласно которой касательное
напряжение трения пропорционально
производной скорости среды по нормали
к направлению движения. Впоследствии
эта формула была обобщена на случай
произвольного движения среды и
стала основной при решении задач
механики вязкой жидкости. Сопротивление
инерции пропорционально
Дальнейший прогресс
в гидродинамике и в теории
сопротивления, в частности, связан
с именами Д. Бернулли, Ж. Д'Аламбера
и Л. Эйлера. Если в целом охарактеризовать
их роль в гидродинамике, то первым
двум мы обязаны формулированию физических
принципов, а последнему — математическому
развитию этих принципов. Свои исследования
они проводили в рамках механики
сплошной среды, при этом, основываясь
на экспериментальных результатах,
они пренебрегали влиянием сил трения
и рассматривали жидкость как
идеальную, преимущественно несжимаемую,
а само течение предполагали безвихревым,
потенциальным, поскольку массовые
силы (гравитационные силы), которые
вызывают движение жидкости, являются
потенциальными. Причину сопротивления
они видели в давлении, передаваемом
от жидкости к поверхности тела,
обтекаемой, в отличие от ньютоновской
концепции, безударно. Важным результатом
обобщения экспериментальных
Большое внимание изучению проблемы сопротивления уделял Д'Аламбер. Исследуя при указанных выше предположениях сопротивление тела, в частности сферы, он пришёл к результату, который противоречил всему практическому опыту и вошёл в А. как Д'Аламбера — Эйлера парадокс: сопротивление тела при безотрывном обтекании его установившимся потоком идеальной несжимаемой жидкости равно нулю. Строго математически этот результат был получен Эйлером, который впервые вывел полную систему уравнений, описывающих движение идеальной жидкости, как несжимаемой, так и сжимаемой: неразрывности уравнение и уровня импульсов — Эйлера уравнения. После Эйлера работы по ур-ниям гидродинамики были продолжены Ж. Лагранжем (см. Лагранжа уравнения)). Под руководством Д'Аламбера был проведён большой объём экспериментальных исследований по сопротивлению тел и было установлено:
а) сопротивление пропорционально квадрату скорости;
б) сопротивление
пропорционально площади
в) закон пропорциональности нормальной силы квадрату синуса угла наклона обтекаемой плоскости справедлив только для углов между 55 и 90°;
г) влияние вяз кости среды чрезвычайно мало, особенно при больших скоростях.
Обширные исследования,
преимущественно
Большой вклад в
теоретическую гидродинамику —
динамику вязкой жидкости внёс Стокс.
Кроме вывода дифференциальных уравнений,
описывающих движение вязкой жидкости,
он впервые применил метод анализа,
основанный на разложении общего движения
частицы жидкости на три составляющие:
перемещение, деформацию и вращение
(позднее этот метод был использован
Г. Гельмгольцем для анализа движения
идеальной жидкости). Стоксом было
исследовано течение вязкой жидкости
при малых Рейнольдса числах Re (Re
< < 1) когда инерционными силами можно
пренебречь по сравнению с силами
давления и трения, так называемое
ползущее движение, и была получена
Стокса формула. Однако проблема сопротивления
при умеренных и больших
Стоксом было высказано несколько важных идей. Он, например, писал, что ламинарное течение при определенных условиях «неустойчиво, так что малейшая причина вызывает нарушение состояния жидкости, которое увеличивается с движением тела до тех пор, пока все движение не примет совершенно другую форму». Указанная проблема в последующем была исследована О. Рейнольдсом, который в результате экспериментального изучения движения жидкости в трубах установил существование, кроме ламинарного, турбулентного течения и переход ламинарного течения в турбулентное при достижении некоторого вполне определенного значения Re. Им же был предложен статистический подход к изучению осреднённых характеристик турбулентных течений со сдвигом и введён в рассмотрение тензор напряжений турбулентного трения.
Поскольку уравнения
динамики вязкой жидкости очень сложны
для теоретического анализа и
с их помощью нельзя было решать
прикладные задачи, то в теоретической
гидродинамике большое внимание
продолжало уделяться исследованиям
движения идеальной жидкости. Существенный
прогресс в науке связан с деятельностью
Гельмгольца, который впервые исследовал
закономерности вихревых течений жидкости,
на возможность существования
Стоксом в 1847 было высказано
утверждение о возможности
В конце этого
периода созрели объективные
условия для зарождения и развития
теории полёта и были проведены достаточно
обширные экспериментальные
Начало периода
современной аэродинамики обычно связывают
с первыми аэродинамическими
исследованиями Ф. Ланчестера, относящимися
к 1891, а также с работами Н. Е. Жуковского,
С. А. Чаплыгина и Л. Прандтля. Ланчестер
был инженером-практиком и
Идея о циркуляции
скорости как причине создания подъёмной
силы была выдвинута Жуковским (1906);
им была доказана теорема (см. Жуковского
теорема). Принципиальное значение этой
теоремы состоит в том, что
создание подъёмной силы она связывает
с наличием циркуляции скорости вокруг
профиля или, иными словами, с
интенсивностью вихря присоединенного.
Но в идеальной жидкости образование
вихрей невозможно, следовательно, это
явление должно быть связано с
проявлением неидеальных
Первая попытка
распространения вихревой теории на
случай крыла конечного размаха
была предпринята Ланчестером; она
получила признание в научном
мире и связала его имя с
этой проблемой. Правда, независимо от
него эта идея была высказана и
разработана математически
В этот период проблема сопротивления по прежнему находилась в центре внимания исследователей. Решающий вклад в её разрешение был внесён в начале XX в. Прандтлем. В 1904 он показал, что даже для очень маловязких жидкостей, какими являются воздух и вода, силы трения необходимо учитывать, но лишь в тонком пристеночном слое, в котором наблюдаются большие нормальные градиенты скорости, а потому инерционные силы и силы трения имеют одинаковый порядок. Таким образом, задачу об обтекании тела потоком вязкой жидкости при больших числах Рейнольдса Прандтль свёл к решению двух более простых задач; задачи об обтекании тела потоком идеальной жидкости, описываемой системой уравнений Эйлера, и задачи о течении вязкой жидкости в пограничном слое, описываемой полученными им уравнениями, которые в математическом отношении проще уравнений Навье — Стокса, а при их решении распределения давления и скорости на внешней границе пограничного слоя являются известными функциями. Пограничный слой, образующийся на поверхности тела, всюду тонок и в первом приближении не оказывает влияния на внешний потенциальный поток. Однако в областях с положительным градиентом давления ситуация может существенно измениться: пристеночные частицы жидкости могут затормаживаться и даже двигаться в направлении, не совпадающем с направлением потока на внешней границе пограничного слоя. В результате этого возникает отрыв пограничного слоя, потенциальное течение оттесняется от поверхности и за телом образуется обширная область вихревого течения, наличие которой обусловливает значительное увеличение сопротивления тела.