Зигмунд Фрейд о культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет энергии либидо. В работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Культура как возвышение над биологическими обстоятельствами.…..……4
2. Две стороны культуры………...………………..………………………….…..6
3. Задачи реорганизации культуры.
Влияние культуры на развитие социальных отношений…….………………..10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………….......15

Работа содержит 1 файл

Фрейд о культуре К.р..doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Югорский  государственный университет 

Факультет заочного обучения 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа  по дисциплине: Философия

    На  тему: Зигмунд Фрейд о культуре

    (тема 13)

             

  Выполнил  студент группы:_____________

Проверил преподаватель:_______________

    Дата  предоставления на проверку______ 
     
     
     
     

    Ханты-Мансийск, 2010

     Содержание: 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Культура как возвышение над биологическими обстоятельствами.…..……4

2. Две стороны культуры………...………………..………………………….…..6

3. Задачи  реорганизации культуры.

Влияние культуры на развитие социальных отношений…….………………..10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  использованной литературы……………………………………….......15   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Культура  – фундамент человеческой жизни. Она развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы. Философская мысль на протяжении всей своей истории исследовала проблемы культуры. Особый интерес представляет философская ипостась психоаналитической культурологии Фрейда.

     Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет энергии либидо. В работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

     Внимание  ученого было привлечено к проблемам  формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он пытался судить о развитии человечества в общем по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества [14, С. 303].

     В данной работе ставятся следующие задачи:

     - рассмотреть интерпретацию культуры как возвышение над биологическими обстоятельствами;

     - описать фрейдовскую трактовку двух сторон культуры;

     - охарактеризовать влияние культуры на развитие социальных отношений.

     Работа  состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. При написании использовался широкий круг справочной, учебной литературы, монографии, просмотрено множество материалов тематических Интернет-сайтов по данной проблеме, изучены работы Фрейда.

     1. Культура как возвышение над биологическими обстоятельствами 

     Термин  «культура» латинского происхождения  и первоначально он означал возделывание почвы. В Средние века им обозначали прогрессивные методы возделывания зерновых [12, С. 100].

     В XVIII - XIX вв. культура интерпретируется в аристократическом духе. Культурными считают образованных, хорошо воспитанных» людей, обладавших «хорошими манерами». Такое понимание культуры в некоторой мере сохранилось и до наших дней, это деление, таким образом, восходит к делению общества на культурных аристократов и некультурное простонародье.

     Впоследствии  под культурой стали понимать все, что создано человеком в отличие от естественного мира, природы. С позиций современной философии и науки, культура - очеловеченный, преобразованный людьми мир. Это вторая природа, надстроенная человеком над первой, «натуральной». Она, следовательно, включает в себя фактически то же содержание, что и понятия общества и цивилизации [2, С. 111].

     Культура  олицетворяет уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, т.е. того субъекта, которому она принадлежит. Культуру с этой точки зрения можно  представить как портрет социальной общности. Это связано с тем, что она складывается на протяжении длительного времени и представляет собой аккумуляцию своеобразного исторического опыта, который люди приобрели. Другими словами, каждая культура непременно имеет «историческое измерение» [1, С. 302].

     Культура  поэтому содержит в себе наиболее типичные, повторяющиеся, распространенные, воспроизводящиеся регулярно, черты  и свойства социальной общности. Общим  знаменателем всего многообразного содержания культуры, следовательно, можно считать традицию. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры, формируя ее своеобразие, а на поверхности общественной жизни она проявляется в виде привычки.

Можно сказать, что каждой культуре присущ механизм селекции, отбора, благодаря  которому она как бы отфильтровывает общественную жизнь, практику, оставляя в качестве культурных образцов, стандартов, канонов только некоторые элементы. Они становятся общими и в определённой мере обязательными для всех членов социальной общности.

     Культура  народа формируется и откристаллизовывается на протяжении целых исторических эпох. Она - «память» о прошлом, зафиксированная в стереотипах сознания и поведения, символах, обрядах и обычаях. Это - наиболее глубинные ее пласты, которые тысячью нитей связаны с более динамичными и меняющимися поверхностными слоями, отражающими специфику конкретной исторической эпохи и часто несущими в себе новое и противоречащее традициям содержание [5, С. 148].

     Польский  ученый Я. Щепанський  пишет, что  «трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура». Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в культурологии, где ему придается весьма различное содержание и разный смысл» [12, С. 201].

     По  А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

     - Под культурой подразумевают  определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление  (министерства культуры с разветвленным  аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

     - Под культурой понимается совокупность  духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.).

     - Культура выражает высокий уровень  качественного развития духовных  достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство») [10, С. 166].

     «Культура - это социологическое обозначение  для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей»  (антрополог Р.Бенедикт) [1, С. 300].

     «Культура - это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг).

     «Под  культурой будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок  или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм) [4, С. 99].

     Поэтому культура - это, прежде всего, процесс  возвышения над биологическими (т.е. природными) формами жизнедеятельности [10, С. 168]. 

     2. Две стороны культуры 

     Особый интерес представляет философская ипостась психоаналитической культурологии З. Фрейда. Фрейд не только использовал свое глубокое знание историко-философской традиции (особенно близки ему платоновское обоснование мифа, аристотелизированное Ф. Бретано картезианство и кантовский метод критической дедукции, нагруженный метафорами А. Шопенгауэра и Ф. Ницше), но и предложил собственную оригинальную, хотя и несколько эклектичную, систему философской культурологии. В сфере культурологии философствованию сложнее возводить стену иллюзий и рационализаций, поскольку культурология эти иллюзии и изучает. Вместе с тем конец иллюзиям кладет та же философия, вводя смерть в структуру мировоззрения и снимая чувство вины за предельное одиночество и страх «современности» [14, С. 305].

     В своей работе «Будущее одной иллюзии» (1927), определяя культуру как «все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных», Фрейд выделяет две ее стороны: «во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно - для дележа добываемых благ. Оба эти направления культуры связаны между собой…» [15].

     Фрейд определяет наличие у всех людей разрушительных тенденций, имеющих противообщественный и антикультурный характер, причем в поведении большого количества индивидов такие тенденции являются определяющими. Отсутствие у людей спонтанной любви к труду и бессилие доводов разума против их страстей полагаются распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь насилием.

     Культура  предстает как нечто навязанное сопротивляющемуся большинству меньшинством, присвоившим средства власти и принуждения. Фрейд утверждает, что каждая культура основывается на принуждении к труду и на отречении от первичных позывов и потому неизбежно вызывает оппозицию со стороны тех, кто от этого страдает. Как результат, помимо средств для приобретения благ и институтов их распределения, необходимо наличие средств защиты культуры - средств принуждения и других средств, призванных примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы [мазаник].

     Культурно обусловленные «лишения» Фрейд разделяет на две категории: распространяющиеся на всех и касающиеся определенных групп, классов, отдельных лиц. Первые из них (обусловленные запретами, накладываемыми на реализацию первичных позывов инцеста, каннибализма и страсти к убийству) рассматриваются как древнейшие, врожденные и составляющие ядро враждебности к культуре. Соответствующий отказ от первичных позывов демонстрирует, по мнению Фрейда, что развитие человеческой психики идет в направлении ухода внешнего принуждения внутрь и его интеграции в структуру Сверх-Я. Реализация такого процесса превращает людей из противников культуры в ее носителей. Ограничения же, накладываемые только на отдельные классы общества, напротив, вызывают зависть к привилегированным слоям и недовольство культурой в целом, создавая дезинтеграционные тенденции.

     Наряду  со степенью внутреннего освоения культурных предписаний (моральным уровнем  участников) к «психологическому арсеналу культуры» относятся сумма идеалов и творений искусства, а также религиозные представления (иллюзии культуры). Идеалы обеспечивают нарциссическую самоидентификацию человека с культурными достижениями, искусство же вызывает удовлетворение, компенсирующее подавление влечений.

     Культурная значимость религиозных представлений связана с тем, что они позволяют компенсировать чувство беспомощности, возникающее у человека перед силами природы. Первым шагом в этом направлении Фрейд считает очеловечивание природы, благодаря которому люди получают возможность реагировать своими действиями на ее состояния. Человек по-прежнему остается беззащитным, но избавляется от парализующей беспомощности перед безличными силами. При этом силы природы преображаются не просто в людей: им придается отцовский характер, они становятся богами. Данный процесс следует инфантильному (ощущение человеком в раннем детстве состояния беспомощности перед родителями) и филогенетическому (запечатленному в родовой психике) прообразам.

     Воспроизводя детский опыт, человек одновременно страшится «отца» и рассчитывает на его защиту. Накопление знаний о природе лишает ее антропоморфных черт. Однако сохранение беспомощности человека и тоски об отцовском начале обусловливает сохранение богов. Боги, согласно Фрейду, выполняют троякую задачу: устраняют ужасы природы, примиряют с жестокостью судьбы (прежде всего с фактом смерти), вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе.

Информация о работе Зигмунд Фрейд о культуре