Зигмунда Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:38, контрольная работа

Описание работы

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………… 3
1. Биография Зигмунд Фрейд……………………………………………………………... 4
2. Рождение психоанализа………………………………………………………………… 6
3. Метод свободных ассоциаций…………………………………………………………. 7
4. Теория сновидений………………………………………………………………………. 9
5. Гонения на Фрейда и психоанализ……………………………………………………. 12
6. Критика Фрейда и психоанализа………………………………………………………. 13
Заключение…………………………………………………………………………………… 15
Список литературы…………………………………………………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

зигмунд.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     3. Метод свободных ассоциаций 

     В противоположность традициям критического мышления XIX в., Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тогда как при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

     Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Пациентам предлагалось расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов. Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту.

     Фрейд утверждает, что первая случайная  мысль содержит как раз то, что  нужно, и представляет собой забытое  продолжение воспоминания. Позже он делает оговорку, что это не всегда бывает так. То, что возникающая у больного мысль не может быть идентична с забытым представлением, вполне объясняется душевным состоянием больного. В больном во время лечения действуют две силы — одна против другой: с одной стороны, его сознательное стремление вспомнить забытое, с другой — сопротивление, которое препятствует вытесненному или его производным вернуться в сознание.

     Если  это сопротивление равняется  нулю или незначительно, то забытое  без всякого искажения возникает в сознании. Чем сильнее искажение под влиянием сопротивления, тем меньше сходства между возникающей мыслью — заместителем вытесненного и самим вытесненным. Тем не менее эта мысль должна иметь хоть какое-нибудь сходство с искомым в силу того, что она имеет то же происхождение, что и симптом. Если сопротивление не слишком уж интенсивно, то по этой мысли можно узнать искомое. Случайная мысль должна относиться к вытесненной как намек.

     Понятие «ассоциации» — одно из древнейших в психологии. Его можно встретить у Платона и Аристотеля. Подобно тому, как ствол дерева, развиваясь, обрастает новыми кольцами, эти понятия, передавая от эпохи к эпохе мудрость веков, обогащались новым содержанием.

       Закон образования ассоциаций  веками считался главным законом  психологии. Он гласил, что если  какие-либо объекты воспринимаются  одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влечет за собой осознание другого.

     Так, взглянув на какую-то вещь, человек  вспоминает её отсутствующего владельца, поскольку прежде эти два объекта  воспринимались одновременно, в силу чего между их следами упрочилась связь-ассоциация.

     Различным видам ассоциаций было посвящено  множество психологических трактатов. Когда психология превратилась в  науку, ассоциации стали изучать  экспериментально, чтобы определить законы памяти, воображения и других психических процессов. Было выяснено, с какими представлениями ассоциируются у испытуемых различные слова, сколько раз нужно повторить список слов, чтобы между ними возникли связи, позволяющие его целиком либо частично запомнить и т. д.

     Во  всех случаях ставилась задача изучения работы сознания. Фрейд же использовал материал ассоциаций в других целях. Он искал в этом материале путь в область неосознаваемых побуждений, намеки на то, что происходит в «кипящем котле» аффектов, влечений. Для этого, он полагал, ассоциации следует вывести из-под контроля сознания. Они должны быть свободными. Так родилась процедура психоанализа, его технический прием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Теория сновидений 

     Сновидение  — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания.

     Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

     Сновидения  проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.

     Теория  сновидений была подробно изложена Фрейдом  в книге «Толкование сновидений» (1900), — его первой крупной работе по психоанализу, которая осталась и одним из основных его трудов.

     Смысл сновидений

     Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, — говорит Фрейд, — является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Психологический же смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру.

     Скрытое сновидение

     Бессознательные психические раздражители (скрытое  сновидение) делятся на две группы.

     Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления, остатки, обрывки которых проявляются в сновидении.

     Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или — в терминах более поздней модели Фрейда — Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает и бессознательные желания проникают в сознание, то есть в сновидение.

     Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: 1) сексуальные желания (в том числе — и в особенности — запрещаемые этическими и общественными нормами — например, инцест); 2) ненависть (вплоть до «желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям»).

     Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты  дневных впечатлений, используя  их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения».

     Явное сновидение

     Однако  нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений — оберегать сон. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение — сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

     Работа  сновидения

     В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и в части случаев у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний или выражение удовлетворения актуальных соматических потребностей, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

     Однако  обычно скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего  в виде явных сновидений, проходят особую обработку (работа сновидения). Работа сновидения состоит из четырёх  компонентов: превращение мыслей в  зрительные образы; сгущение; смещение; вторичная обработка.

     Превращение мыслей в зрительные образы. Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах.

     Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать.

     Цензура сновидения. Цензура сновидения, которая днём не пропускает неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости, пользуясь механизмами сгущения и смещения.

     Сгущение. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе (например, несколько разных людей сгущаются в одно лицо). Некоторые же из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении.

     Смещение. Работа смещения выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком. Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.

     Вторичная обработка. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое — ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности.

     Символы

     Кроме всего вышеперечисленного, существует ещё один способ представить в  явном сновидении элементы скрытого. Это замещение скрытого элемента символом.

     Символы, в отличие от обычных элементов  явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и  устойчивое значение. Символы встречаются  не только в сновидениях, но и в сказкахмифах, обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидениях символами, ограниченно.  
 
 
 

     5. Гонения на Фрейда и психоанализ 

     Концепции и учения Фрейда нередко оказывались  под запретом в СССР и нацистской Германии, так как они идут вразрез с государственными идеалами и консервативной моралью авторитарных государств. Концепции Фрейда затрагивают такие остро-этические проблемы, как:

  • инцест (эдипов комплекс) и гомосексуализм, с точки зрения Фрейда табу на проявление подобных отношений является продуктом культуры,
  • причины появления табу,
  • явление вождизма,
  • происхождение монотеистических религий (выдвижение собственной версии также встречало неприятие у религиозных граждан).

     В СССР после революции использование  психоанализа приветствовалось, был  открыт государственный психоаналитический институт. В середине 20-х шла бурная полемика вокруг Фрейда и психоанализа, вопроса о том, нужны ли эти  теории молодой советской стране. В итоге психоанализ был объявлен лженаукой и буржуазным учением, несовместимым с марксизмом. Так, А. Варьяш указывал, что Фрейд «игнорирует экономическую структуру общества», фрейдовское понимание бессознательного «не в состоянии объяснить возникновение классов», а фрейдизм в целом не может прийти «к правильным выводам».

     А. Залкинд отмечал «присущий его  учению „сексуализированный гегелевский  идеализм“ и эклектизм „с сильным  метафизическим душком“». Сталин непосредственно  приложил руку к этому повороту в  науке, вернее, инициировал процесс ее политизации и идеологизации.[4]

Информация о работе Зигмунда Фрейда